Шеина Екатерина Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента,
Уральский государственный экономический университет,
Завьялова Мария Юрьевна
студент, кафедра Финансового менеджмента,
Уральский государственный экономический университета,
Инновации и инвестиции
№10 2018
Развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе является одной из стратегических задач страны. Россия стремится наращивать экономический потенциал и для этого осуществляет поиск инновационных путей развития экономики. Ключевую роль играет малый и средний бизнес как один из инструментов внедрения инноваций в бизнес, который позволит создать конкурентную среду, наполняя рынок новыми инновационными товарами или услугами, создать новые рабочие места и повысить величину налоговых поступлений в бюджет страны. Автором делается вывод о том, что развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Поэтому, необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В работе показано, что совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал, перейти на инновационный путь развития.
Малое и среднее предпринимательство является рыночным субъектом, обладающим достаточной гибкостью и умеющим подстраиваться под влияние экономических условий. В рамках популяризации предпринимательства в регионах страны активно создаются сети бизнес-инкубаторов - объектов инфраструктуры малого и среднего бизнеса, которые предоставляют помещения на льготных условиях. Развитие МСП выступает главным фактором повышения эффективности регионов России
Современное состояние малого и среднего бизнеса в России имеет достаточно противоречивый характер. Во-первых, не сбалансированность отраслевой структуры: высокая концентрация в торговле - 39,3%, операциями с недвижимым имуществом -20,4%. Во-вторых, неравномерность экономического развития регионов Российской Федерации: в Центральном Федеральном округе - 71,6%, в Северо-Кавказском Федеральном округе - 5,6%. В-третьих, доля МСП в структуре ВВП на 2017 г. остается по прежнему незначительной (21%).
Развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В таблице 1 представлена.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2016-2017 гг.
Показатель | 2016 | 2017 |
Инвестиции в основной капитал всего, млрд. руб | 750 | 7.18 |
в том числе за счет федеральною бюджета | 4.6 | 4.0 |
В 2017 году наблюдается спад инвестиций в основной капитал. На 2017 г. Россия сталкивается с недостаточностью материально-технической и финансовой ресурсной базы.
Основной вклад в это падение внесли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (снизившиеся на 14,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-27,3% к 2016 году). В то же время транспорт и связь (8,5%) и обрабатывающие производства (-7,3%) показали спад, близкий к среднему по экономике уровню. По сравнению с 2014 годом в 2015 году объем инвестиций вырос только в одной крупной отрасли — в добыче полезных ископаемых (+12,5%).
Поиск наиболее эффективных источников финансирования и инвестиций не теряет своей актуальности, а приобретает наиболее критический характер.
Ключевыми причинами, помешавшими МСП получить кредит:
Предотвратить спад в России можно за счет расширения внутреннего рынка. В настоящее время активно ведутся переговоры о сотрудничестве России и Словакии. Сближение со страной-участницей Европейского союза позволит России сделать шаг к потенциальному сближению с Европейским союзом, с целью воздания сверхдержавы. Объединение со Словакией даст России возможность «бокового» входа в Европейский союз в связи с налаживанием добродушных отношений с участником Евросоюза [2]. Вступление в перспективе в Европейский союз позволит с учетом нынешних реалий повысить уровень производства в отраслях экономики, привлечь инвестиции и достичь положительной динамики экономического роста страны.
Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Сектор малого и среднего предпринимательства характеризуется повышенной динамичностью, инновационной активность, способностью к быстрому созданию производств и предоставлением новых рабочих мест. Развитие МСП дает возможность расширить производственный потенциал страны и, как следствие, повысить темпы экономического роста и уровень благосостояния населения.
На рисунке 1 представлена структура развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в национальную экономику стран.
Рисунок 1 Структура развития малого и среднего предпринимательства стран'членов ЕС и России [10]
Удельный вес в общей численности предприятий сектора МСП в Германии превышает 99%, в Великобритании 50%, во Франции 94%. В сравнении с этим, в России одним из приоритетных направлений, сотрудничество в которых на сегодняшний день стоит наиболее остро. Для этого необходимо перенять опыт Германии как ключевого лидера Европейского союза по уровню развития экономики, создать эффективную систему гарантийных фондов в целях поддержки МСП, поддержания здоровой конкуренции в большинстве отраслей. Создание благоприятной инфраструктуры (технологической, информационной и т.д.) для обеспечения эффективного развития МСП [1]. Стимулирование малого и среднего предпринимательство осуществляется на основе применения финансовых инструментов поддержки МСП (рисунок 2).
Рисунок 2 Финансовые инструменты государственного стимулирования МСП [2]
Указанные на рисунке 2 финансовые инструменты государственного стимулирования способствуют активации малого и среднего предпринимательства, расширению внутреннего рынка страны.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таблица 2. Сравнение систем МСП в странах-членов Евросоюза и России1
Критерий сравнения | Германия | Словакия | Россия |
Превалирующий сектор в МСП | Инновационный бизнес | Торговля | Агропромышленный сектор |
Открытие бизнеса | Регистрация занимает 15 дней, включая 9 процедур | Регистрация занимает 18 дней | Регистрация занимает 18 дней и включает 9 процедур |
Налогообложение | Налоговая ставка 46,8%, налог па прибыль 18,9%, первые 2 года МСП освобождается от всех налоговых выплат | Базовая налоговая ставка 19%, существуют «налоговая лицензия» (минимальный корпоративный налог) в случае убытка предприятия обязаны выплатить минимальную сумму налога в бюджет (480-2880 евро) | Общая налоговая ставка 54%. Возможна для отдельных отраслей экономики льготное налогообложение. Высокая ставка отчислений по страховым взносам |
Кредитование | Госбанк ktw Mittelstandartbank представляет MCП кредиты на льготных условиях, низкая процентная ставка 5-8% и длительный срок кредитования (5-20 лет) | Чехословатский торговый банк участвует в программе, которая предоставляет 100 млн. евро на кредитование 5800 предприятий, 3,7-10% годовых, длительный срок кредитования до 20 лет. | Высокая процентная ставка более 18%. В большинстве сделок необходимо залоговое обеспечение |
Государственный орган, занимающийся поддержкой МСП | Директорат МСП - правительственный орган, поддерживающий МСП | Министерство экономики регулирует национальные агентства развития МСП, информационно-консультационных центров. Государство финансирует МСП через Словацкий банк гарантий и развития и агентства по развитию инвестиций и торговли | Отсутствие центрального государственного органа, занимающегося поддержкой МСП. Данным вопросом занимаются несколько организаций |
Инфраструктура поддержки МСП | На территории страны расположены филиалы Директората МСП, занимающихся поддержкой МСП во всех сферах + Гарантийные фонды | Министерства экономики: министерство по развитию торговли, министерство развития туризма, министерства по развитию строительства и общественных работ + Гарантийные фонды | Инфраструктура представлена государственными органами всех уровней власти, оказывающих поддержку МСП |
Бюджет органов поддержки МСП | 30 млрд. евро | 11 млрд. евро | 20 млрд. евро |
Доля МСП в структура ВВП | Более 50% | Более 18% | Более 20% |
Сопоставляя инфраструктуру поддержки МСП в России и странах Евросоюза (Германии, Словакии), нельзя не отметить, что подход к осуществлению поддержки МСП разный. Так, в Европе системы поддержки малого и среднего предпринимательства объединены в одну организацию и имеют общий центр управления. Полномочия всех структур четко разграничены, что помогает оказывать своевременную и качественную поддержку, что применительно для России не характерно. Единый информационно-консультативный центр, оказывающий предоставление необходимой информации о формах и методах поддержки МСП. Официальный сайт Федеральный портал мСп содержит лишь частичную информацию о структуре поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, имеющаяся политика поддержки МСП в России недостаточно эффективна для того, чтобы субъекты данного экономического института стали конкурентоспособными в условиях рыночной среды. Учитывая опыт Германии - одной из экономически развитых стран мира, успешно реализовываемой методы поддержки мСп, перенятие Россией политики поддержки МСП благоприятно окажет влияние на развитие сектора МСП.
В таблице 3 представлены проблемы, препятствующими более тесному сотрудничеству России и Словакии в реализации поддержки МСП. Применение механизмов решения указанных проблем позволит развить МСП в странах и достичь желаемого экономического эффекта.
Исходя из представленной таблицы, сотрудничество России со Словакией позволит расширить внутренний рынок, привлечь большую долю инвестиций и сровняться по экономическим показателям МСП с Германией.
Говоря об инфраструктуре поддержки МСП в России важно отметить, что большое количество структур поддержки МРП осуществляют на федеральном, региональном, местном уровнях и осуществляют разнообразную поддержку (обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки, прямую и косвенную поддержку, курирование и т.п.).
Однако многие структуры дублируют сферы деятельности друг друга, зачастую выполняя те функции, имеющие лишь косвенное отношение.
Прямой перенос всей модели поддержки МСП из Германии невозможен в Россию невозможен из-за разности менталитета. Целесообразно перенять следующее:
Рисунок 3 – Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП3
Создание интегрированной системы гарантийных фондов Словакии и России позволит расширить долю МСП и войти в число превалирующих стран Евросоюза по степени развитости инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства (рисунок 4).
Рисунок 4 – Слияние гарантийных фондов поддержки МСП России и Словакии
Создание единой системы гарантийных фондов России и Словакии позволит наладить более тесное сотрудничество, укрепить поддержку МСП и развить сектор инновационных технологий. Сотрудничество России и Словакии необходимо осуществить посредством разработки и внедрения единой информационно-консультационного центра, предоставляющего наиболее полную информацию обо всех структурах, формах, методах поддержки МСП. Предприниматель с учетом основных характеристик своего бизнеса может узнать о том, какая поддержка может быть ему предоставлена. Объединение гарантийных фондов стран даст курсив к поддержке МСП в стратегически важных отраслях экономики. Содействие в поддержке МСП в области инновационных технологий укрепит отношения между странами, а перенятие опыта друг у друга усилит конкурентные преимущества стран на рынке и позволит им выйти на высокий экономический уровень.
Таблица 3. Меры, направленные на усиления сотрудничества России и Словакии в развитии МСП2
Проблема | Механизм решения | Результат |
Отсутствие обратной связи стран в реализации инновационных проектов | Создание па территории России и Словакии наукоемких центров с целью привлечения молодых предпринимателей МСП и осуществление обмена опытом | Развитие инновационных технологий и их внедрение в стратегически важные для стран отрасли экономики (IT-тсхнологии, промышленность, биотехнологии) |
Низкие объемы экспорта высо котсх] юлоги че ской продукции России | Разработка соглашения о сертификации российской продукции чнаком качества страны-члена ЕС | Расширение доступа сертификации (ЕАС и CL) посредством налаживания отношений России и Словакии |
Низкий приток иностранного капитала па развитие МСП России и Словакии | Создание Российско-Словацкого инвестиционного банка | Привлечение стратегических и финансовых инвесторов, которые будут оказывать поддержку развития МСП, финансируя проекты безвоздмездно или на условиях платности в перспективе |
Структура поддержки МСП не объединены в один институт | Совершенствование инфраструктуры поддержки MC1I в России и Словакии (рисунок 2) | Усиления сотрудничества России и Словакии посредством осуществления консультационных мероприятий структур поддержки МСП |
Отсутствие взаимодействия структур поддержки МСП России и Словакии | Слияние гарантийного фонда России и Словакии (рисунок 3) | Повышения доли MCП в стратегически важных отраслях экономики России и Словакии |
Интеграция со Словакией позволит российскому малому и среднему бизнесу получить возможность вывести свою инновационную продукцию на европейский рынок, в виде Словакии. Помимо этого, разработка программы поддержки МСП при участии российских и словацких фондов на этапах финансирования инновационных стартапов с последующей коммерциализацией инновационного продукта в Европе позволит с наибольшей вероятностью создать крепкое сотрудничество со Словакией и выйти российской инновационной продукции на мировой рынок [3].
Применение вышеперечисленных рекомендаций улучшит экономическое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России и сделает экономику страны более стабильной.
Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал, перейти на инновационный путь развития.
Литература
1. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии - Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://moluch.ru/archive/79/13960/
2. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013. №1
3. Юричева Е.Ю. Конкурентоспособность - как обобщающая характеристика эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник материалов межрегиональной научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. В.Е. Мамаева. Йошкар-Ола, 2015. Вып. 2.С. 272-274.
4. Национальный сайт поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии [электронный ресурс] - Режим доступа. - www.foerderdatenbank.de.
5. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html
6. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий) за 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
7. Развитие малого предпринимательства за рубежом: мировой опыт [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://refdb.ru/look/1033663- p26.html
8. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта [электронный ресурс] - Режим доступа. - http:// gtmarket.ru/ratings/ratingcountries-gdp/rating-countries-gdp-info
9. DOING BUSINESS Оценка Бизнес Регулирования [электронный ресурс] -Режим доступа. - http://russian.doingbusiness.org/ru/ rankings?region
10. CENTRE INTELLIGENCE AGENCY [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/index.html
Ссылки:
1 Составлено автором по [6]
2 Составлено автором по [3]
3 Составлено автором по [8]