В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами у налогоплательщика могут возникнуть потери из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных тремя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений.
Для крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки формальная вероятность риска подпадания под налоговые, административные и уголовные санкции приближается к 100%. Для крупных предприятий такая вероятность также достаточно велика и заведомо превышает 50%.
Поэтому необходимо проводить анализ риска выездной налоговой проверки на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Концепция определяет алгоритм отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Она также предусматривает самостоятельное проведение налогоплательщиками оценки рисков выездной налоговой проверки по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.
Наименование критерия | Результат по организации за 2023 г. |
Критерий для сравнения при отборе для проверки | Наличие риска |
1. Налоговая нагрузка, % (соотношение суммы начисленных налогов и выручки) |
5.5 | менее 6.3 |
ДА |
2. Наличие убытков (отражение отрицательного значения по с.2300Ф2 (убыток) на протяжении двух последних соответствующих налоговых периодов) |
прибыль – прибыль | убыток – убыток | НЕТ |
3. Налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога) |
2.8% | более 89% |
НЕТ |
4. Разница между темпом роста расходов и темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | 0.015 | Опережение (положительная разница) |
ДА |
5. Среднемесячная заработная плата, руб. | 51 805 | менее 50 286,1 |
НЕТ |
6. Применение специального налогового режима | Не применяется | НЕТ | |
7. Цепочка контрагентов (построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). |
Не используется | Построение 'цепочки контрагентов' без наличия разумных экономических или иных причин | НЕТ |
8. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. | Отсутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов. | Не предоставление пояснений | НЕТ |
9. «Миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения) |
Существует | «Миграция» между налоговыми органами | ДА |
10. Рентабельность продаж, % (с.2110Ф2-с.2120Ф2)/(с.2120Ф2+с.2210Ф2+с.2220Ф2) |
1.447 | менее 24.1 |
ДА |
11. Рентабельность активов, % с.2300Ф2 / ((с.1600н.Ф1+с.1600к.Ф1)/2) |
5.56 | менее 14.3 |
ДА |
12. Взаимоотношения с контрагентами | Высокий налоговый риск | Высокий налоговый риск | ДА |
Итого критериев имеющих положительный отбор | 6 |
Из 12 критериев оценки рисков 6 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок). Это позволяет оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.
В связи с тем, что организация осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.