Миллер Татьяна Евгеньевна
старший преподаватель кафедры
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»,
г. Симферополь, РФ
Символ науки
№10-1 2016
Аннотации
Статья содержит применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам. Рассмотрено на действующем предприятии применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам.
Экспресс-анализ представляет собой наглядную оценку финансового состояния и динамики развития организации [1]. Он завершается выводом о целесообразности или нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений [6]. Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактические объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях плановой экономики.
Действующая в настоящее время форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» не предусматривает необходимости пересчета фактических данных о продажах в базисные цены реализации и при базисной себестоимости единицы продукции. Поэтому целесообразным является применение более совершенной методики экспресс-анализа прибыли от продаж, основанной на использовании индексного метода.
Теоретико-методологические разработки в области бухгалтерского учета и отчетности, финансово-экономического анализа и аудита, экономико-математические методы, в том числе, и индексный метод, нашли свое отражение в решении аналитических задач отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как М.И. Баканов, В.И. Бариленко, И.А. Бланк, В.В. Бочаров, Л.Т. Гиляровская, А.В. Грачев, Л.Л. Ермолович, Л.В. Донцова, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н.П. Любушин, М.В. Мельник, В.Ф Палий, В.В. Панков, Г.В. Савицкая, Р.С. Сайфулин, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет и др.[8].
Индексный метод применяется при анализе деятельности предприятия, когда для решения поставленной задачи средних величин недостаточно. Индекс - это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в рассматриваемых условиях выше или ниже уровня того же явления, но в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики) и в пространстве (территориальные индексы). При построении индексов качественных показателей (цены, себестоимости, производительности труда, продуктивности) веса берутся на уровне отчетного года. Например, индекс цены (Ip):
Ip = ∑p1g1/∑p0g1,
где - р1 и р0, соответственно цены отчетного и базового периодов;
g1 - весовые значения цен.
Экономическое значение имеет изменение цен именно того количества товаров, которое продавалось в текущем периоде; на покупках именно этого товара население получило выгоду (экономию) в результате снижения цен. Исходная информация для иллюстрации индексного метода для экспресс-анализа [ 1] прибыли от продаж по факторам представлена в табл. 1, составленной по данным формы финансовой отчетности № 2 «Завода «Фиолент - «Отчета о прибылях и убытках».
Таблица 1. Факторный анализ прибыли от продаж (по данным формы № 2) «Завода «Фиолент» за 2014-2015 гг., тыс. руб.
№ п/п | Показатели | За 2014 год | За 2015 год |
1 | Выручка (нетто) от продаж |
∑q0 х p0 980214 |
∑q1 х p1 1345706 |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 859707 | 837519 |
3 | Управленческие расходы: | 73337 | 256904 |
4 | Коммерческие расходы: | 30416 | 34677 |
5 | Полная себестоимость продаж (п. 2 + п. 3 + п. 4) |
∑q0 х s0 963460 |
∑q1 х s1 1129100 |
6 | Прибыть от продаж (п. 1 - п. 5) |
П0 16754 |
П1 216606 |
7 | Индекс цен отчетного периода к предыщущему периоду: Jцен = (∑ql х p):(∑ql х p0) | 1,0 | 1,383514 |
8 | Отчетный объем реализации продукции, работ, услуг в ценах предыщущего периода | х |
∑q1 х p0 972672 * |
* ∑p1p0 = 1345706 : 1,383514 = 972 672 тыс. руб.
Условные обозначения:
Индекс цен отчетного периода к предыдущему по данным формы № 2 невозможно рассчитать по причине недостатка информации [2]. Он рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Индекс цен (1,383514) свидетельствует о том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетного периода выше цен предыдущего периода примерно на 29,10%.
Информация, содержащаяся в таблице 1, позволяет: определить изменение прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов:
В нашем примере прибыль от продаж отчетного периода больше аналогичного показателя предыдущего периода на 199852 тыс. руб. (216606 - 16754). Это изменение явилось результатом действия следующих факторов:
1. Изменения объема продаж:
J = (∑q1 x p0):(∑q0 x p0) = 972672 тыс. руб.: 980214 тыс. руб. = 0,990000.
ΔП(q) = П0 х (Jq - 1);
ΔП(q) = 16754 х (0,990000 - 1) = - 167,54 тыс. руб.
2. Изменения полной себестоимости продаж:
aq1s1 = 1129100 тыс. руб.
aq1s0 = Jq х aq0s0;
aq1s0 = 0,990000 х 963460 = 953 825 тыс. руб.
Изменение полной себестоимости в отчетном периоде по сравнению с предыдущим:
aq1s1 - aq1s0 = 1129100 - 953 825 = +175275 тыс. руб.
- Изменение полной себестоимости в отчетном периоде по сравнению с предыдущим:
aq1s1 - aq1s0 = 1129100 - 953 825 = +175275 тыс. руб.
- Влияние этого фактора на прибыль:
ΔП(s) = -(aq1s1 - aq1s0) = -175275 тыс. руб.
3. Изменения цен на реализуемую продукцию:
- Отчетный объем продаж в ценах отчетного периода:
aq1p1 = 1345706 тыс. руб.
- Отчетный объем продаж в ценах предыдущего периода:
aq1p0 = 972 672 тыс. руб.
Влияние изменения цен на выручку и прибыль от продаж:
ΔП(р) = aq1p1 - aq1p0;
ΔП(р) = 1345706 - 972672 = +373034 тыс. руб.
Проверка:
ΔП(р) = ΔП(q) + ΔП(s) + ΔП(р) = П1 - П0;
(-167,54 тыс. руб.) + (-175275) + (+373034) = -175442 + 373034 ~ 199852 тыс. руб.
При углублении анализа желательно детализировать влияние каждого из рассматриваемых факторов [3]. Влияние первого фактора может быть детализировано по конкретным позициям номенклатуры продукции.
Влияние второго фактора, т.е. изменения полной себестоимости продаж, можно детализировать по трем составным частям: изменению операционной себестоимости, управленческих и коммерческих расходов:
Влияние третьего фактора (изменения цен) можно детализировать по конкретным наименованиям реализованной продукции [4].
Таким образом, для индексного метода оценки влияния факторов на формирование прибыли от продаж достаточно данных формы финансовой отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках». Эти данные, а также результаты самого индексного метода, являются основой для проведения дальнейшего, более глубокого анализа - управленческого анализа финансовых результатов предприятия, который проводится с использованием бухгалтерских документов для внутреннего пользования.
Список использованной литературы:
1. Акуленко Н.Б. Экономический анализ: Учебное пособие / под ред. Гарновой В.Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 156 с.
2. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчётности внешними пользователями: учеб. пособие / К.К. Арабян. - М .: КНОРУС, 2010. - 304 с.
3. Бариленко В.И., Герасимова Е.Б., Петрусевич Т.В. Теория экономического анализа: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2012.
4. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Калининой А.П., Мазуровой И.И. СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
5. Миллер Т.Е. Бухгалтерский учет и анализ. Сборник тестовых заданий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов квалификационного уровня «Бакалавр» / Т.Е. Миллер- Электрон. текстовые данные. Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. 120 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54699. - ЭБС «IPRbooks».
6. Серков Л.Н. Финансовое оздоровление предприятия на основе управления денежными потоками // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2016. Т. 1.№ 5 (5).С. 143-146.
7. Сигидова Е.А. Бухгалтерский учет и анализ. Практикум: учеб. пособие / под ред. Оксанич Ю.И М.: ИНФРА-М, 2014.