Л.М. Тимирханова
Вестник Удмуртского университета.
Серия «Экономика и право»
Т.27 2017
Рассматривается влияние на принятие решений по привлечению заемного капитала порядка предоставления гарантий и субсидирования процентных расходов по обслуживанию кредитов за счет средств федерального бюджета РФ. Представлены виды субсидий для предприятий оборонно-промышленного комплекса, их объем и структура. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты, определяющие порядок предоставления гарантий и субсидий. Особое внимание уделяется изменению стоимости заемного капитала при привлечении банковских кредитов предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Приведены данные об изменении средневзвешенной ставки по кредитным ресурсам АО ИЭМЗ «Купол». Обращается внимание на благоприятное снижение стоимости заимствований, а также повышение риска потери финансовой устойчивости в условиях изменения механизма субсидирования за счет бюджетных средств.
Одной из важнейших задач в финансовом менеджменте является привлечение необходимого капитала для обеспечения текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Традиционно капитал разделяется на собственный и заемный. В состав последнего включаются средства, полученные путем заимствования у других организаций, банков, государства.
Под управлением заемным капиталом понимается совокупность способов и методов разработки и реализации управленческих решений, обеспечивающих привлечение необходимых ресурсов в форме кредитов, займов, финансового лизинга в соответствии с потребностями предприятия на наиболее привлекательных для него условиях. К основным этапам управления заемным капиталом можно отнести анализ существующей структуры капитала предприятия, определение необходимого объема вновь привлекаемого капитала, оценка его стоимости, оценка финансовой устойчивости предприятия при привлечении дополнительного объема заемного капитала, оценка эффекта финансового рычага для учета влияния привлекаемого заемного капитала на рентабельность собственного капитала организации. Важнейшим этапом является оценка стоимости источников заемного капитала. Сравнение альтернативных источников по данному параметру позволяет выбрать наиболее привлекательный вариант с наименьшей стоимостью.
На стоимость заемного капитала влияют различные факторы. К их числу относятся положения действующего законодательства, в частности бюджетного и налогового. Рассмотрим влияние программ поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса на принятие ими решений в области управления заемным капиталом.
К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятий ОПК, относятся, прежде всего, Федеральный закон от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Постановления Правительства РФ от 16.05.2016г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса»», от 06.02.2013г. № 97 «О государственных гарантиях РФ по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы»», от 30.03.2009г. № 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям ОПК субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции», от 31.12.2010 г. № 1215 «О предоставлении государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа», РФ от 04.09.2015. № 934 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа» и др. [1-3].
ФЗ «О государственном оборонном заказе» включает определение уполномоченного банка, указание случаев, при возникновении которых организациям ОПК необходимо использовать отдельные счета уполномоченных банков. Введение статуса уполномоченного банка позволяет государству контролировать операции, проводимые со средствами федерального бюджета предприятиями ОПК посредством мониторинга движения средств на счетах, специально отведенных для расчетов по государственному оборонному заказу. Банк, претендующий на статус уполномоченного, должен соответствовать следующим требованиям:
В соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе» для предприятий ОПК не допустимо использование специального счета в случаях предоставления или возврата ссуд, займов или кредитов, а также процентов по ним, если данные операции не связаны с выполнением государственного оборонного заказа. Если заимствования были предоставлены самим уполномоченным банком для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, то предприятие осуществляет заимствования и кредитные выплаты с использованием специально отведенного для этого счета только в уполномоченном банке. Таким образом, заимствования для выполнения государственного заказа, то есть основной объем заимствований, производимых предприятиями ОПК в современных условиях, могут быть осуществлены только у уполномоченных банков. Во многом подобная ситуация сложилась из-за того, что данные заимствования выдаются под гарантии государства и с субсидированием процентных расходов по полученным кредитам. Сужая список кредитных организаций, имеющих статус уполномоченного банка, государство ограничивает риски, связанные с обслуживанием бюджетных средств [1].
В Постановлениях Правительства РФ установлен порядок и условия предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым организациями ОПК для целей выполнения государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов, заключенных с МО РФ, а также порядок исполнения обязательств по гарантиям, порядок и условия предоставления организациям ОПК субсидий на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» [2; 3].
Рассмотрим их реализацию более подробно. Кредиты, используемые предприятиями ОПК для выполнения государственного оборонного заказа, могут выдаваться под государственные гарантии, а проценты по ним - субсидироваться. Данные гарантии предоставляются для исполнения обязательств предприятия ОПК в части возврата до 100% суммы кредита (погашения основного долга) по кредиту (в том числе по кредиту в рамках возобновляемой кредитной линии), привлеченному им для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов. Порядок субсидирования процентных расходов варьируется в зависимости от целей, достижение которых требует привлечения кредитов и от условий кредитных договоров [2].
При осуществлении инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции возможны следующие варианты предоставления субсидий:
а) при привлечении кредита в рублях:
б) в случае если организация получила кредит в иностранной валюте, субсидии предоставляются ежеквартально в рублях из расчета до 2/3 суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту. Максимальный размер субсидий по кредитам рассчитывается, исходя из ставки по кредиту в размере 12% годовых.
Субсидии из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения предоставляются в следующем виде:
а) при привлечении кредита в рублях:
б) при привлечении кредита в иностранной валюте размер субсидии, предоставляемой организации, определяется в российских рублях из расчета 2/3 суммы произведенных ею затрат на уплату процентов по кредиту. При расчете максимального размера предоставляемой субсидии процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 9% годовых [2; 3].
За период с 2012 по 2015 г. ставка рефинансирования (с 01.01.2016. ключевая ставка) ЦБ РФ составляла 8,25%, следовательно, основным ориентиром для определения субсидии были ставки 6,19% и 5,5%, при условии, что ставка по кредиту больше или равна ставке рефинансирования. Таким образом, реальная стоимость кредитных ресурсов существенно сокращается.
Объемы субсидирования предприятий ОПК за счет средств федерального бюджета РФ в 2012 г. составили - 3996454,6 тыс. руб., в 2013 г. - 3630734,4 тыс. руб. [5; 6]. Ситуация существенно изменяется в 2014 г. Происходит увеличение объема бюджетных средств, направляемых на субсидирование предприятий ОПК: в 2014 г. примерно в 2,8 раза по сравнению с 2012 г. Такое положение возникло в связи с выделением субсидий предприятиям ОПК на возмещение процентов по кредитам. Объемы субсидирования предприятий ОПК за счет средств федерального бюджета РФ за 2014-2015 гг. отражены в табл. 1 [7; 8].
Таблица 1. Субсидии предприятиям ОПК из федерального бюджета в 2014-2015 годах
Показатели | Год | |||
2014 | 2015 | |||
тыс. руб. | Удельный вес,% | тыс. руб. | Удельный вес,% | |
Субсидии казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса | 3 389 800,0 | 33,59 | 2 587 360,2 | 32,21 |
Субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства | 858 523,2 | 8,51 | 1081013,4 | 13,46 |
Субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции | 938 153,1 | 9,29 | 1 855 000,0 | 23,09 |
Субсидии российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам | 4 905 000,0 | 48,61 | 2 510 000,0 | 31,24 |
Всего | 10091476,3 | 100 | 8033373,6 | 100 |
При формировании данных табл. 1 были использованы приложения к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за соответствующий год. В настоящее время закон об исполнении федерального бюджета за 2016 г. еще не опубликован, поэтому объемы субсидирования предприятий ОПК представлены за 2014 г. по 2015 г. На основе представленных данных необходимо отметить увеличение объема бюджетных средств, которые направлены на субсидирование предприятий ОПК по причине выделения значительных средств на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам. Удельный вес указанных субсидий в общем их объеме составил 57,9% в 2014 г. и 54,33% в 2015 г.
Рассмотрим влияние механизма субсидирования предприятий ОПК на стоимость заемного капитала на примере АО ИЭМЗ «Купол».
Таблица 2. Заемный капитал и ставки по кредитным средствам АО ИЭМЗ «Купол» в 2012-2014 годах [4]
Показатели | Год | ||
2012 | 2013 | 2014 | |
Заемный капитал, тыс. руб. | 6153931 | 10129896 | 19143767 |
Сумма начисленных процентов (с учетом субсидирования), тыс. руб. | 30107 | 8618 | 683 |
Средняя ставка по кредитным средствам (с учетом субсидирования), % | 0,42 | 0,11 | 0,01 |
Сумма начисленных процентов, тыс.руб. | 87119 | 628685 | 1238908 |
Средняя ставка по кредитным средствам, % | 1,22 | 7,72 | 8,46 |
Представленные в таблице данные свидетельствуют о существенном увеличении заемного капитала с 7,16 млрд руб. в 2012 г. до 14,64 млрд руб. в 2014 г. Подобное положение во многом обусловлено изменением в 2013 г. схемы финансирования предприятия в рамках выполнения государственного оборонного заказа. Министерство обороны РФ не авансирует в прежнем порядке его выполнение АО ИЭМЗ «Купол», поэтому предприятие для выполнения государственного оборонного заказа вынуждено использовать банковские кредиты. В годовых отчетах предприятия за 2013-2014 гг. указаны кредитные соглашения, заключенные с Банком ВТБ, а также договоры о предоставлении государственной гарантии, заключаемые с МФ РФ, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», Банком ВТБ. С 2015 г. годовые отчеты АО ИЭМЗ «Купол» отсутствуют в открытом доступе, что не позволило представить в данной статье информацию об изменениях в стоимости заемного капитала данного предприятия в 2015-2016 гг.
Вступивший в действие механизм субсидирования позволил предприятию использовать кредиты банков в большем, чем ранее объеме. Так, в 2012 г. кредиты коммерческих банков составили 10% от общего объема заемного капитала в 2012 г., в 2013 г. их удельный вес увеличился до 63% и достиг 67% в 2014 г. Ставка по данным кредитам в соответствии с договором колебалась от 9,25% до 9,70%. Фактически же ставка по данным кредитам с учетом субсидирования составила 0%, что привело к снижению средней расчетной ставки по кредитным средствам до 0,01%.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие программ субсидирования предприятий ОПК существенно снижает для них стоимость заемного капитала, а также капитала в целом. На примере АО ИЭМЗ «Купол» это становится очевидным. По данным Росстата средневзвешенные ставки по кредитам до 1 года нефинансовым организациям составляла в 2012 г. 11,6% годовых, в 2015 г. -14,68%, по кредитам сроком более года - 11,1% и 12,95% соответственно [9]. Средневзвешенные ставки по кредитам АО ИЭМЗ «Купол» не превысили за анализируемый период с учетом субсидирования 0,42% годовых.
Очевидно, что нормативно-правовое регулирование оказывает существенное воздействие на управление заемным капиталом предприятий ОПК. Предприятия, работающие в сфере обслуживания государственного оборонного заказа, имеют ряд преимуществ для привлечения заемных средств -это возможность привлекать средства под государственные гарантии, а также с субсидированием процентных ставок. Гарантии от государства снижают кредитные риски банков-кредиторов, что приводит к более выгодным условиям заимствования для предприятий ОПК, а субсидирование процентных ставок делает данный источник финансирования более выгодным и привлекательным. Однако это может спровоцировать снижение финансовой устойчивости предприятий в условиях отмены действующего порядка субсидирования или сокращения его объемов. В рамках государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса», рассчитанной на период 2016-2020 гг., объем бюджетных ассигнований составляет 34,893 млрд руб., что дает надежду на сохранение рассмотренного механизма. Указанные средства должны быть направлены и на субсидирование предприятий ОПК.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном оборонном заказе» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/.
2. Постановление Правительства от 06.02.2013Г. №97 «О государственных гарантиях РФ по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы» // URL: http://government.ru/media/files/iZ4uqvL9mUDskW9PchNt043CW0AuuYQN.pdf
3. Постановление Правительства РФ от 30.03.2009г. N 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям ОПК субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86470/.
4. Раскрытие информации АО ИЭМЗ «Купол» // URL: https://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=1831083343.
5. Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 254-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152542/.
6. Федеральный закон от 04.10.2014 г. № 280-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2013 год». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169502/.
7. Федеральный закон от 05.10.2015 г. № 276-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186926/
8. Федеральный закон от 31.10.2016г. № 377-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206543/.
9. БГД Финансы России - 2016 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_51/Main.htm.