Некрасов Сергей Юрьевич
кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского,
административного судопроизводства и организации судебной деятельности
Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия»
ГлаголЪ правосудия
№2 (16) 2018
Аннотация
Статья посвящена субсидиарной ответственности за нарушения налогового законодательства при привлечении лиц, причинивших вред организации преступлением, административным и налоговым правонарушением, в том числе в рамках дела о банкротстве. Делается вывод о том, что субсидиарная ответственность за нарушения налогового законодательства является гражданско-правовой и в её основе лежит деликт.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность, установленная ст. 57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены полномочием в односторонне властном порядке, путем государственного принуждения взыскать с лица причитающиеся налоговые суммы (ст. 45^-7 Налогового кодекса РФ).
Поступление налоговых платежей в бюджет происходит на основании не гражданскоправовых, а публично-правовых (налоговых) норм, не означает обязательность регулирования только Налоговым кодексом РФ отношений по поводу возмещения вреда, причинённого бюджетам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В порядке, предусмотренном данным кодексом, положениями которого определяются последствия неисполнения налоговых обязанностей, вызванных неправомерными действиями организации-налогоплательщика и работников, выполнявших функции, влияющие на исполнение её налоговых обязательств, несет ответственность сама организация как налогоплательщик, т.е. юридическое лицо, а в порядке, установленном нормами уголовного, административного и гражданского законодательства, могут нести ответственность её работники как физические лица, т.е. правовое регулирование отношений по поводу возмещения имущественного вреда, причинённого бюджетам публично-правовых образований в результате невозможности получения налогов, может обеспечиваться за счет правового инструментария гражданского права.
Исчерпав механизмы взыскания налогов, сборов и штрафов, установленные ст. 45 Налогового кодекса РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях, у налоговых органов возникает право взыскать их в порядке, установленном уголовным и гражданским законодательством.
Применительно к теме данной статьи следует ответить: субсидиарная ответственность за нарушение налогового законодательства является по своей правовой природе гражданско-правовой и в основе её лежит деликт? Отвечая на данный вопрос, следует прийти к выводу о том, что правовая природа субсидиарной ответственности гражданско-правовая и в основе её лежит деликт как вмешательство третьих лиц в обязательства организации так, что последнее не может их исполнить.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определяется, какие иски (заявления) налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды. Если говорить, в данном случае, о гражданском иске в уголовном судопроизводстве о привлечении к субсидиарной ответственности, то согласно ч. 1 ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса РФ в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причинённый преступлением, о чем дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд определение.
Понятие вреда (деликта), причинённого налоговыми правонарушениями, дано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Г. Ахмадее-вой, С. И. Лысяка и А. Н. Сергеева» [1] (далее — Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П).
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ 8 декабря 2017 г. № 39-П указано, что вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. При этом, с учетом предусмотренных законом механизмов взыскания налоговой задолженности юридического лица — налогоплательщика с третьих лиц, наличие имущественного вреда в таких случаях по смыслу положений гл. 59 Гражданского кодекса РФ связано с невозможностью взыскания налоговой недоимки и предопределяется исчерпанием либо отсутствием оснований для применения мер для её взыскания (в том числе закрепленных абз. 8 и 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ), а также предусмотренных гражданским законодательством механизмов привлечения к ответственности по долгам юридического лица — налогоплательщика иных лиц.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» [2] указано, что в соответствии со ст. 309 Уголовно-процессуального кодекса РФ судам надлежит учитывать, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ) или органы прокуратуры (ч. 3 ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (ст. 1064 и 1068 Гражданского кодекса РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
При этом судам необходимо учитывать, что по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов не подлежит удовлетворению гражданский иск в части взыскания с виновного штрафа, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 108 Налогового кодекса РФ предусмотренная ответственность (в виде штрафа) за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в том случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога — наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.
Предъявление налоговыми органами и прокурорами в уголовном судопроизводстве гражданских исков о привлечении к субсидиарной ответственности (не дожидаясь процедур банкротства и ликвидации организации) лиц, совершивших налоговые преступления, на основании ст. 15, 399, 1064, 1068 Гражданского кодекса РФ, возможна в случае, когда установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего её физического лица (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П).
Обращение налоговых органов и прокуроров с исками в гражданском судопроизводстве о привлечении к субсидиарной ответственности (не дожидаясь процедур банкротства и ликвидации юридического лица) лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, возможно в случае, когда установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего её физического лица.
Специальное законодательное регулирование о привлечении к субсидиарной ответственности за нарушения налогового законодательства имеется в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Данный закон регулирует специальный порядок привлечения руководителя должника и иных контролирующих лиц, в том числе к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11 Закона о банкротстве). При привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в части, не противоречащей специальным положениям закона о банкротстве, подлежат применению общие положения гл. 25 и 59 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда (п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» [3] (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53).
Субсидиарная ответственность лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения, и взыскание с них штрафов возможны исключительно в рамках дела о банкротстве (подп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве), и после окончания конкурсного производства в случаях:
В соответствии с п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве предполагается, пока не доказано иное, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшего вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об оплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают 50 % общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов (подп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Вышеуказанная ответственность возможна, когда действия контролирующего должника лица стали причиной объективного банкротства, при доказанности, что должник привлечен к уголовной ответственности за неуплату или неполную оплату сумм налогов (сборов, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия). Учитываются также доначисленные по результатам мероприятий налогового контроля суммы налога (сбора, страховых взносов), составляющие более 50 % совокупного размера основной задолженности перед реестровыми кредиторами третьей очереди удовлетворения. Указанная выше презумпция применяется при привлечении к субсидиарной ответственности как руководителя должника (фактического и номинального), так и иных лиц, признанных контролирующими на момент совершения налогового правонарушения (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53, п. 5 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Все вышеизложенное не меняет правовой природы вышеуказанной ответственности — она деликтная, специфика только в доказывании определённых фактов.
При привлечении к субсидиарной и субсидиарно-солидарной ответственности следует учитывать, что перед нами физическое лицо, привлекаемое к ответственности за причинение вреда, и если у него нет имущества или денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, то и нет смысла привлекать его к ответственности. Таким образом, можно дать шанс на собственное банкротство и освобождение от долгов таких физических лиц на основании п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве.
Необходимо также установить презумпцию о том, что при привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может рассматриваться судом как безусловно подтвержденный факт виновности в причинении имущественного вреда. При определении размера субсидиарной ответственности физических лиц в рамках дела о банкротстве за налоговые правонарушения следует учитывать имущественное положение лиц, привлекаемых к ответственности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления или иного налогового правонарушения, степень вины и характер уголовного наказания, а также особенности ответственности работников (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П).
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Список литературы
1. По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева : постановление Конституц. Суда РФ от 8 дек. 2017 г. № 39-П // Собр. законодательства РФ. — 2017. — № 51. — Ст. 7914.
2. О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 28 дек. 2006 г. № 64 // Бюл. Верхов. Суда РФ. — 2007. — № 3.
3. О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 21 дек. 2017 г. № 53 // Рос. газ. — 2017. — 29 дек. (№ 297).