Лопастейская Л.Г.,
кандидат экономических наук, доцент;
Плотникова П.А.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск
Вопросы науки и образования
№2 (45) 2019
Аннотация: в статье рассмотрен процесс проведения аудита расчетов по страховым взносам, этапы аудиторской проверки, а также перечень документов организации, которые необходимы для проверки. Представлен список нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудита.
Расчеты с бюджетом по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования. С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). За нарушения со стороны начисления и уплаты страховых взносов организация и ее руководители несут административную и налоговую ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции, работ или услуг, поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. В связи с этим, работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.
Целью аудита расчетов по социальному страхованию является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверку правильности и полноты начисления и уплаты страховых взносов, а также, возможность предоставить организации рекомендации о законной оптимизации данных видов платежей.
При проведении аудита страховых взносов необходимо выполнить следующее:
В ходе проведения аудиторской проверки страховых взносов анализируются следующие документы компании:
Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. В ходе проверки необходимо обеспечить взаимодействие аудиторской службы с бухгалтерским и юридическим отделами организации, а также непосредственно с руководством.
Аудиторская проверка взносов на социальное страхование осуществляется в три последовательных этапа (Таблица 1).
Таблица 1. Этапы аудиторской проверки страховых взносов
Этап | Направление |
Ознакомительный |
Определение объекта налогообложения по страховым взносам; оценка аудиторских рисков и выявление уровня существенности; оценка систем бухгалтерского и налогового учета; определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; анализ документооборота; изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату страховых взносов; составление плана и программы проведения аудита. |
Основной |
Оценка правильности определения налогооблагаемой базы по страховым взносам, применения ставок страховых взносов; проверка выплат компенсационного характера, которые не подлежат обложению в пределах норм; проверка правильности назначения пособий, которые финансируются за счет средств социальных внебюджетных фондов; выборочная проверка расчетных ведомостей по оплате труда; проверка правомерности применения льгот по страховым взносам; проверка правильности, полноты и своевременности перечисления страховых платежей; проверка синтетического и аналитического учета по страховым взносам; проверка соответствия записей Главной книги и Бухгалтерского баланса данным синтетического и аналитического учета. |
Заключительный |
Анализ выполнения программы аудита; классификация ошибок и нарушений, выявленных в ходе проверки; подведение итогов аудиторской проверки; оформление результатов проверки по страховым взносам. Данные операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами аудиторской компании. |
На ознакомительном этапе аудитор составляет рабочие таблицы, в которых регистрируются основные данные и показатели, необходимые для дальнейшей работы. К примеру, составляется таблица, в которой регистрируются документы компании, на основании которых будет проходить проверка, наличие данных документов, инициалы ответственного лица за ведение данного документа и примечание. К рабочим таблицам аудитора, также относится план и программа аудиторской проверки. Примерный план аудиторской проверки представлен в Таблице 2.
Таблица 2. Примерный план аудиторской проверки
Проверяемая организация | ООО «Стройснаб» | |
Период аудита | с 01.01.18г. по 31.12.18 г. | |
Количество человеко - часов | 120 | |
Руководитель аудиторской группы | ||
Состав аудиторской группы | Аудитор, ассистент аудитора | |
Планируемый аудиторский риск | 2% | |
Планируемый уровень существенности |
1) качественно - соответствие действующему законодательству 2) количественно -2% |
|
Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнители |
1. Аудит оформления первичных документов по учету выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов | 15.02.2019 | Аудитор, ассистент аудитора |
2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и ФСС | 16.02.2019 | Аудитор, ассистент аудитора |
3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС | 17.02.2019 | Аудитор, ассистент аудитора |
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности, расчетов по страховым взносам и регистров бухгалтерского учета | 18.02.2019 | Аудитор, ассистент аудитора |
5. Оформление результатов проверки | 19.02.2019 | Аудитор, ассистент аудитора |
После проведения подготовительных работ аудитор переходит к следующему, самому важному этапу, на котором осуществляется аудиторская проверка.
Основной этап начинается с проверки правильности формирования налогооблагаемой базы в соответствии с действующим законодательством. Для этого необходимо осуществить следующие операции:
Процесс проверки первичной документации включает в себя:
Далее аудитор производит проверку начисленных пособий и сумм компенсационного характера. Для проверки начислений пособий следует:
Для контроля выплат компенсационного характера необходимо:
В соответствии со ст. 422 суммы компенсаций освобождены от обложения страховыми взносами, за исключением сумм компенсаций за неиспользованный отпуск. Так, например, к компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда здоровью, бесплатное предоставление жилых помещений, продуктов питания, топлива, стоимость натурального довольствия, спортивной формы и др.
Далее аудитор осуществляет проверку учета, своевременности и правильности исчисления и перечисления страховых взносов. Данная проверка предполагает:
Заключительным этапом является подведение итогов аудиторской проверки, результаты которой обобщаются в рабочих документах аудитора. В аудиторском заключении аудитор выражает свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности проверяемой организации.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: Юнити-Дана, 2017. 552 с.
3. Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 482 с.