М.В. Полинская - к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения
Кубанского государственного аграрного университета
имени И.Т. Трубилина,
А.М. Бондарь - студент магистратуры
Кубанского государственного аграрного университета
имени И.Т. Трубилина, Краснодарского филиала
Российского экономического университета
Ж.А. Воробьева - студентка магистратуры
Кубанского государственного аграрного университета
имени И.Т. Трубилина,
Вестник Академии знаний
№1 (36) 2020
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и выявленные налоговые правонарушения при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налога на доходы физических лиц, а также предложены путы их совершенствования. Дано определение налогу на доходы физических лиц, а также раскрыто понятие «Налоговый агент». Проанализированы налоговая база и структура начислений по налогу на доходы физических лиц, на основании статистических данных сформированные Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару за исследуемый период. Сформулированы вывода на основе полученных результатов. Приведены сроки представления и виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, для того чтобы провести анализ основных налоговых правонарушений, совершающими налоговыми агентами. Оценена результативность и эффективность мероприятий налогового контроля, проводимые налоговым органом в отношении налога на доходы физических лиц.
Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, возникающих при уплате налогов и сборов, до зачисления налоговых поступлений на счета бюджетов различных уровней. Он также охватывает всю деятельность банков по выполнению своих обязательств по оплате налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов [5].
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является прямым федеральным налогом и напрямую регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Он рассчитывается как процент от общего дохода физических лиц, за исключением расходов, задокументированных в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Налоговый агент рассчитывает сумму налога с начала налогового года отдельно, с учетом результатов за каждый месяц и каждого вида доходов, если для каждого из них существуют разные налоговые ставки. При этом учитывается сумма НДФЛ, удержанного в предыдущие месяцы [2].
В таблице 1 приведена налоговая база и структури исчисленного налога на доходы физических лиц в Краснодарском крае на 2016-2018 годы, согласно данным налоговым отчетностям, которые предоставляются в территориальные налоговые органы.
Таблица 1 - Налоговая база и структура начислений по НДФЛ, представленные налоговыми агентами
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
2018 г. в % к 2016 г. |
1. Количество физических лиц, получивших доходы (чел.) | ||||
- налог удержанный | 2 332 620 | 2 292 272 | 2 275 426 | 97,55 |
- налог не удержанный | - | 29 796 | 24 617 | х |
2. Общая сумма доходов физических лиц (млн. руб.) | ||||
- налог удержанный | 584 378 | 606 725 | 664 721 | 113,75 |
- налог не удержанный | - | 2 067 | 2 267 | х |
3. Налоговая база, подлежащая налогообложению (млн. руб.) | ||||
- по ставке 13% | 564 971 | 591 983 | 650 932 | 115,22 |
- по ставке 30% | 273,9 | 309,0 | 282,7 | 103,21 |
- по ставке 9% | 3,3 | 5,6 | 1,8 | 54,55 |
- по ставке 35% | 332,8 | 273,3 | 135,6 | 40,75 |
- по ставке 15% | 206,6 | 288,3 | 560,4 | в 2,7 раз |
- по иным ставкам | 418,7 | 595,8 | 949,6 | в 2,3 раза |
4. Сумма исчисленного и удержанного налога согласно данным налогового расчета по форме 6-НДФЛ (млн. руб.) | ||||
- по ставке 13% | 615 508 | 590 938 | 761 519 | 123,72 |
- по ставке 30% | 275,8 | 278 622 | 1 377 | в 5 раз |
- по ставке 9% | 5,3 | 18,6 | 4,1 | 77,36 |
- по ставке 35% | 399,7 | 266,8 | 117,8 | 29,47 |
- по ставке 15% | 206,3 | 329,7 | 394,4 | 191,18 |
- по иным ставкам | 740,0 | 1 081 | 1 009 | 136,35 |
Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод, что количество людей, получивших доход, по сравнению с базовым и отчетным годом уменьшилось на 2,45%, данное изменение было вызвано сокращением количества организаций в РФ и Краснодарском крае, а также согласно данным налогового расчета по форме 6-НДФЛ, общая сумма доходов физических лиц увеличилась на 24%, связан с повышением зарплат, пенсий и пособий, а также замедлением темпов инфляции.
Законодательно установленных форм отчетности по налогу на доходы физлиц существует несколько, каждая из которых имеет свои сроки и порядок сдачи в налоговый орган (таблица 2).
Таблица 2 - Сроки представления и виды налоговой отчетности по НДФЛ
Наименование отчета | Налоговый период | Сроки сдачи | Содержание отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 |
2-НДФЛ с признаком 1 | Отчетный год | До 1 апреля, следующего за отчетным | Свод сведений о выплаченных доходах за минусом предоставленных вычетов сотрудникам |
2-НДФЛ с признаком 1 | До 1 марта, следующего за отчетным | ||
3-НДФЛ | Отчетный год | До 30 апреля, следующего за отчетным | Отчет о полученных доходов физических лиц, ИП, адвокатов, нотариусов |
4-НДФЛ | Отчетный год | Не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( с 2020 г. не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) | Налоговая декларация с предполагаемым доходом, который определяет сам налогоплательщик |
6-НДФЛ | Ежеквартально | последнее число месяца, наступающего за отчетным периодом, а для отчета за год — 1 апреля (с 2020 г. за год до 1 марта) | Ежеквартальная отчетность с общими суммами начисленных и уплаченных доходов на работников от работодателя |
Зачастую организации и индивидуальные предприниматели, не зная всех тонкостей налогового законодательства, а также изменения Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают сроки сдачи налоговых отчетностей. Основной декларацией по налогу на доходы физических лиц является расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).
Причинами нарушения налогового законодательства могут быть:
В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют налоговый отчет с нарушением сроков сдачи в налоговый орган по месту регистрации, то может быть наложена налоговая и административная ответственность.
В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка (далее - КНП) проводится в течение трехмесячного периода, что может привести или не привести к выявлению у налогоплательщиков налоговых правонарушений. Порядок и условия проведения выездной налоговой проверки (далее - ВНП) регулируются статьей 89 Кодекса. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса, налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако срок может быть продлен на четыре или шесть месяцев, а также может быть приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев в соответствии с пунктом 9 статьи 89 Кодекса.
В таблице 3 рассмотрим результаты контрольной работы налоговых органов по НДФЛ на основе данных статистической отчетности УФНС России по Краснодарскому краю за 2016-2018 гг.
Таблица 3 - Результаты и эффективность контрольной работы налоговых органов по НДФЛ
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
2018 г. в % к 2016 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Количество проведенных камеральных проверок, ед. | - | 469 583 | 648 483 | х |
- из них, выявивших нарушения, ед. | - | 28 174 | 26 672 | х |
2. Количество проведенных выездных проверок, ед. | 1 015 | 767 | 652 | 64,24 |
- из них, выявивших нарушения, ед. | 713 | 498 | 369 | 51,75 |
3. Дополнительно начислено платежей по результатам проверок, тыс. руб | ||||
а) по камеральным налоговым проверкам: | ||||
- НДФЛ | - | 1 400 | 403 | х |
- пени | - | 109 | 33 | х |
- штрафные санкции | - | 255 712 | 217 450 | х |
Итого | - | 257 221 | 217 886 | х |
б) по выездным налоговым проверкам: | ||||
- НДФЛ | 723 081 | 199 024 | 55 198 | 7,63 |
- пени | 215 404 | 74 627 | 54 867 | 25,47 |
- штрафные санкции | 191 643 | 78 041 | 31 633 | 16,51 |
Итого | 1130128 | 351 695 | 141 698 | 12,5 |
Эффективность КНП на 1 проверку, тыс. руб. | - | 547,8 | 336,0 | х |
Эффективность ВНП на 1 проверку, тыс. руб. | - | 458 533,2 | 217 328,2 | х |
Проведенный, в таблице 3, анализ показал, что за исследуемый период на 36% сократилось число ВНП по НДФЛ. В первую очередь, это связано с тем, что в рамках проведения мероприятий налогового контроля по НДФЛ налоговым органом было принято решение сделать акцент на проведение КНП, так как она проводится регулярно и не требует оснований для ее проведения. Также КНП является наименее трудозатратным методом налогового контроля, требует меньшего количества ресурсов, так как данный вид проверки проводится дистанционно и наиболее автоматизировано.
Эффективность ВНП на 1 проверку выше чем КНП, так как организации, включенные в выездную проверку, попадающие под определенные критерии, проходят углубленный анализ. Приоритет при проведении выездных налоговых проверок принадлежит тем налогоплательщикам с критериями риска, которые определены в Концепции планирования ВНП, а также тем, в отношении которых налоговый орган осведомлен об их участии в схемах уклонения от уплаты налогов, а также систематического нарушения налогового законодательства. Для того чтобы избежать безрезультативной выездной налоговой проверки, так как на наш взгляд она является наиболее затратной, целесообразно проводить работу с налогоплательщиками в рамках КНП, так как в отношении налогоплательщиков в их присутствии проводятся комиссии по легализации заработной платы с разъяснениями и рекомендациями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности и выхода из кризисной ситуации, сложившейся у них при осуществлении трудовой деятельности. Указанная мера, позволяет налоговым органам обеспечить дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации за счет добровольного исправления налогоплательщиками, допущенных налоговых правонарушений и избежать выездной налоговой проверки.
Необходимо наиболее широко раскрыть проведенные мероприятия налогового контроля в числе налоговых правонарушениях (статья 123 Кодекса «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»), так как мера ответственности налоговых агентов за невыполнение своих обязанностей, может препятствовать своевременному пополнению региональных и местных бюджетов и, соответственно, может ставить под угрозу их социально значимые программы [1].
В нарушении пункта 4 статьи 226 Кодекса, непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета, согласна подпункта 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления [1].
В таблице 4 рассмотрим динамику налоговых правонарушений, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля в отношении исчисления и удержания НДФЛ, а также представления расчетов по форме 6-НДФЛ.
Таблица 4 - Динамика налоговых правонарушений по ст. 123 и ст. 126 Налогового кодекса РФ, ед.
Показатель | ст. 123 НК РФ | ст. 126 НК РФ |
Уплатили штраф по КНП, тыс. руб. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2017 г. | Правонарушения совершенные юр. лицами, тыс. руб. | 2 418 | 3 709 | 146 489 |
Правонарушения совершенные физ. лицами (ИП), тыс. руб. | 943 | 1 834 | 63 084 | |
2018 г. | Правонарушения совершенные юр. лицами, тыс. руб. | 2 167 | 4 328 | 206 171 |
Правонарушения совершенные физ. лицами (ИП), тыс. руб. | 886 | 2 105 | 85 727 | |
2018 г. в % к 2017 г. | 89,6 | 116,7 | 140,7 | |
93,9 | 114,8 | 135,9 |
По данным таблицы 4 можно сделать вывод о том, что правонарушения по статье 123 и 126 Кодекса совершают больше организации, чем физические лица, это может быть связанно с количеством представленных деклараций в налоговый орган. Так, например, юридические лица являются налоговыми агентами и им необходимо сдавать такой перечень отчетности как справка по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ, где указываются обобщенные сведения по всем физлицам, получившим доходы от налогового агента. (см. Таблица 2).
В ходе камеральных налоговых проверок расчетов по форме 6-НДФЛ выявлены следующие характерные нарушения налогового законодательства:
В таблице 5 проведем анализ камеральных проверок по НДФЛ, а также сделаем вывод по результатам анализа.
Таблица 5 - Анализ результативности камеральных налоговых проверок по НДФЛ
Показатель | 2017 г. | 2018 г. | Динамика |
2018 г. в % к 2016 г. |
Всего КНП, ед. | 469 583 | 648 483 | 178 900 | 138,1 |
В том числе с нарушениями, ед. | 28 174 | 26 672 | - 1502 | 94,7 |
Уровень результативности, % | 6,0 | 4,1 | -1,9 | Х |
По данным таблицы 5 можно сделать вывод о том, что при общей тенденции увеличения количества камеральных проверок по НДФЛ на 38,1 %, также присутствует снижение количества проверок, в результате которых выявлены нарушения. Это может свидетельствовать о снижении количества проверок со стороны налоговых органов и о росте налоговой дисциплины налогоплательщиков.
В целях повышения эффективности налогового контроля в рамках действующего законодательства необходимо:
Помимо предлагаемых мер, к должностным лицам, налоговым агентам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим аналогичные функции, должна быть применена личная ответственность в виде штрафа в размере не менее 10 000 руб. с последующем отстранением руководителя, то есть, например, лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Таким образом, государство получает доход от дисциплинированных работодателей, которые не представляют угрозы для региональных и местных властей, чьи расходы покрываются за счет поступления сумм НДФЛ.
В следствии не предоставления расчетов по форме 6-НДФЛ налоговыми агентами возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут установить наличие недоимки по НДФЛ без проведения выездной проверки.
С учетом вышеизложенного необходимо принять дополнительные меры налогового контроля, которые включают в себя вызов руководителя организации, углубленные налоговые проверки, усиление штрафных санкций и установление личной ответственности руководителей организаций. Реализация предложенных мер позволит значительно увеличить бюджет за счет подоходного налога.
Источники:
1. Бондарь, А.М. О значении изменений налогового законодательства, регламентирующего порядок представления налоговой отчетности / А.М. Бондарь // Вестник современных исследований. 2019. № 1.15 (28). С. 9-12;
2. Бондарь, А.М. Оценка налогового потенциала Краснодарского края / А.М. Бондарь // Аллея науки. 2018. Т.5. № 11 (27). С. 73-77.
3. Левшукова, О.А. Совершенствование подходов к налоговому контролю при налогообложении доходов физических лиц / О.А. Левшукова // В сборнике: итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 493-494;
4. Полинская, М.В. Проблемы применения ндфл в российской федерации и пути их решения / М.С. Рамаза-нова, М.В. Полинская // В сборнике: Прорывные научные исследования как двигатель науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 191-195;
5. Полинская, М.В. Несовершенство регламентации законодательства о налогах и сборах на практике, как центральная проблема осуществления налогового контроля / В.А. Сацукевич, М.В. Полинская // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 91-93.