Аудиторская деятельность в России: современное состояние и проблемы

О.Ю. Зиборева
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск, Российская Федерация
Baikal Research Journal
№4 2018

Аннотация. В статье раскрывается механизм функционирования рынка аудиторских услуг, который сформировался в настоящее время в Российской Федерации. Автор считает, что сформированная нормативно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности должна быть усовершенствована в будущем. Важным результатом развития аудиторской деятельности отмечено в статье создание и деятельность профессиональных институтов аудиторов, а также формирование аудиторского рынка.

Автором рассмотрены основные показатели рынка аудиторских услуг и тенденции развития по таким показателям, как:

  • количество аудиторских организаций, занятых в аудиторской деятельности, а также количество аудиторов, осуществляющих индивидуальную деятельность в Российской Федерации;
  • распределение субъектов, занятых в данной деятельности по регионам (федеральным округам);
  • распределение аудиторских организаций по России и другие важные показатели.

Особое внимание в статье уделено проблемам, связанным с работой саморегулируемых организаций аудиторов. Автор делает вывод, что современная экономическая ситуация в России, которая отягощена санкциями со стороны западных государств, не способствует развитию экономики, в частности - производства, которому необходимы современные технологии, инвестиции. Как следствие возникает сокращение объемов учетных работ, и, соответственно - объемов аудиторских проверок, что затрудняет развитие аудиторской деятельности в Российской федерации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Аудит, аудиторская деятельность, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, аудиторские услуги, международные стандарты аудита, качество аудита.

Современное состояние аудиторской деятельности и проблемы, связанные с ее осуществлением, определены Концепцией дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации1 (далее — Концепция). Как закреплено в самой Концепции, она представляет собой систему взглядов на развитие аудита до 2022 г.

1 Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2022 г.: одобрена Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 г., протокол № 23. URL: http/minfin.ru/common/upload/library/2016/06/main/proj_concep_ot230616.pdf.

Концепция называет итоги развития института аудита с момента его зарождения в России по настоящее время. Механизм функционирования рынка аудиторских услуг, который также имеет потенциал развития в будущем, сформировался. Сформирована и нормативно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности, однако, на наш взгляд, она должна быть еще более усовершенствована в будущем, во взаимоувязке с другими отраслями права, а внедрение международных стандартов аудита (МСА) на территории Российской Федерации должно быть подвергнуто еще большей адаптации и совершенствованию в будущем.

Важным результатом развития аудиторской деятельности является создание и деятельность профессиональных институтов аудиторов, а также формирование аудиторского рынка, который функционирует с условиями информационной открытости. Немаловажным итогом можно считать существование современной функционирующей системы регистрации индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, а также организационное оформление аудиторской профессии. Созданы системы профессиональной аттестации и внешнего контроля качества за осуществлением аудиторской деятельности, с возможностью воздействовать на тех аудиторов, которые нарушают всеобщие правила, нормы и требования.

Важными достижениями развития аудиторской деятельности также стали: создание системы общественного контроля, который по отношению к институту аудита является независимым, а также признание отечественного института аудита м его модели на международном уровне.

Если рассмотреть основные показатели рынка аудиторских услуг, то можно увидеть тенденции развития по таким показателям, как:

  • количество аудиторских организаций, занятых в аудиторской деятельности, а также количество аудиторов, осуществляющих индивидуальную деятельность в Российской Федерации;
  • распределение субъектов, занятых в данной деятельности по регионам (федеральным округам);
  • распределение аудиторских организаций по России и другие важные показатели.

Количество аудиторских организаций, а также аудиторов, занятых в РФ, рассматриваемое в динамике за 2015—2017 гг., представлено в табл. 1:

Таблица 1. Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации

Аудиторские организации и аудиторы На 01.01.15 На 01.01.16 На 01.01.17 На 31.12.17
Имеющие права на осуществление аудиторской деятельности всего, тыс.: 5,3 5,1 5,0 4,8
аудиторские организации 4,5 4,4 4,4 4,2
— индивидуальные аудиторы 0,8 0,7 0,6 0,6
Аудиторы — всего, тыс. 22,2 21,5 19,6 19,6
из них:
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата 3,4 3,5 3,5 3,6 4,0

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/ 06.07.2018).

Из таблицы видно, что динамика численности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов показывает изменения в сторону их количественного уменьшения за 2015—2017 г. Если рассматривать аудиторов, сдавших квалификационный экзамен, то можно отметить незначительный ежегодный рост количества сдавших, и динамичный скачок по этому показателю в сравнении начала периода 2017 г. с его концом (с 3,6 тыс. до 4 тыс. чел.). Этот факт говорит о том, то, несмотря на кризис, в профессии остаются работники, которым важно повышать свою квалификацию и иметь определенный статус профессионала.

Данные о количестве и численности субъектов аудиторской деятельности, распределенные по федеральным округам, представлены в табл. 2:

Таблица 2. Распределение количества аудиторских организаций и численности аудиторов, осуществляющих деятельность в федеральных округах

Федеральный округ Аудиторские организации, тыс. Индивидуальные аудиторы, тыс. Аудиторы (без индивидуальных), тыс. Аудиторы — всего, тыс.
2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017
Российская Федерация 4,4 4,2 0,6 0,6 19,0 19,0 19,6 19,6
в том числе:
Центральный 2,1 2,0 0,2 0,2 9,3 9,2 9,5 9,4
Северо-Западный 0,5 0,5 0,06 0,06 2,3 2,3 2,4 2,4
Южный 0,3 0,3 0,1 0,1 1,3 1,2 1,4 1,3
Приволжский 0,6 0,5 0,1 0,1 2,6 2,6 2,7 2,7
Уральский 0,3 0,3 0,05 0,05 1,4 1,4 1,4 1,4
Сибирский 0,4 0,4 0,06 0,06 1,3 1,4 1,4 1,5
Дальневосточный 0,1 0,1 0,03 0,03 0,6 0,6 0,6 0,6
Северо-Кавказский 0,06 0,06 0,02 0,02 0,2 0,3 0,2 0,3

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/(06.07.2018).

Из таблицы видно, что общее количество аудиторских организаций уменьшилось на 2 тыс. в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Уменьшение (по 1 тыс. организаций) произошло в Центральном и Приволжском федеральном округах. Количество индивидуальных аудиторов не изменилось. Всего количество аудиторов не изменилось, но произошло перераспределение показателя численности. Увеличение количества аудиторов (также по 1 тыс. чел.) наблюдается в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах.

Концепция также определяет круг проблем и вызовов, сложившихся в аудиторской деятельности, некоторые из них можно расценивать как угрозы для ее осуществления.

Современные экономические условия, сложившиеся в нашей стране, привели к снижению деловой активности и объема инвестиций, и, соответственно, сокращению клиентов в аудиторской деятельности, уменьшению средств у аудируемых лиц на привлечение аудиторов и консультантов, а также фиксации и падению цен на аудиторские услуги.

Отток иностранных инвестиций из страны был зафиксирован несколько лет назад — в 2014 г., что было связано с введением санкций против России, и повлекло уход с российских рынков зарубежных фирм. В 2015 г. кризис стал усугубляться, стали снижаться цены на нефть на мировом рынке и курс рубля, по отношению к твердым валютам. Следовательно, ухудшение международных отношений привело к оттоку иностранных инвестиций из нашей страны2.

2 URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/31718-mipovoy-pynok-investit-siy-v-2015-godu-pos-siya-poteppela-fiasko.html (05.03.2018).

Отрицательно складывается практика конкурсов закупок аудиторских услуг. Как отмечает Б.Ю. Лавров, в Российской Федерации отсутствуют условия, которые способствуют развитию лояльного механизма конкуренции, поскольку первоначальная цель правового регулирования в этой области правовых отношений заключена в формировании конкурентного рынка оказания услуг по проведению аудита. Б.Ю. Лавров акцентирует внимание на существенной детализации норм, утвержденных Федеральным законом о контрактной системе, в частности, используемых при проведении конкурсов, направленных на выбор аудиторских компаний — участников проведения обязательного аудита [1, с. 168].

Низкая востребованность аудиторских услуг связана с их недооценкой аудируемыми лицами, потенциальными заказчиками аудита, а также нет заинтересованности государства в инициативном аудите, она есть только при проведении обязательного аудита. СРО аудиторов, а также государственные органы, решающие вопросы по аудиторской деятельности, не разъясняют в полной мере предназначения аудита для эффективной экономики любой организации.

По нашему мнению, современные организации, у которых серьезный подход к своей эффективной экономике, стали больше обращать внимание на формирование эффективной системы внутреннего контроля. Следовательно, идет развитие института внутреннего аудита. Таким образом, инициативный аудит, осуществляемый аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, может быть менее востребован в современных кризисных условиях существования предприятий и индивидуальных предпринимателей.

А. Аренс и Дж. Лоббек анализировали зависимость стоимости аудиторских услуг от эффективности системы внутрихозяйственного контроля. На основе анализа они сделали выводы: чем эффективнее является СВК, тем меньше затрат приходится на получение достаточных аудиторских доказательств [2, с. 311—313; 3, с. 40].

В условиях экономического кризиса в нашей стране важно говорить о принципе рациональности. Как отмечает доктор экономических наук И.А. Слободняк, интегрированная информационная база в системе управленческого учета помогает осуществлению принципа рациональности при формировании внутренней управленческой отчетности [4, с. 30]. На наш взгляд, рациональное использование информационных ресурсов, сформированных в интегрированную базу, необходимо осуществлять и во внутреннем аудите: результаты аудиторских процедур, выполненных внутренними аудиторами; типичные ошибки; рекомендации по их исправлению — все это ведет к накоплению необходимой информации, которую можно анализировать, а результаты анализа предоставлять внешним аудиторам, и также планировать аудит.

Риск-ориентированный подход в аудите сегодня актуален. Как отмечает кандидат экономических наук Е.К. Копылова, уровень оценки риска значительно влияет на содержание программы по проведению аудита, выбор процедур; аудитор должен установить: соблюдены ли условия для нормального обеспечения учетно-аналитического процесса [5, с. 41].

Организации, заинтересованные в достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, и своевременной их сдачи в контролирующие органы, всегда стремятся поддерживать систему внутреннего контроля на должном уровне. Однако в практической деятельности не все организации придают системе внутреннего контроля большое значение, поэтому часто неизбежным следствием является обращение таких организаций к внешним аудиторам и проведению инициативного аудита.

Высококонкурентные условия предполагают проведение высококачественных аудиторских услуг, и дополнительным положительным эффектом при этом можно назвать сохранение отношений с руководством аудируемых лиц, необходимых для дальнейшей перспективы сотрудничества, поскольку обе стороны заинтересованы в получении взаимных выгод. Но если договор не продлен на следующий период, например, в результате тендерного размещения заказа, то факт его не продления не рассматривают как отрицательный эффект от аудиторской деятельности. В целом, человеческий фактор является основополагающим фактором, влияющим на эффективность проведения аудита, поскольку под его воздействием происходит правильное планирование аудита, применение стандартов, получение доказательств с оптимальными затратами [3].

Несовершенство нормативно-правовой базы, изменения в законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность, несогласованность некоторых норм также отрицательно влияет на развитие и состояние аудиторской деятельности.

Например, применение МСА в российской практике аудиторской деятельности вызывает ряд проблем: нехватка квалифицированных кадров, умеющих работать по Международным стандартам аудита; высокими остаются затраты на обучение аудиту по МСА; сложной являются структура и содержание МСА для перевода и понимания; отсутствуют российские автоматизированные программы, которые также тормозят адаптацию международных правил в отечественной практике аудита [6].

Внедрение МСА приводит к удорожанию аудита, а, значит к повышению стоимости аудиторских услуг. Неполное понимание аудиторами принципов МСА влияет на ошибочные профессиональное суждение аудитора и уверенность соответствия МСА [7].

В настоящее время в РФ не организовываются и не ведутся курсы аудиторов по их обучению /переобучению на бесплатной основе, как того требуют МСА. Также отсутствует специфическая бесплатная литература и аудиторы иногда применяют устаревшую информацию [6].

Правительство РФ признало МСА подлежащими применению на территории России3.

3 Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 25. Ст. 3659.

Но вопрос заключается в том, как осуществлять аудиторскую деятельность отечественным организациям и индивидуальным аудиторам в современных экономических условиях хозяйствования?

На наш взгляд нельзя не согласиться с утверждением доктора экономических наук Т.Ю. Серебряковой, С.П. Бараненко, А.В. Бусыгиной, которые говорят о том, что «большая четверка» не использует МСА как директивные документы, обязательные к применению. Данные компании используют собственные внутренние стандарты, которые являются «коммерческим секретом». [8; 9].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что создание внутренних стандартов аудита требует высоких профессиональных знаний и суждений в области аудиторской деятельности. Таким образом, профессиональное суждение и профессиональное мнение должны лежать в основе создания внутренних стандартов аудита, не противоречащих Международным стандартам аудита, поскольку профессионализм один из главных факторов выживания аудиторских организаций в кризисное время.

Насущными проблемами Концепция называет проблемы, связанные с работой саморегулируемых организаций аудиторов: низкие активность аудиторов в работе СРО и уровень корпоративного управления ими; неумение решать вопросы и задачи широкого общественного значения; недостаток финансовой базы, который препятствует осуществлению качественной методической, исследовательской деятельности; неоправданная конкуренция между СРО и невозможность оказания поддержки участникам СРО.

Современные СРО аудиторов — организации некоммерческого партнерства. Членство в СРО дает право на осуществление аудиторской деятельности. СРО аудиторов могут защищать своих членов в судебных разбирательствах, если установлено, что аудиторские услуги оказывались некачественно. Также саморегулируемые организации обеспечивают методическими материалами аудиторов, своевременно и согласно международным требованиям; обучают и дают возможность повышать квалификацию. СРО также являются связующим звеном между аудиторскими организациями и Советом по аудиторской деятельности, что является важным при принятии нормативных документов и продвижении интересов аудиторских организаций [10].

Количество саморегулируемых организаций аудиторов на 31 декабря 2016 г. составляло 5, а на 31 декабря 2017 г. всего 2 организации4.

4 URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_selfregulation/ (12.07.2018).

Количество аудиторов, являющихся членами СРО, включая и индивидуальных, представлено в табл. 3:

Таблица 3. Количество аудиторов, являющихся членами СРО, включая и индивидуальных аудиторов (чел.)

На 31 декабря РСА ААС
2016 8 493 5 836
2017 10 274 9 318

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_sel-fregulation/ (12.07.2018).

Из табл. 3 видно, что в аудиторских саморегулируемых организациях зафиксирован рост специалистов в 2017 г., по сравнению с 2016 г.. Скорее всего, это связано с объединением СРО.

Распределение членов СРО аудиторов, по федеральным округам, включая индивидуальных, представлено в табл. 4.

Таблица 4. Распределение членов СРО аудиторов по федеральным округам (чел.)

Федеральный округ РСА ААС
2016 2017 2016 2017
Российская Федерация 8 493 10 274 5 836 9 318
в том числе:
Центральный 4 750 5 552 2 421 3 784
Северо-Западный 876 1 081 865 1 346
Южный 402 506 678 892
Приволжский 977 1 271 937 1 410
Уральский 555 727 305 652
Сибирский 540 678 382 830
Дальневосточный 343 392 129 214
Северо-Кавказский 50 67 119 190

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_selfregulation/ (12.07.2018).

Из табл. 4 видно, что наибольшее количество аудиторов — членов СРО обеих организаций, находятся в Центральном и Приволжском федеральном округах, а наименьшее — в Северо-Кавказском федеральном округе. Методическая работа саморегулируемых организаций отражается в табл. 5.

Таблица 5. Методическая работа СРО

Показатели Год РСА ААС
Количество принятых стандартов аудиторской деятельности 2016 0 0
2017 0 0
Количество принятых методических материалов по вопросам аудиторской деятельности 2016 25 21
2017 26 25
Количество иных принятых правил (стандартов) 2016 0 0
2017 0 0
Количество проведенныхметодических (в том числе обучающих) мероприятий 2016 49 34
2017 92 74

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_selfregulation/ (12.07.2018).

Из табл. 5 видно, что ни одна из действующих организаций не приняла ни одного стандарта аудиторской деятельности или иного правила (стандарта). Возможно, что это происходит из-за того, что руководство СРО считают деятельность организаций устоявшейся, однако в связи с изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность, и окончательным признанием действия МСА на территории РФ, необходимо пересматривать также правила (стандарты), по которым работают СРО, поскольку признание действия МСА в России предполагает официальную интеграцию отечественной аудиторской деятельности в международную.

Недостаточный уровень квалификации аудиторов также называется Концепцией в числе значимых причин недоверия к профессиональному мнению аудиторов, а также действующая система аттестации не дает того уровня компетентности, который необходим аудитору на практике.

Повышение квалификации аудиторов не ориентировано на ее уровни, и часто носит формальный характер. СРО не обеспечивают необходимый уровень преподавания в данном случае, а также контроля за повышением квалификации.

В последнее время падает престиж аудиторской профессии. Такое явление происходит из-за экономической ситуации в стране, падения производства, а значит и снижения объемов работ на аудиторском рынке. О системе мотивации для профессиональных работников, с целью их удержания в профессии, говорить не приходится, по той простой причине, что сам рынок аудиторских услуг отбросит часть специалистов, которые не выдерживают конкуренции. В табл. 6 представлена информация о количестве аудиторов, прошедших повышение квалификации в 2016—2017 гг.

Таблица 6. Количество аудиторов, прошедших обучение по программам повышения квалификации

Саморегулируемая организация аудиторов Количество аудиторов, которые должны были пройти обучение Количество аудиторов, прошедших обучение
2016 2017 2016 2017
Всего 20 313 19 401 19 192 18 766
в том числе:
РСА 5 586 10 071 5 359 9 747
ААС 4 655 9 330 4 507 9 019
Некоммерческие организации, утратившие статус саморегулируемых организаций аудиторов 10 072 Х 9 326 Х

Составлено по данным: URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/EduAud/(12.07.2018).

Из табл. 6 видно, что плановое повышение квалификации должно были пройти большее количество человек, чем фактически обучилось. Так, в 2016 г. обучение прошли на 1121 чел. меньше, чем запланировали, а в 2017 г. меньше на 635 чел., что является значительными отрицательными показателями для аудиторской деятельности.

Специалисты-практики указывают на возникновение проблем на российском аудиторском рынке еще в докризисные годы, и связывают их с постепенным поднятием планки минимальной выручки, установленной для обязательного аудита, что обусловило сужение рынка. Вместе с тем возросла тенденция укрупнения бизнеса организаций, которая привела к падению спроса на услуги малых аудиторских организаций. Таким образом, с начала 2012 г. по начало 2016 г. число аудиторов в нашей стране значительно сократилось — на 20 % (с 26,8 тыс. до 21,5 тыс. чел.), количество аудиторских организаций уменьшилось на 18 % (с 6,2 тыс. до 5,1 тыс. чел.) [11].

Президент аудиторской фирмы «ФБК Grant Thornton» С. Шапигузов говорит о том, что аудиторская профессия пребывает в системном кризисе. Далее он говорит о том, что у трети организаций, которые себя позиционируют в роли аудиторских, в штате отсутствуют аудиторы, а у другой трети — их не более трех человек. Аудитор может числиться не в одной фирме, а в нескольких. В то же время, аудиторы могут зарегистрировать несколько организаций. Часто услуги не соответствуют стандартам, и только носят название аудита. Сложности возникают и у аудируемых лиц. До одной трети компаний не проводят обязательный аудит, но который должен проводиться обязательно согласно действующему законодательству [11].

В кризисные периоды аудируемые лица в первую очередь экономят на общехозяйственных расходах и, соответственно, на аудиторских услугах, что не может улучшить положение аудиторов. Как отмечает Е. Хромова, партнер группы аудиторской компании «БДО Юникон», в первую очередь тяжелое время наступило для аудируемых лиц, занятых в мелком и среднем бизнесе.

В их бюджет стали часто отсутствовать строки с расходами на консультационные услуги и услуги по проведению аудита, при этом, несмотря на инфляцию, цены на них не выросли. Усиление ценовой конкуренции — отрицательный фактор в бизнесе, поскольку приходится сохранять или снижать цены на аудиторские услуги [11].

Генеральный директор организации «Росэкспертиза» А. Козлов говорит о том, в кризисные времена ценовой демпинг носит массовый характер, и переходит все рамки приличия, и который наблюдается даже со стороны крупных аудиторских компаний. Также сократился платежеспособный спрос на проведение качественного аудита. Государство и СРО не могут отрегулировать эту проблему. Одновременно всплывает проблема «черного аудита», и она очень актуальна, поскольку вместо проведения аудиторской проверки аудируемое лицо фактически покупает документ о проведении аудита. Господин А. Козлов заявляет о том, что такое явление маскируется автоматизированными технологиями в аудите, но это не меняет сути такой проверки [11].

Однако открываются и новые возможности для отечественных аудиторов, например, обслуживание аудируемых лиц, которые отказались от дорогостоящих услуг «большой четверки», поскольку обозначилась соответствующая тенденция, причем не только у организаций государственного сектора, но и у коммерческих организаций, на что указывает управляющий партнер компании «Финэкспертиза» Н. Козлова. Она также отмечает, что это связано с оптимизацией расходов аудируемых лиц, и курсом на импортозамещение при получении услуг, и такая ситуация возможно сохраниться до того момента, пока российский бизнес не вернется на зарубежный рынок капитала. В аудиторской деятельности идет подготовка к борьбе за клиентов, а также снижению расценок на услуги. Эксперты также говорят об усилении ценовой конкуренции, о смене сферы деятельности мелкими компаниями, и возможном их уходе с рынка, а крупные фирмы должны будут расширить спектр услуг [11].

Концепция также говорит о существенных недостатках контроля качества в аудиторской деятельности, которые заключаются в формальных подходах к контролю из-за ограниченности правовых возможностей, влияющих на осуществление применения содержательных подходов к оцениванию рисков. В полной мере не работает и правовая система, согласно которой можно оценить недобросовестное поведение аудиторов.

Проверки качества аудита осуществляют СРО, при которых созданы комитеты, осуществляющие такие проверки. В комитетах работают сертифицированные эксперты, которые выдают заключение о качестве работы аудиторской организации и ее соответствия нормативно-правовым актам. Саморегулируемая модель аудиторской деятельности дала полномочия СРО осуществлять внешний контроль качества в аудиторской организации [12].

Проверка качества выполнения задания — процесс, выполненный по состоянию на или до даты заключения и призванный объективно оценить значимые суждения аудиторской группы и ее выводы, сделанные при формулировании заключения. Лица, которые осуществляют проверку качества, оценивают значимые суждения аудиторской группы, а также выводы аудиторского заключения. Оценка включает: обсуждение значимых вопросов вместе с руководителем проведенного аудита; анализ финансовой отчетности и аудиторского заключения, которое предлагается по итогам проведенного аудита; осуществление выборочной проверки документов, используемых при формировании профессиональных суждений и выводов; анализ правильности составления аудиторского заключения. Система контроля качества должна включать в себя политику, а также процедуры, которые состоят из следующих элементов: ответственность руководства за качество аудита; определенные этические требования; принятие, продолжение отношений с аудируемыми лицами и выполнение аудиторских заданий для клиентов; кадровые ресурсы; мониторинг.5

5 Контроль качества при проведении финансовой отчетности: МСА 220:(введен в действие на территории РФ приказом Минфина от 09 нояб. 2016 г. № 207н. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Типичные нарушения, выявленные при проведении внешнего контроля качества аудита, подразделяют по следующим направлениям: нарушения Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; стандартов аудиторской деятельности; Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций6.

6 URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_monitoring/ (12.07.2018).

К нарушениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» относят нарушения требований, связанных с:

  • применением определенного типа квалификационного аттестата;
  • не уведомлением СРО об изменениях сведений в реестре; членством в СРО;
  • хранением документов и их копий, полученных (составленных) при осуществлении аудита;
  • отказом от прохождения контроля качества аудита.

Нарушения, связанные с применением стандартов аудита к: форме, содержанию, подписанию, а также представлению заключения; системе контроля качества; рабочей документации; получению аудиторских доказательств; работе с нормативно-првовой базой; оценке существенных рисков; изучению информации о связанных сторонах; рассмотрению сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности; обязанностям аудитора по рассмотрению недобросовестных действий; выявлению и оценке событий после отчетной даты; правомерности использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица; порядку согласования условий проведения аудита и другие нарушения.

Нарушения, связанные с применением Кодекса профессиональной этики и Правил независимости, выявленные в отношении угрозы независимости, а также соблюдения принципов профессиональной компетенции и должностной тщательности.

Концепция дала и невысокую оценку интеграции российской аудиторской деятельности в международную аудиторскую практику. СРО аудиторов также не очень активно участвуют в деятельности Международной федерации бухгалтеров, а также не в полной мере контактируют с профессиональными институтами бухгалтеров других стран. Российское аудиторское сообщество фактически не участвует и в деятельности по совершенствованию МСА.

Процессы глобализации все-таки приводят к тому, что постепенно аудиторские компании становятся участниками международных аудиторских сетей. Минфин РФ одобрил порядок ведения перечня сетей, в котором отражается информация о российских и зарубежных компаниях, занятых в аудиторской деятельности. Такие перечни созданы для: использования саморегулируемыми организациями аудиторов, составления статистической отчетности, анализа рынка аудиторских услуг.

Аудиторские компании «большой четверки» созданы более ста лет назад и имеют значительный опыт в аудиторской деятельности, используют новейшие технологии, и заняты в крупных секторах рынка аудиторских услуг.

Из всего вышеизложенного становится совершенно понятным, что современная экономическая ситуация в России, которая отягощена санкциями со стороны западных государств, не способствует развитию экономики, в частности — производства, которому необходимы современные технологии, инвестиции. Данный отрицательный факт, который хочется подчеркнуть, является очень важным, потому что когда нет производства — нет объемов учетных работ, и, соответственно, нет объемов аудиторских проверок. Также данная ситуация не способствует росту благосостояния организаций, граждан и развитию международного сотрудничества в целом, и в частности, в аудиторской деятельности. Когда люди озадачены борьбой за выживание, наверное, остальное становится вторичным по значимости.

Мировая глобализация формирует единое пространство, и в нем движется капитал, информация, материальные блага. Однако, место России, как ресурсной страны, остается неизменным, что отрицательно сказывается на всех жизненно важных секторах и отраслях внутри страны. Чудовищные условия борьбы за выживание созданы на сегодняшний день как в экономике, так и в политике.

Список использованной литературы

1. Лавров Ю.Б. Открытый конкурс на право заключения договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности / Ю.Б. Лавров // Вестник Омской юридической академии. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 168—172.

2. Аренс Э.А. Аудит / Э.А. Аренс, Дж.К. Лообек; пер. с англ. А.А. Терехова. — 5-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 560 с.

3. Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок / Н.Ю. Исаева // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 10 (304). — С. 38—45.

4. Слободняк И.А. Информационная база для формирования информации бухгалтерской управленческой отчетности / И.А. Слободняк // Известия ИГЭА. — 2011. — № 5 (79). — C. 29—32.

5. Копылова Е.К. Риск необеспечения условий достоверности учетно-отчетной информации и его оценка на этапе планирования аудита / Е.К. Копылова // Известия ИГЭА. — 2011. — № 1 (75). — С. 41—43.

6. Лайпанов У.М. Актуальные проблемы применения Международных стандартов аудита в российской практике [Электронный ресурс] / У.М. Лайпанов, Т.М. Борлакова // Вестник Евразийской науки. — 2018. — Т. 10, № 1. — Режим доступа: https://esj.today.

7. Миннигалеева В.З. Проблемы и необходимость применения международных стандартов аудита в России [Электронный ресурс] / В.З. Миннигалеева // Концепт. — 2016. — Т. 15. — С. 1706—1710. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96260.htm.

8. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования / Т.Ю. Серебрякова // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 42. — С. 50-64.

9. Бараненко С.П. Проблемы и перспективы внедрения международных стандартов финансовой отчетности в России / С.П. Бараненко, А.В. Бусыгина // Экономика и социум: современные модели развития. — 2014. — № 8-1. — C. 70-82.

10. Тюпаева А.И. Развитие саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А.И. Тюпаева, Л.В. Азарова // Науковедение. — 2013. — Вып. 6. — Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/189EVN613.pdf.

11. Рушайло П. Рынок аудита. Все средства хороши [Электронный ресурс] / П. Рушайло // РБК+ — 2016. — № 1. — C. 108-109. — Режим доступа: http://www.rbcplus.ru/new s/5749f1af7a8aa95ae8c3563b?from=rbcplus.

12. Рыбакова О.М. Проверка качества аудита в России / О.М. Рыбакова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (2). — С. 38-46.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ