В.В. Московцев,
Е.Е. Агафонова
Социально-экономические явления и процессы
№2 2010
В статье раскрыто понятие малого бизнеса в России и за рубежом. Определены тенденции его развития. Выявлены основные источники финансирования предприятий. Установлена приоритетная роль государства в решение проблемы накопления первоначального капитала в малом бизнесе.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается бурное развитие малого предпринимательства. Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут эффективно существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой многочисленный слой частных собственников, тем самым играют значительную роль в социально-экономической жизни страны. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Методика определения малых предприятий претерпевала изменения во времени. В настоящее время методология ЕС включает комбинацию критериев по численности занятых, годовому обороту и валюте баланса:
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России в настоящее время регулируется принятым 24 июля 2007 г. Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
С 1 января 2008 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Аналитические критерии малого и среднего предпринимательства в своей социально-экономической трактовке могут определяться теми целями и задачами, которые призвано решить малое предпринимательство.
Последнее десятилетие создало основу для выживания предприятий малого бизнеса в сложившейся в 2008 г. сложной экономической ситуации. Статистика свидетельствует, что число малых предприятий и число занятых на них растет с одновременным снижением безработицы.
В 2008 г. число малых предприятий возросло на 18,5 % по сравнению с 2007 г.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и организациях экономики России составляет в среднем 10 %. По данным Росстата, на одном предприятии в среднем по России трудится на постоянной основе 8 чел. Наибольшее число работников малого бизнеса трудится в торговле (около 1/3), а также в промышленности, строительстве и в сфере предоставления услуг.
В сумме по всем видам экономической деятельности оборот малых предприятий в 2008 г. увеличился на 3258,7 млн руб. по сравнению с 2007 г. Особенно это заметно в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; строительство; гостиницы и рестораны; транспорт и связь. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране достаточны резервы роста предприятий малого и среднего предпринимательства.
Исходной проблемой развития малого бизнеса является формирование стартового капитала, создание необходимых условий для его расширенного воспроизводства. Создание собственного дела предполагает, в первую очередь, наличие имущества для формирования первоначального капитала, им определяется масштаб деятельности, он является показателем делового авторитета и основополагающей базой роста бизнеса. В. Н. Глухов в своем исследование дает такое определение первоначального капитала малого бизнеса - «это материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, которыми обладает или которые может привлечь предприниматель в первый год своей деятельности» [1].
Успешное развитие бизнеса в большой степени зависит от возможностей его финансирования. В теории и практике источники финансирования делят на две категории: собственные и заемные (рис. 1).
На стадии первоначального формирования капитала их соотношение может быть различными и зависит от способа образования предприятия и отрасли деятельности. Для малых предприятий предпочтительнее использование менее рискованных и более дешевых средств, что является условием обеспечения финансовой устойчивости бизнеса.
Отсутствие или нехватка финансовых ресурсов для начала малого бизнеса и сложности легального их приобретения у государства могут подтолкнуть предпринимателей к контактам с теневой экономикой, тем самым способствуя постепенному внедрению последней в малые предприятия, подчиняя их себе.
Необходимо отметить, что предприниматель -это человек, имеющий склонность к риску. По данным статистики около 20 % малых предприятий способны «выжить» в рыночной экономике. Другими словами четверо из пяти начинающих бизнесменов будут вынуждены закрыть свою фирму в силу различных причин и обстоятельств. Однако каждая следующая попытка начать собственное дело увеличивает вероятность успеха на 20 %.
Развитие малого и среднего предпринимательства - непременное условие технического прогресса любого государства в современных условиях. В США и других развитых странах малые фирмы дают почти половину всех крупных научно-технических нововведений.
В условиях научно-технического прогресса одним из центральных элементов системы финансирования предпринимательства в ЕС стали инвестиции в венчурные компании и их господдержка. В 1994 г. основан Европейский инвестиционный фонд для финансирования малого и среднего предпринимательства - источник венчурного капитала и гарант микрокредитования. В странах ЕС при создании нового предприятия 40 % стартового капитала можно сформировать за счет долгосрочных льготных кредитов сроком на 20 лет. Так, в Германии государственная система поддержки предпринимательства по данным на 2008 г. включает порядка 500 программ. В 27 странах ЕС основу предпринимательства (91 %) составляют предприятия малого бизнеса, с численностью занятых до 10 человек. Всего в Евросоюзе насчитывается более 23 млн малых и средних компаний, представляющих 75 млн рабочих мест [2]. В России, в свою очередь, также создан государственный Фонд развития, располагающий значительными финансовыми средствами для стимулирования экономического развития страны, включая малое и среднее предпринимательство. Однако вышеуказанный фонд в России в отличие от стран ЕС не способствует развитию малого предпринимательства.
Обеспечивая финансовую стабильность бизнеса, посредством укрепления нормативной базы, власти развитых стран стремятся предоставить предпринимателям доступ к дешевым кредитным и финансовым ресурсам. Принятый в России федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» напротив, имеет недоработки, связанные с защитой прав собственников, налоговой нагрузкой, тем самым «вынуждая» значительную часть российского малого и среднего бизнеса продолжать действовать в теневом секторе экономики.
Нормирование первоначального капитала состоит в обеспечении устойчивости малых предприятий. Важной задачей государства в настоящее время является легализация всех собственных и заемных средств, используемых предприятиями для организации своего дела. Без эффективной государственной политики в виде налоговых льгот, кредитов с приемлемыми для предпринимателей процентами, защиты от «бюрократического аппарата» малые и средние предприятия, формирующие по данным статистики более 40 % ВВП страны, будет испытывать дефицит финансовых средств для начала и развития бизнеса.
Литература
1. Глухов В.Н. Роль торгово-промышленных палат в формировании первоначального капитала малого бизнеса в России: дис.... канд. экон. наук. Волгоград, 2001. С. 41.
2. Шмелев Н. Экономика здравого смысла // Бизнес-журнал. 2008. № 06. С. 10-14.
3. URL: http://www.smallbiznes.net/Business.php