Галина Мойсейчик
экономист, кандидат экономических наук
Наука и инновации
№124 2013
Предоставление банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности - одна из наиболее новых форм вовлечения в хозяйственный оборот ОИС и в то же время новый кредитный продукт. Практика свидетельствует, что его применяют преимущественно передовые в технологическом отношении страны. Там действует законодательство, детально регулирующее отношения в сфере ИС и позволяющее не только «напрямую» задействовать объект интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте (например, получать роялти), но и расценивать его как настоящий залоговый инструмент. Как правило, при банковском кредитовании проектов под коммерциализацию прав ИС в качестве залога используются имеющиеся либо будущие права интеллектуальной собственности.
Права интеллектуальной собственности охватывают такие объекты, как патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, производственные секреты (ноу-хау), компьютерные программы и базы данных, авторские права на литературные и иные художественные произведения. Продуктами передачи прав от авторов-собственников лицам, которые намерены эти права использовать, являются лицензии.
Трудность применения этого кредитного продукта в Беларуси, как и в других странах СНГ, вызвана, во-первых, общесистемной неразвитостью механизмов учета и оценки нематериальных активов, отсутствием кадров оценщиков, патентных поверенных, а также банковских служащих должной квалификации. Это связано со слабым опытом коммерциализации прав ИС, высокими рисками для банков и неразвитостью механизмов и законодательства в этой сфере. Сохраняющаяся монополия государства и его институтов на результаты НИОКР лишает авторов научных разработок возможности самостоятельно, в обход неповоротливых бюрократических структур, получить требуемое финансирование и коммерциализировать свои идеи. Кроме того, недостаточно четко определены права кредиторов в случае банкротства заемщиков, а также при необходимости несения затрат по поддержанию объекта интеллектуальной собственности (к примеру, патента и т.п.). Не проработано законодательство о доверительном управлении правами на ОИС. В итоге наши банки пока демонстрируют негибкость, неповоротливость, недоверие к такого рода кредитным операциям, а предприятия и НИИ не могут реализовать в производстве ряд замечательных научных разработок, повысить свой производственный и экспортный потенциал, расширить освоение и насыщение внутреннего и внешнего рынков. Несовершенно пока законодательство о залоге, которое сравнительно недавно включило в объект залога имущественные права (а не только имущество), но при этом ограничилось только уже существующими имущественными правами, а не теми, которые возникнут в будущем.
Между тем для развития сектора наукоемкого производства, в том числе для создания малых и средних инновационных предприятий, включая венчурное (высокорисковое) предпринимательство, одинаково важны и те, и другие. И те, и другие необходимы также для нормальной работы действующих крупных научно-производственных комплексов, транснациональных корпораций, финансово-промышленных холдингов.
Кредиты под залог будущих прав обеспечивают прежде всего создание этих прав или их приобретение. Кредиты под залог действующих прав - их коммерческое или промышленное использование.
В современной экономике защита и поддержание, как и должное оформление интеллектуальной собственности на мировом рынке, - дело достаточно затратное (стоимость международного патента в формате РСТ составляет около 10 тыс. евро). Не всегда есть возможность, да и вполне осознанная необходимость профинансировать это дело соответствующими государственными программами по поддержке патентно-лицензионной деятельности. Поэтому кредиты на создание объектов промышленной собственности (ОПС) востребованы в развитых странах. Они имеют свою нишу как более гибкий, оперативный, мобильный инструмент финансирования процесса создания прав ИС. Не менее значимы и кредиты для коммерческого или промышленного использования прав интеллектуальной собственности. Такое право может осуществляться как путем организации собственного производства на базе своих научных разработок, так и за счет приобретения прав на чужие. Гибкая и мобильная политика в этом сегменте предполагает механизм финансирования под залог будущих прав на использование приобретаемых ОИС.
Таким образом, неразвитость данного механизма оценки и кредитования - одна из наиболее весомых причин технологического отставания. Ведь в странах СНГ финансируются главным образом инвестиционные проекты, связанные с покупкой оборудования, то есть материальных активов. Тогда как приобретение новых технологий или продажа их есть передача нематериальных активов.
Отметим, что новые технологии дают преимущество в конкурентоспособности, поскольку обеспечивают выпуск передовых и востребованных на мировом рынке продуктов, тогда как покупка оборудования в условиях быстрого морального старения обрекает на технологическое отставание.
То есть кредиты под ОИС и проекты коммерческого использования прав ИС являются сравнительно новым и наиболее эффективным инструментом для развития инновационного предпринимательства. Их создание и использование - насущная необходимость, несмотря на высокие банковские кредитные риски.
Во-первых, в таких государствах создан особый банковский сегмент - банки высокорискового кредитования, тесно связанные с венчурными компаниями и системой венчурных инвестиций. Во-вторых, формируется инфраструктура оценки прав на объекты интеллектуальной и промышленной собственности. В-третьих, банки страхуются, для чего созданы системные технологии страхования и перестрахования их рисков, в том числе путем эмиссии ценных бумаг на совокупность обязательств по кредитам и их размещения, а также и производных на рынке ценных бумаг. Это позволяет усреднить риски и повысить доходность ценных бумаг по наиболее успешным проектам. Таким образом, банки и страховые компании становятся полноправными участниками венчурных инвестиций. В-четвертых, страны-лидеры расширяют все составляющие залога. Заемщик предоставляет кредитору залоговое право на все права собственности и доли участия - как на существующие, так и на будущие.
Как показал анализ законодательства и правоприменительной практики ряда стран, право залога распространяется на все исключительные права ИС (владение, пользование, распоряжение ОИС), причем как зарегистрированные, так и незарегистрированные, как имеющиеся в наличии, так и предполагаемые быть созданными в будущем, на лицензии и другие права использования ИС, на доходы от их продажи.
А вот в Беларуси объектом залога являются только действительные, зарегистрированные права ИС (патенты на объекты промышленной собственности и свидетельства регистрации сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания). Даже компьютерные программы не входят в этот перечень. Права по использованию и передаче ОПС - лицензионные договоры, договоры уступки прав, договоры передачи прав (на технологии, ноу-хау, франчайзинг, а также права на доходы от продажи либо уступки этих прав также не выступают объектом залога.
В-пятых, в развитых странах реализуются системные пилотные кредитные проекты.
Таким образом, речь идет даже не о новых кредитных продуктах, а о новых финансовых технологиях, которые носят системный характер и охватывают сферу и инструменты кредитования, андеррайтинга, страхования, венчурных инвестиций.
Показательна, на наш взгляд, практика применения подобных новейших системных финансовых технологий в некоторых странах. К примеру, транснациональная компания М-САМ(ТМ), мировой лидер в оценке и монетизации (секьюритизация, промышленное использование) интеллектуальной собственности со штаб-квартирой в США, и швейцарская Swiss Re New Markets, отделение Швейцарской перестраховочной компании, в 2000 г. объявили о запуске нового залогового продукта, обеспечивающего компании на ранней стадии развития, в том числе индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса, активами для осуществления залоговых операций с объектами ИС.
Новый продукт под названием «цена покупки сертифицированного актива» (ЦПСА) выпускается корпорацией М-САМ(ТМ) для квалифицированных банков. Швейцарская Swiss Re New Markets подготовила соответствующий пакет, включающий услуги (инструменты), необходимые для определения начальной (стартовой) цены аукциона (back-stop) с ЦПСА-продуктом. Базовый актив - биржевой товар, стоимость которого является основой для расчетов при исполнении срочного контракта. М-САМ(ТМ) создала систему управления базами данных (по сути дела, вариант скоринговой системы), которая позволяет проверять действительность наличия права ИС, определять территорию, на которую оно распространяется, а также раскрывать перед создателем или правообладателем возможность дополнительного использования ИС в результате разблокировки нереализованного потенциала, который самим создателям прав или правообладателям может быть даже и неизвестен.
Swiss Re New Markets согласилась обеспечить сопровождение проекта страховыми услугами, необходимыми для успешного продвижения ЦСПА. М-САМ(ТМ) разработала мощные инструменты анализа, предварительной обработки информации по базе данных с целью выявления несоответствий, а также опросники (инструменты опроса, интервьюирования), позволяющие определять (выводить) фирменную цену на права ИС как производную залогового обеспечения ЦПСА. По мере расширения использования этого инструмента ЦПСА все большее число компаний получили возможность для левереджа -наращивания своих базовых оцениваемых активов. М-САМ(ТМ) стала первой компанией, построившей систему анализа нематериальных активов для регулируемых финансовых рынков, включая банковское дело, ценные бумаги и трансфер рисков.
Интересен в этом отношении и опыт Китая, где в 2006 г. отделение Банка коммуникаций в Бэйджинге предоставило «Кэри Биофарм компании» кредит на 1,5 млн юаней (189 тыс. долл.) по патенту на изобретение, оцененный в 6 млн юаней (759 тыс. долл.). По мнению специалистов, этот пример можно взять за образец для кредитования индивидуального бизнеса, в особенности инновационного или венчурного, малых и средних предприятий, которые не могут взять обычные кредиты под залог материальных активов, поскольку не располагают их значительными объемами (особенно на начальной стадии). Практикуемая (установленная) пропорция предполагаемой суммы кредита дифференцируется в зависимости от того, какой объект ИС закладывается, и составляет не менее 25% от оценочной стоимости, если в качестве залога используются патенты на изобретения, не менее 15% под залог патентов на полезные модели, не менее 30% под залог торговых марок.
В качестве залога предполагалось использовать патенты со сроком действия не менее 8 лет, патенты на полезные модели (не менее 4 лет) и торговые марки (при наличии бизнес-проекта). При этом риски банка снижаются за счет долевого, а не полного участия банка. То есть китайская схема более поздняя и более простая, да и сумма первого кредита сама по себе небольшая, однако благодаря ей возник прецедент, вокруг которого будет складываться новая подсистема кредитования и развиваться новые кредитные продукты, необходимые для образования конкурентоспособных новых и высокотехнологичных производств. Кроме того, этим было положено начало созданию стимулов для развития адекватных механизмов оценки и вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальных продуктов и прав на интеллектуальную собственность.
Необходимость полноценного использования ИС в экономике страны осознается и в России. В прошлом году на совещании в Сколково Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Необходимо формировать условия для более масштабного использования интеллектуальной собственности в качестве способа обеспечить исполнение кредитных обязательств». В июле 2011 г. было подписано кредитное соглашение между ING Bank N.V. и Сбербанком о предоставлении кинокомпании «Всемирные Русские Студии» кредита в размере 1,2 млрд руб. Уникальность данной сделки заключается в том, что предметом залога является объект ИС - библиотека видеоконтента. Поручителем по кредиту выступило ОАО «Система Масс-медиа». Стороны также подписали соглашение о взаимопонимании, в котором договорились о принципах стратегического партнерства в области развития российской медиаиндустрии.
До настоящего времени в России подобный инструмент практически не применялся. Это связано с целым комплексом проблем, включающих недостаточную защиту прав на объекты ИС и неразвитость нормативно-правовой базы. В качестве серьезной преграды стоит выделить трудности, связанные с отсутствием практического опыта оценки ИС. Тем не менее первый шаг сделан, есть надежда на дальнейшее развитие системы залога интеллектуальной собственности, включая сферу промышленного использования, коммерциализации ее объектов.
Сравнение нормативно-правовой базы развитых стран и Беларуси в вопросах определения перечня прав ИС, являющихся объектом залога, показывает, какие глубокие преобразования надо предпринять, чтобы расширить круг последних. Так, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 г. №346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)», объектом залога являются имущественные права, удостоверяемые патентом либо свидетельством на охраняемые в нашей стране ОПС: изобретения; полезные модели; промышленные образцы; сорта растений; топологии интегральных микросхем; товарные знаки и знаки обслуживания. В законодательстве передовых государств, к примеру США, в качестве обеспечения немедленного и полного платежа и погашения всех нынешних и будущих задолженностей, обязанностей и денежных обязательств заемщика перед кредитором используются:
Сравнение показывает, что в Беларуси объектами залога могут быть только действующие (а не будущие) имущественные права (договоры их регистрации) и только в отношении объектов промышленной собственности, а не имущественные права, закрепленные договорами передачи прав. Объектами залога не являются:
Чтобы запустить механизм кредитования проектов по коммерциализации интеллектуальной собственности, должны быть созданы необходимые правовые условия, предусматривающие расширение объектов залога прав ИС. Анализ показал, что в ближайшее время следует принять ряд важнейших мер. Среди них - изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности, где необходимо закрепить за разработчиками право собственности на результаты НИОКР, лицензионные платежи и вознаграждения от результатов этих работ, осуществленных полностью или частично за счет бюджетных средств, а также обязанности патентовать наиболее значимые результаты. Нужно разработать и принять нормативно-правовые акты, включающие в ОПС компьютерные программы, бизнес-методы и базы данных. Поскольку их защита на уровне регистрации авторских прав представляется недостаточной и неадекватной задачам их полноценной защиты и распространения, а также ведет к значительным потерям возможных доходов, несанкционированным утечкам и т.п.
Одной из важных задач является разработка документов «О патентах на компьютерные программы, базы данных и бизнес-методы (на основе использования компьютерных и интернет-технологий)», «Об использовании объектов интеллектуальной собственности в качестве объектов залога (в том числе обеспечения банковских кредитов)».
Следует предусмотреть ряд процедур, обеспечивающих реализацию права введения ОИС в хозяйственный оборот.
Принципиально важно ускорить доработку и принятие проекта Указа Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке венчурной деятельности».
При этом целесообразно привлечь достаточный капитал в уставный фонд Белорусского инновационного фонда, а также расширить его функции для полноценного выполнения задач государственной венчурной компании. Кроме бюджетных дотаций под проекты реализации ИС следует предусмотреть льготирование процентных ставок с выплатой разницы по рыночной и льготной ставкам банкам. Для этого необходимо создать Гарантийный фонд поддержки инвестиционных проектов коммерциализации ИС с использованием, к примеру, для этих целей некоторых бюджетных фондов, скажем, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства, а также предусмотреть соответствующую статью в бюджете на эти цели. Это позволит расширить содержание и дополнить конкретным практическим смыслом проект государственного и частного партнерства.
Необходимо разработать государственную программу по поддержке патентной и лицензионной деятельности, предусматривающую предоставление банковских кредитов под создание объектов ИС; существенные льготы заявителям по оплате стоимости оформления и поддержания патентов, прежде всего в прорывных областях науки и технологий по международной формуле защиты в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), выделение в республиканском бюджете средств на государственные дотации и субсидии для получения международных патентов по значимым и перспективным разработкам.
Нуждаются в модернизации процедуры оформления и защиты ОИС. Для разрешения этой проблемы в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь нужно создать подразделения по отслеживанию, анализу и прогнозированию изменений в международном праве ИС и продвижению технологий на мировые рынки, а также подразделения по разработке коммерческих проектов по промышленному использованию патентов.
Среди других мер, направленных на совершенствование механизмов кредитования под залог ИС:
В качестве главной и стратегической меры следует рассматривать принятие Кодекса об интеллектуальной собственности Республики Беларусь, который устранит противоречия в действующем праве интеллектуальной собственности, обеспечит его конкурентоспособность с передовым международным законодательством и правоприменительной практикой в сфере международной защиты, передачи, залога, коммерческого ОИС.
На первом этапе развития кредитования под залог ИС банки могут прибегнуть к услугам патентных поверенных и сотрудничеству с Национальным центром интеллектуальной собственности. Далее соответствующие отделения и службы целесообразно открыть в самих банках, прежде всего специализирующихся на кредитовании инвестиционных проектов. В качестве пилотного проекта может быть рекомендовано создание подразделения кредитования самых жизнеспособных проектов реализации интеллектуальной собственности в наиболее подходящих для этой цели системообразующих банках.