Лебедева А.Д.,
Старший преподаватель
Данило Л.А.
Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика
Костанайский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Челябинский государственный университет»,
Республика Казахстан, г. Костанай
Актуальные вопросы экономических наук
№57 2017
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и на уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
Проблемы взимание прямых налогов в Российской Федерации, будучи нерешенными, так или иначе продолжают существовать и наносить вред экономике страны. В современном обществе уменьшение недополучения прямых налогов в бюджет является необходимым условием сокращения социально-экономических проблем.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг) [1, с. 49].
В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом [2, с. 64].
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
Как утверждает П.П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.) [3, с. 59].
Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.
Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1.
Таблица 1. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов, % |
||||
Виды доходов | 2013 | 2014 | 2015 | 2014/2013 | 2015/2013 |
Всего налоговых доходов | 11600,38 | 14788,39 | 16562,92 | 27,48 | 42,78 |
Налог на прибыль организаций | 1 774,57 | 2 270,54 | 2 355,70 | 27,95 | 32,7 |
Налог на доходы физических лиц | 1 790,50 | 1 995,81 | 2 261,48 | 11,47 | 26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 406,31 | 2 042,55 | 2 459,40 | 33,45 | 74,9 |
Общие доходы в периоде с 2013 по 2015 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2013 по 2015 увеличились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26.3 %. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9 % [4, с. 19].
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2013 по 2015 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7 % и 74,9 % соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб. представлены в таблице 2.
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых - 40.4 % и налог на прибыль организаций - 19,2 %, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2 % и 1,8 % соответственно.
Таблица 2. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги | 2013 г. | Удельный вес (%) | 2014 г. | Удельный вес (%) | 2015 г. | Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: | 366520 | 100 | 421134 | 100 | 491786 | 100 |
Налог на прибыль организаций | 78802 | 21,5 | 87596 | 20,8 | 94423 | 19,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 130481 | 35,6 | 160873 | 38,2 | 198682 | 40,4 |
Налог на доходы физических лиц | 12828 | 3,5 | 8844 | 2,1 | 8852 | 1,8 |
Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации (таблица 3).
Таблица 3. Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.
Налоги | 2013 г. | Удельный вес (%) | 2014 г. | Удельный вес (%) | 2015 г. | Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: | 890382 | 100 | 1260302 | 100 | 1557244 | 100 |
Налог на прибыль организаций | 33478 | 37,6 | 51798 | 41,1 | 658714 | 42,3 |
НДФЛ | 251088 | 28,2 | 412119 | 32,7 | 527906 | 33,9 |
НДПИ | 77463 | 8,7 | 123510 | 9,8 | 175969 | 11,3 |
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3 %, налог на доходы физических лиц - 33,9 % и налог на добычу полезных ископаемых -11,3 %. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7 %, налога на доходы физ. лиц - на 5,7 % и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6 %.
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1 %, налога на прибыль организаций - 11,7 %. (таблица 4).
Таблица 4. Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги | 2013 г. | Удельный вес (%) | 2014 г. | Удельный вес (%) | 2015 г. | Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: | 410571 | 100 | 558357 | 100 | 692358 | 100 |
НДФЛ | 231562 | 56,4 | 333897 | 62,1 | 429954 | 59,8 |
Налог на прибыль организаций | 54195 | 13,2 | 70353 | 12,6 | 81006 | 11,7 |
НДПИ | 27919 | 6,8 | 42993 | 7,7 | 62312 | 9,0 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 гг. -16,35 % и 17,3 % соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2013-2015 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [4, с. 15].
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 5.
Таблица 5. Доля НДФЛ в налоговых доходах, %
Динамика налоговых доходов | Отклонение | ||||
Виды доходов | 2013 | 2014 | 2015 | 2014 / 2013 | 2015 / 2014 |
Консолидированный бюджет РФ | 38,1 | 39 | 41,9 | 2,4 | 7,4 |
Местные бюджеты | 68,3 | 70,3 | 69,9 | 2,9 | -6,0 |
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2014 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2013 г., а в 2015 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2014 г.
Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г., а также в 2015 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2014. г.
В 2015 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей из них 25,1 % составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7 % - налог на доходы физических лиц и 0,4 % -налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 6.
Таблица 6. Структура задолженности по прямым налогам за 2015 год
Задолженность | Из нее | |||||
млрд. рублей | в % к итогу | недоимка | урегулированная задолженность | |||
млрд. | в % к итогу | млрд. руб. | в % к итогу | |||
Всего | 770,3 | 100 | 405,3 | 100 | 365 | 100 |
в том числе: налог на прибыль организации |
165,6 | 25,1 | 64,1 | 15,8 | 100,5 | 27,5 |
НДФЛ | 5,4 | 0,7 | 2,9 | 0,7 | 2,5 | 0,7 |
НДПИ | 3,7 | 0,4 | 1,9 | 0,5 | 1,7 | 0,5 |
Недоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 405,3 млрд. рублей. Урегулированная задолженность за 2015 год составила 365 млрд. рублей.
Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства и задолженность, взыскиваемую судебными приставами, можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.
Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства.
По нашему мнению, необходимо выбрать правильные и чётко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс российской федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2015) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04 января 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 26.
2. Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России [Текст] / Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2014. - 562 с.
3. Грушевский П.П. Бюджетная система [Текст] / П.П. Грушевский. -М.: Омега-Л, 2015. - 854 с.
4. Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Б. Грозовский // Ведомости. - 2015. - № 5. - С. 8-12.