К.А. Чепига,
магистрант
Кубанский государственный университет
Россия, г. Краснодар
Экономика и бизнес: теория и практика
№9 2018
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ объемов инвестиций и числа венчурных фондов в России: в том числе государственных, частных, корпоративных и посевных фондов. Исследуются отраслевые предпочтения венчурных фондов за 20142017 гг. Автором предлагаются рекомендации по совершенствованию отраслевой структуры венчурных инвестиций.
В современных условиях одним из приоритетных направлений государственной политики является развитие инновационной деятельности, а именно рынка венчурных инвестиций в России, который на протяжении трех лет демонстрирует стабильную ситуацию как по числу заключенных сделок между инвесторами, так и по объему финансируемых венчурных инвестиций. При этом каждый год растет количество новых венчурных фондов, что положительно влияет на инновационную индустрию в стране. Существенный вклад в формирование объема инвестиций в 2017 году оказали Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) - 58% и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) - 43% [1].
По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования число действующих венчурных фондов на 2017 год составило 194 фонда с общим объемом на 4071 миллионов долларов, что на 17 фондов выше, нежели в предыдущем году. При этом суммарный объем VC фондов за 2017 год также превышает уровень объема венчурных фондов за 2016 год на 290 миллионов долларов [1].
За 2014-2017 гг. динамика числа венчурных фондов скачкообразна: в 2015 году увеличивается (183 фонда), в 2016 году снижается (177 фондов), в 2017 - 194. Данная ситуация связана с некачественной работой новых фондов, нехваткой денежных средств на содержание фонда, отсутствием на венчурном рынке успешных идей и проектов.
Кроме того, важнейшей составляющей в закрытии венчурных фондов является высокий риск потери вкладываемого капитала. В целом динамика на фондовом рынке положительная, заметен прирост фондов за исследуемый период 2014-2017 гг. Так, на конец 2017 года прирост числа венчурных фондов составил 18 по сравнению с 2014 годом (176 фондов) [1]. Следовательно, с каждым годом растет число новых венчурных фондов в России, деятельность которых непосредственно влияет на развитие и эффективное становление венчурной индустрии. Более того, в связи с увеличением числа венчурных фондов, возрастает инновационный потенциал страны.
Как известно, венчурный капитал направлен на инновационную сферу деятельности: на предприятия в сфере инноваций и IT-проекты, так как данные вложения приносят наибольшую прибыль в связи с высоким риском. Рассмотрим более подробно отраслевые предпочтения венчурных фондов на рисунке 1 - «Распределение капитала VC-фондов по отраслям за 2014-2017 гг.».
Таким образом, из рисунка 1 видно, что на протяжении 2014-2017 годов преобладающей отраслью финансирования для венчурных фондов является сфера информационных и коммуникационных технологий: более половины объема вложений VC-фондов направлено в сферу IT-технологий. Следовательно, в основном венчурные фонды стремятся осуществлять вложения в высокорисковые и высокоприбыльные проекты. За исследуемый период в среднем 33,9% вложений венчурных фондов пришлось на смешанный сектор экономики. При этом реальный сектор экономики финансируется в низких пропорциях по сравнению с другими отраслями. В 2017 году доля вложений в реальный сектор экономики составила всего 13,1%. В целом, можно сделать вывод, что на протяжении исследуемого периода 20142017 годов ситуация распределения капитала венчурных фондов по отраслям осталась без значительных изменений: более 80% вложений VC-фондов приходится наобласть информационно-коммуникационных технологий и смешанный сектор экономики.
На сегодняшний день государство продолжает оставаться активным игроком венчурного рынка - на его долю в 2017 году приходится 28% от общего числа действующих VC-фондов - несмотря на то, что совокупная капитализация венчурных фондов с государственным финансированием постепенно снижалась. [1]. За рассматриваемый период 2014-2017 годов открылось 2 венчурных фонда с государственным капиталом, при этом объем VC-фондов снизился за анализируемый период на 651 миллион долларов. Предпочтения государственных фондов представлены на рисунке 2 - «Отраслевые предпочтения VC-фондов с госкапиталом».
Таким образом, как видно из рисунка 2, венчурные фонды с госкапиталом наибольшее предпочтение отдают смешанному сектору экономики: свыше 66,7% вложений за 2014-2017 гг. При этом в сферу IT-технологий госфонды вкладывались в меньшей степени, нежели в смешанный и реальный сектора: доля вложенных средств за исследуемый период не превысила 7,7% инвестиций. Следовательно, на сегодняшний день государственные венчурные фонды остаются доминирующим источником инвестиций для смешанного и реального секторов экономик (89% объема вложенных средств).
На рынке венчурного капитала наибольший интерес финансирования венчурного бизнеса проявляют частные VC-фонды - на их долю в 2017 году приходится 72% от общего числа VC-фондов. Число частных венчурных фондов к концу 2017 года возросло на 16 фондов по сравнению с предыдущим годом, при этом объем частных фондов в отчетном году составил 3183 миллиона долларов, что на 296 миллионов долларов больше показателя в 2016 году.
Рассмотрим более подробно на рисунке 3 - «Отраслевые предпочтения частных VC-фондов», какие сектора экономики являются наиболее востребованными для частных венчурных фондов.
Таким образом, из представленного рисунка 3 можно сделать вывод, что за анализируемый период свыше 71% вложений частных венчурных фондов приходится на сферу IT-технологий. При этом доля вложенных средств в реальный и смешанный сектора за 2014-2017 года несущественно снижается на 1% и к концу 2017 года стала составлять 7,9% и 19,4% соответственно, так как данные сектора являются более актуальными и востребованными для государственных фондов.
Из всех перечисленных венчурных фондов число и объем корпоративных VC-фондов в несколько раз ниже остальных -за 2014-2017 года 3 корпоративных венчурных фонда закрылись и к концу 2017 года на территории РФ действовали 17 корпоративных фонда общим объемом в 532 миллиона долларов. Рассмотрим наиболее привлекательные сектора для вложения корпоративных венчурных фондов на рисунке 4 - «Отраслевые предпочтения корпоративных VC-фондов».
Таким образом, как видно из представленного рисунка 4, несмотря на снижение доли вложенных денежных средств, наиболее привлекательной отраслью для корпоративных венчурных фондов является сфера ИКТ. Число и совокупная капитализация корпоративных венчурных фондов за рассматриваемые года не претерпели существенных изменений, а отраслевые предпочтения остались прежними [1]. На сегодняшний день интерес корпораций к венчурному рынку возрастает: компании создают собственные акселераторы и заключают партнерства [2].
К стимулирующим средствам венчурной индустрии относят развитие и улучшение «фондов посевного финансирования» - фонды, осуществляющие инвестирование в высокорисковые венчурные проекты и компании, находящиеся на раннем этапе развития. Отличительной чертой посевного финансирования является высокий уровень окупаемости вложенных средств.
За исследуемый период 2014-2017 года открылось 3 новых посевных VC-фонда: к концу 2017 года на территории РФ действовало 39 посевных венчурных фондов с общим объемом 432 миллиона долларов. При этом наибольшую долю вложений посевные фонды направляют на сферу IT-технологий. На рисунке 5 - «Отраслевые предпочтения посевных VC-фондов» рассмотрим, какие сектора являются наиболее востребованными в финансировании посевных фондов.
Следовательно, из рисунка 5 заметно, что за 2014-2017 года более 50% вложений посевных фондов приходится на сферу информационных и коммуникационных технологий и свыше 30% на смешанный сектор. Доля вложений в реальный сектор за рассматриваемый период не превышала 13%.
Прослеживается негативная тенденция снижения объема вложенных денежных средств со стороны посевных фондов в венчурный бизнес, кроме того, количество посевных VC-фондов крайне незначительно по причине особенностей налоговой системы, отсутствия полноценной нормативно-законодательной базы, низкого уровня квалификации и полноценного опыта работников в венчурной сфере [3, с. 359]. Указанная тенденция отрицательно сказывается на развитии малого инновационного предпринимательства, что особенно актуально в условиях формирования инновационной модели развития российской экономики.
Для решения существующих проблем на венчурном рынке необходимо частично освободить предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, от уплаты налога на прибыль организаций и доходов от отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, что обеспечит существенное уменьшение ставки налога. Поэтому для владельцев инновационных предприятий в рамках статьи 25 НК РФ необходимо ввести систему инвестиционного вычета расходов «R&D Super deduction», который будет выступать инструментом стимулирования венчурных инвестиций в наукоемкие разработки и технологии на начальных этапах инновационного процесса. Основанием для предоставления предлагаемого инвестиционного вычета будет являться создание, приобретение или реконструкция квалифицированных видов материальных и нематериальных активов [4, с. 20]. Примером могут служить, инвестиционные вложения в технологии производства оборудования, которые впоследствии будут уменьшать возникновение экологических рисков. Данная рекомендация дает возможность владельцам инновационных предприятий получить вычет из налоговой базы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, тем самым уменьшить подлежащий уплате налог на прибыль. Система вычета расходов «R&D Super deduction» будет предоставляться в дополнение к вычету фактически понесенных расходов и рассчитываться как процент от суммы фактических или предполагаемых затрат на создание или приобретение актива (от 25% до 100% от суммы затрат) [4, с. 20]. Таким образом, сумма вычета снизит налоговую базу по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
На протяжении 2014-2017 гг. число и объем частных венчурных фондов значительно опередил государственные, корпоративные и посевные фонды в совокупности - свыше 65%. Более того, отмечен постоянный прирост объема частных VC-фондов, что говорит о повышенной привлекательности венчурной индустрии у частного сектора. Это свидетельствует об оптимизации институциональной среды венчурного бизнеса, позитивном результате инновационной политики на федеральном уровне [5]. На конец 2017 года объем частных венчурных фондов составили 78%, что на 13% выше 2014 года.
Из приведенного анализа видно, что большинство венчурных фондов, за исключением фондов с государственным капиталом, отдают свое предпочтение сфере IT-технологий. Вследствие этого, более 50% денежных вложений венчурных фондов приходится на информационно-коммуникационную сферу.
Для устранения существующих отраслевых диспропорций необходимы изменения институциональной среды для венчурных инвесторов именно в этих сегментах венчурного рынка. Целесообразно использовать опыт Ю. Кореи по стимулированию венчурных инвестиций в стратегических отраслях национальной экономики [6].
Важной составляющей стимулирования венчурной индустрии является государственная поддержка: выделение денежных средств с целью финансирования целевых инновационных программ и перспективных старт-ап проектов на конкурсной основе, а также финансовая поддержка венчурных фондов. Кроме того, в целях увеличения привлекательности инвестиционных вложений для венчурных фондов целесообразно снизить ставку налога на прибыль корпораций: внедрить систему инвестиционного вычета расходов «R&D Super deduction», которая будет способствовать возвращению понесенных затрат (от 25% до 100%). Таким образом, данные мероприятия окажут положительное воздействие на функционирование государственных и частных венчурных фондов, которые в свою очередь будут способствовать эффективному развитию инновационной инфраструктуры в РФ.
Библиографический список
1. Прямые и венчурные инвестиции в России. 2017: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2017-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf (дата обращения 08.01.2018).
2. Журнал Inc.: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Инфографика: венчурные инвестиции 2017 года. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://incrussia.ru/understand/infografika-venchurnye-investitsii-2017-goda/ (дата обращения 10.05.2018).
3. Смирнова А.М., Бриль А.Р. Стратегические вопросы финансирования инновационных проектов венчурными фондами в России // Неделя науки СПБПУ // материалы научной конференции с международным участием. - 2016. - С. 358-361.
4. ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» / Механизмы стимулирования (налоговые и иные аспекты) при прямом и венчурном инвестировании. Возможности и перспективы, правоприменение, обоснованные предложения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/eda/201512_incentive_mechanisms_for_Venture_Capital.pdf (дата обращения 19.05.2018).
5. Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и современный мир. 2011. №4 (73). С. 101-113.
6. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 7580.