Особенности организации дистанционного банковского надзора в РФ

О.М. Ермоленко
доцент кафедры экономического анализа статистики и финансов,
Кубанский государственный университет,
Естественно-гуманитарные исследования
№24 (2) 2019

Аннотация. В усилиях формирования и развития финансово мирового кризиса проблема развития банковского сектора напрямую затрагивает интересы не только государства, но и экономических субъектов. На фоне активных слияний и поглощений, банков очевидно усиление участия Центрального банка как основного регулятора стабильности и развития банковского сектора страны. Причиной развития финансового мирового финансово-экономического кризиса стала дестабилизация финансового сектора в целом. Следовательно, для макроэкономической финансовой стабилизации как в экономике в целом, так и функционирования банковского сектора банковский надзор является одним из средств, обеспечивающих стабильность в системе функционирования банковской системы страны. Именно сегодня назрела необходимость для формирования оптимальных решений по организации стабильной деятельности коммерческих банков и надзорных эффективной рычагов полномочий со стороны Банка России как основного органа пруденциального банковского надзора. Особенность организации дистанционного банковского надзора является важным инструментом стабилизации российского банковского сектора.

Приоритетными задачами банковского надзора оставались повышение устойчивости кредитных организаций, определение реального качества активов и капитала кредитных организаций, а также обеспечение достоверности представляемой кредитными организациями отчетности. При осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций развивались риск-ориентированные подходы, направленные на своевременное выявление, адекватную оценку и пруденциальные ограничения рисков, принимаемых кредитными организациями и банковскими группами. Повышенное надзорное внимание уделялось банкам, испытывающим финансовые трудности, а также банкам, вовлеченным в осуществление крупномасштабных сомнительных операций.

При организации надзора Банк России условно выделял четыре группы кредитных организаций:

  • банки, деятельность которых имеет региональное либо федеральное значение, в том числе системно значимые банки. В отношении данных кредитных организаций проводилась более детальная проработка всех аспектов их деятельности, как на уровне территориального учреждения, так и центрального аппарата Банка России. При этом применялись компоненты консолидированного надзора за банковскими группами, в том числе предполагающие, в частности, ограничение рисков кредитных организаций на бизнес собственников;
  • банки, осуществляющие сомнительные операции (в том числе связанные с выводом средств за рубеж и обналичиванием денежных средств). Банком России проводились мероприятия по выявлению подобных кредитных организаций и их клиентов. В отношении таких банков применялся в соответствии с законодательством весь комплекс мер, направленных на полное прекращение проведения банками таких операций. К этим банкам широко применялись ограничительные меры воздействия, а в случае неоднократных в течение года нарушений законодательства у кредитных организаций отзывались лицензии;
  • банки, не являющиеся системно значимыми кредитными организациями и имеющие проблемы в деятельности;
  • банки, не имеющие перспектив восстановления финансовой устойчивости. К этой группе относятся также банки, агрессивно привлекающие вклады населения, в том числе по повышенным процентным ставкам. В отношении таких банков и их собственников проводилась интенсивная надзорная работа.

В соответствии с новой территориальной структурой Банка России обеспечивалась вертикальная система организации надзора и управления проведением надзорных мероприятий на уровнях главного управления, отделения и центрального аппарата.

В целях снижения концентрации рисков использовался весь спектр инструментов надзорного реагирования. Банки активно разрабатывали и реализовывали планы мероприятий по снижению концентрации рисков на бизнес собственников.

Получила дальнейшее развитие практика консолидированного надзора за банковскими группами, в том числе с учетом возможностей Банка России как мегарегулятора - прежде всего оценка рисков на базе координации и обмена информацией между структурными подразделениями Банка России, осуществляющими надзор за банками и не кредитными финансовыми организациями.

В ряду банковских рисков предметом особого внимания надзора традиционно является кредитный риск. В условиях энергичного наращивания банками кредитных портфелей дополнительное внимание обращалось на фактические показатели бизнеса заемщика как источника средств для обслуживания ссуд, на качество и достаточность обеспечения, используемого при корректировке величины создаваемых резервов. В целях повышения качества надзорной деятельности продолжалась работа по сбору и оценке информации о предприятиях нефинансового сектора экономики - заемщиках кредитных организаций. В фокусе внимания находился анализ деятельности предприятий-заемщиков, являющихся особо значимыми для экономики.

Значительное внимание уделялось выявлению схем, направленных на формальное соблюдение кредитными организациями установленного ограничения открытых валютных позиций путем регулирования чистых балансовых валютных позиций нерыночными срочными сделками со связанными компаниями. Особое внимание уделялось оценке качества управления валютным риском в банках. Значительные надзорные усилия были направлены на дестимулирование наращивания банками активов и пассивов в иностранной валюте. Внимание уделялось связанным с банками структурам, которые фактически занимаются валютными спекуляциями, направляя привлеченные в рублях ссудные средства на приобретение валюты в ожидании снижения курса рубля.

На основании сводных данных о количестве кредитных организаций, давших согласие на раскрытие информации, размещенных на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации процент их раскрытия по состоянию на 01 января 2016 г. составляет 97 % от общего количества действующих кредитных организаций.

Банк России постоянно размещает на своем официальном сайте следующие данные:

  • среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов) для определения максимальной полной стоимости кредита в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 г. №353-Ф3 «О потребительском кредите (займе)» (ежеквартально);
  • базовый уровень доходности вкладов в рублях и иностранной валюте для целей установления банков, уплачивающих страховые взносы в фонд страхования вкладов по дополнительной ставке или по повышенной дополнительной ставке, в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ежемесячно).

Каждую декаду публикуются итоговые результаты мониторинга максимальных процентных ставок по вкладам в российских рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц.

В 2013-2018 гг. в целях повышения качества надзорной деятельности также продолжалась работа по сбору и оценке информации о предприятиях нефинансового сектора экономики - заемщиках кредитных организаций. Особое внимание уделялось анализу деятельности предприятий-заемщиков, являющихся особо значимыми для экономики.

Основной объем проводимых проверок приходился на головные офисы кредитных организаций. Всего в 2016 г. уполномоченными представителями Банка России было проведено 1 647 проверок кредитных организаций и их подразделений, что превышает количество проверок 2017 г. в два раза. По сравнению в 2018 г. частота проверок банковских организаций несколько снизилось (всего в 2018 г. было проведено 640 проверок кредитных организаций и их филиалов). В совокупности плановые проверки составили в общей сумме около 75 %, а на долю внеплановых проверок пришлось 25 % (в том числе внеплановые проверки, связанные с существенными нарушениями деятельности кредитных организаций или ведением двойного учета составили около 66 %). Внеплановые проверки большей частью были связаны с увеличением уставного капитала и необходимостью исследования операций, которые, по оценке дистанционного надзора, могли генерировать высокий уровень риска.

Важное внимание уделялось в 2018 году проверкам поднадзорных организаций, которые находились под надзором одного бенефициарного собственника (31 проверка кредитных организаций, которые являются участниками 16 банковских групп). При анализе основных нарушений в 2018 г. были выявлены нарушения по недооценке кредитного риска - 77 %. Кроме того, банками допускались нарушения в области перекредитования и сокрытия продолжительности просроченной задолженности по кредитам, а также были выявлены документы, фальсифицированные с целью сокрытия реальных потерь банка о неэффективных и рисковых операций по кредиту.

Практика инспекционных проверок показала наличие существенных рисков, обусловленных кредитованием банками юридических лиц, не осуществляющих реальной деятельности. Значительное количество нарушений выявлено при анализе качества активов банков. Установлены факты кредитования юридических лиц, не осуществляющих реальную деятельность, представляющих в кредитную организацию недостоверную отчетность; факты неадекватной оценки финансового положения и качества обслуживания долга; принятия в залог обеспечения, не соответствующего установленным требованиям или по завышенной стоимости.

Общая динамика проведенных проверок со стороны Банка России представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Общая динамика банковской деятельности Банком России, ед.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп роста, %
2016 г. 2017 г.
Всего кредитных организаций 733 623 531 84,99 85,23
Проверено кредитных организаций 647 585 460 90,42 78,63
Плановые проверки кредитных организаций 455 409 340 89,89 83,13
Внеплановые проверки кредитных организаций 192 176 120 91,67 68,18

Продолжались манипуляции с векселями: были установлены факты не постановки на учет авалированных банком векселей третьих лиц, зафиксировано наличие в портфелях банков фиктивных векселей юридических лиц, т.е. имеющих одинаковые реквизиты, но приобретенных разными физическими лицами.

Были выявлены факты камуфлирования кредитными организациями рисков путем предоставления средств непубличным компаниям - нерезидентам на финансирование их деятельности за рубежом, в том числе путем оплаты аккредитивов. Указанные сделки характеризовались не транспарентностью расчетов и движения товара, а также наличием для российских банков правовых рисков в рамках действия иностранного законодательства.

В ходе проверок отмечались проблемы с подтверждением достоверности сведений об остатках денежных средств или ценных бумаг при их размещении в иностранных банках и иностранных депозитариях. При этом в течение длительного времени наблюдались наличие неснижаемого остатка по данным активам, отсутствие либо незначительность оборотов, что свидетельствовало о возможном отсутствии экономической целесообразности размещения активов и (или) наличии признаков фидуциарных сделок. Имели место случаи искусственного создания «активного рынка» паев ЗПИФов и поддержания их биржевых котировок в целях формирования текущей стоимости этих активов. Также выявлялись непрозрачные операции с ценными бумагами, направленные на сокрытие факта их отсутствия.

В ходе проверок организации потребительского кредитования выявлялись факты сокрытия реальной продолжительности просроченной задолженности, недействительности паспортов заемщиков и предоставления заемщиками недостоверных сведений о полученных доходах. Устанавливались факты проведения банками агрессивной политики по привлечению средств населения с использованием операций «схемного характера». Ряд схемных конструкций был направлен на занижение реальной величины обязательств банка перед вкладчиками: часть обязательств выводилась в область внесистемного учета, в том числе посредством многочисленных сделок по переводу средств вкладчиков на счета подконтрольных небанковских финансовых организаций. Полученные средства направлялись на выдачу микрозаймов физическим лицам и в ряде случаев являлись единственной ресурсной базой этих организаций, что создавало существенный риск для кредиторов и вкладчиков банка.

В составе собственных средств ряда кредитных организаций были обнаружены ненадлежащие источники, образованные процентными доходами, комиссиями, а также вознаграждениями от связанных страховых компаний, сформированными за счет средств самого банка. Устанавливались факты потери ликвидности и несвоевременного исполнения кредитными организациями распоряжений клиентов. Ряд кредитных организаций был вовлечен в проведение операций клиентов, обладающих различными признаками «сомнительных».

Таким образом, обобщим основные направления выявленных нарушений. (Таблица 2)

Таблица 2 - Основные нарушения деятельности банков и риски (составлено автором)

Основные нарушения Риски
Совершение сделок, имеющих признаки «схемных», вывод денежных средств за рубеж, камуфлирование повышенных рисков консолидированной группы, высокорисковые операции Риски, связанные с активами, с качеством управления банком своими активами и пассивами Консолидированный риск
Недооценка кредитных рисков, не предоставление (несвоевременное направление) банками в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, или представления по этим операциям недостоверной информации; неисполнение обязанности по принятию обоснованных и доступных мер по идентификации бенефициарных владельцев Операционный риск
Кредитный риск
Риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности
Кредитования юридических лиц, не осуществляющих реальную деятельность, представляющих в банк недостоверную отчетность; неадекватная оценка финансового положения и качества обслуживания долга; принятие в залог обеспечения, не соответствующего установленным требованиям или по завышенной стоимости Кредитный риск
Не постановка на учет авалированных банком векселей третьих лиц, наличие в портфелях банков фиктивных векселей юридических лиц Риски, связанные с активами пассивами банков
Камуфлирование кредитными организациями рисков путем предоставления средств непубличным компаниям - нерезидентам на финансирование их деятельности за рубежом Риски, связанные с активами (кредитный, валютный, по финансированию и инвестированию)
Правовой риск
Проблемы с подтверждением достоверности сведений об остатках денежных средств или ценных бумаг при их размещении в иностранных банках и иностранных депозитариях Риски, связанные с активами и пассивами
Правовой риск

Таким образом, на фоне усложнения условий функционирования банковской системы, которое связано с геополитическими факторами и прочими внутренними факторами, эффективность инспекционной деятельно­сти надзорного органа не может и не должна измеряться только количественными показателями. Правильная оценка должна выявлять и измерять показатели, которые характеризуют работу надзорных органов.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ