Н.В. Кожан
студентка 3 курса,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
А.В. Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
Инновационная наука
№4-1 (16), 2016
Аннотация. В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства
Налог на доходы физического лица (НДФЛ) - это основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим законодательством [1, с.160].
В качестве объекта налогообложения данным налогом может выступать доход, полученный:
Что же касается налоговой базы, исходя из которой, исчисляется подоходный налог с физических лиц в 2015 году, то здесь необходимо отметить, что учитываются все полученные доходы налогоплательщиков и во всех формах (денежной или натуральной), а также любая материальная выгода. При этом не оказывают влияния на размер налогообложений различного рода удержания и штрафы, которые были взысканы за административные правонарушения или решением суда, а также других органов, которые вправе осуществлять такие действия. Подоходный налог с физических лиц в 2015 году рассчитывается по каждому виду дохода. При этом индивидуально определяется отдельная налоговая ставка по каждому такому источнику [2].
При формировании налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения исключительно важную роль играет определение соотношения поступления каждого вида налога.
В 2013 году, в консолидированный бюджет поступило 11325,9 млрд. руб. это почти в 2 раза больше, чем в федеральный бюджет 5366,6 млрд. руб. В долевом соотношении разница составляет всего лишь 2%.
В таблице 1 наибольшее значение в консолидированном бюджете занимает такой показатель, как налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами, что составляет 2598 млрд. руб., а в федеральном бюджете сумма составила 2554,8 млрд. руб. (в долевом соотношении разница между этими показателями 2%), как показано на рисунке 2. Далее по уменьшению идет налог на добычу полезных ископаемых, что в консолидированном бюджете составляет 2575,8 млрд. руб. И в долевом соотношении разница между федеральным составляет также 2%.
Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. рублей)
Показатели | 2013 | ||||
Консолидированный бюджет | В том числе | Доля фед. бюджета | Доля консолид. бюджета | ||
Федеральный бюджет | Консолидирован ные бюджеты суб. РФ | ||||
Всего | 11325,9 | 5366,6 | 5959,2 | 47% | 53% |
Из них налог на прибыль организаций | 2071,7 | 352,2 | 1719,5 | 17% | 83% |
Налог на доходы физических лиц | 2497,8 | - | 2497,8 | - | 100% |
Налог на добавленную стоимость на товары | 1977,1 | 1977,1 | - | 100% | - |
Налоги на имущество | 900,5 | - | 900,5 | - | 100% |
Из них налог на добычу полезных ископаемых | 2575,8 | 2535,3 | 40,5 | 98% | 2% |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2598 | 2554,8 | 43,2 | 98% | 2% |
Немаловажную роль играет налог на доходы физических лиц, в консолидированном бюджете он составил 2497,8 млрд. руб. В долевом выражении доля равна 100%. Наименьший показатель занимает налог на имущество - 900,5 млрд. руб.
Таблица 3. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 год.
Виды налогов | Млрд. руб. | ||
2014 | 2015 | Темп, % | |
НДФЛ | 2679,5 | 2806,5 | +104,7 |
Налог на прибыль | 2372,8 | 2598,8 | +109,5 |
НДС | 2181,4 | 2448,3 | +112,2 |
Имущественные налоги | 955,1 | 1068,4 | +111,9 |
Основную часть налогов в 2014-году в таблице 3 консолидированного бюджета обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 2679,5, к 2015 году поступление увеличилось на 104,7%. Рост доходов обеспечен увеличением на 112,2% поступлений налога на НДС.
Собираемость других налогов также улучшилось. В частности, поступления НДФЛ, налог на прибыль увеличился на 109,5%, имущественные налоги увеличились на 111,9%, как показано на рисунке 4.
По данным ФНС, почти на 86% увеличилась прибыль с предыдущим 2013 годом.
Таблица 5. Расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в Краснодарском крае за 2012-2014 г.
Показатели | 2012 г | 2013 г | 2014 г | Темп роста, % | |
2013 г к 2012 г | 2014 г к 2013 г | ||||
Фактически поступило в консолидированный бюджет края налогов, сборов и других платежей, млрд. руб. | 174,6 | 185,2 | 203,9 | 106,1 | 110,1 |
Сумма налоговой задолженности, млрд. руб. | |||||
На начало года | 4,5 | 6,9 | 9,0 | 153,3 | 130,4 |
На конец года | 6,9 | 9,0 | 12,0 | 130,4 | 133,3 |
Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб. | 2,4 | 2,1 | 3,0 | 87,5 | 142,9 |
Уровень собираемости налогов, % | 98,6 | 98,9 | 98,6 | +0,3 | -0,3 |
По расчетам регионального Министерства финансов собираемость налогов в Краснодарском крае за последние годы находилась в диапазоне 94 - 100%.
В этот период были проведены конкретные мероприятия по взысканию налоговой задолженности (снижение против 2012 г. на 0,3 млрд. руб.); сокращению числа убыточных организаций; проведению рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.
С целью выявления значения и зависимости размера поступлений от налога на доходы физических лиц в целом от доходов, облагаемые по ставке 13%, изучим структуру налоговой базы по НДФЛ на примере данных отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012-2013год, представленных в таблице 7.
Таблица 7. Структура налоговой базы НДФЛ
Налоговая ставка | Размер налоговой базы, млн. руб. | Доля, % |
13% | 16482485,6 | 95,85 |
30% | 46989,4 | 0,27 |
9% | 646534,6 | 3,76 |
35% | 9113,0 | 0,05 |
15% | 4583,0 | 0,03 |
иные | 6532,4 | 0,04 |
Итого | 17196238,0 | 100,00 |
Приведенные данные в таблице 7 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9%) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13%, как показано на рисунке 8, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.
Наименьшую долю занимают налоги, облагаемые по ставке 15% (это доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях). Чуть больший удельный вес имеют прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках и суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна.
Более высокую долю в структуре налоговой базы занимают доходы, облагаемые по ставке 9% - это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13% и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налога в бюджетную систему страны.
Таблица 9. Распределение налоговой базы, тыс. руб.
Налоговая ставка | 2014 | 2015 | 2016 |
Необлагаемый минимум | 45 317 340 | 62 573 929,2 | 86 302 342,3 |
10% | 6 430 847 767 | 8 874 569 919 | 12 246 906 488 |
13% | 12 129 186 051 | 16 738 276 750 | 23 098 821 916 |
17% | 4 758 320 700 | 6 566 482 566 | 9 061 745 941 |
20% | 3 851 973 900 | 5 315 723 982 | 7 335 699 095 |
Исходя из представленных данных в таблице 9, в период с 2014 по 2016 год поступления от налога на доходы физических лиц составили бы от 3 799,2 млрд. руб. до 7 235,2 млрд. руб. Это выше соответствующих доходов при существующей системе налогообложения доходов физических лиц минимум на 52%.
Данное увеличение доходов бюджетной системы иллюстрирует возможность эффективного использования предлагаемой реформы для реализации регулирующей функции налога. Следует отметить, что в данной таблице выделен необлагаемый минимум - это минимальный доход граждан, не облагаемый налогом.
Дополнительный доход бюджетной системы необходимо направить на цели социальной политики государства, поддержки малоимущих слоев населения, развитие бесплатной медицины и образования, дополнительные пенсии. Таким образом, за счет целевого перераспределения дополнительных доходов бюджетной системы будет реализована социальная направленность реформы.
Оценить эффективность предлагаемой реформы с точки зрения социального аспекта позволит установление размера налоговой нагрузки на налогоплательщиков, получающих средние по России доходы.
В соответствии с данными налоговой отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012 год налоговая база по налогу на доходы физических лиц составила 17 196 238,2 млн. руб., сумма удержанного налога составила 2 215 037,9 млн. рублей.
Исходя, из представленных данных при существующей системе налогообложения налоговая нагрузка составляет 12,89%.
С учетом предлагаемой реформы налоговая нагрузка для основной массы налогоплательщиков, получающих доходы ниже средних по России, снизится и составит (исходя из приведенных выше данных о распределении налоговой базы) 11,4%. Снижение налоговой нагрузки на основную категорию налогоплательщиков также характеризует положительный социальный эффект предлагаемой реформы.
Предлагаемая градация налоговых ставок будет способствовать перераспределению сверхдоходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения, и в то же время позволит избежать значительных фискальных потерь в связи с тем, что основная доля налогоплательщиков продолжит платить налог по ставке 13%.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с подоходным налогообложением физических лиц, в том числе усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не соответствующей принципу справедливости налогообложения, наличие значительных масштабов уклонения от уплаты налога и другие.
Вышеназванные обстоятельства негативно влияют на потенциал НДФЛ в отношении реализации его роли как инструмента социальной политики государства. Выявленные недостатки, которые вынуждают проведение модернизации налогообложения доходов физических лиц в России стали неизбежны. Однако реформирование налога на доходы физических лиц должно осуществляться постепенно, поэтапно, и быть способным к учету различных сценариев развития экономики.
Предложенная концепция реформирования в конечном итоге позволит решить комплекс задач, а именно: будет способствовать повышению доходной базы бюджетной системы; позволит сократить разрыв в уровне доходов налогоплательщиков; будет способствовать снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющее низкие доходы, при соблюдении интересов среднего класса; позволит снизить социальную напряженность в обществе.
Список использованной литературы:
1. Клочкова, И.В. Налог на доходы физических лиц / И.В. Клочкова. - М.: Экзамен, 2009. - 160 с.
2. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - 2005-2012. Режим доступа: http//nalog.ru (дата обращения: 28.03.2013).