Пономарева Д.А.
магистрант,
кафедра международной экономики и менеджмента,
Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Наука и образование сегодня
№12 (35) 2018
Аннотация: настоящая статья посвящена проблемам работы портфельных инвесторов, имитирующих собственные портфели индексным стратегиям. Степень воспроизводства точности денежных потоков от индексного портфеля активов имеет актуальное значение в работе финансовых посредников. А теоретическая база портфельной теории, теория оценки капитальных активов являются существенными для понимания принципов выбора или построения того или иного портфеля активов в состоянии мобилизационной экономики.
Практика использования пассивной стратегии копирования фондовых индексов при формировании собственного портфеля ценных бумаг широко распространена у иностранных инвесторов. В России же ситуация складывается следующим образом. Объективная реальность российского фондового рынка, характеризующегося недостаточной ликвидностью значительной доли ценных бумаг, резким изменением котировок и недостаточной информационной прозрачностью, не позволяет в полной мере применять общие положения теории портфельного инвестирования и сформированный на Западе арсенал инвесшционных стратегий.
Смоделировав ситуацию по построению портфеля ценных бумаг на основе неполного копирования транспортного индекса Московской Биржи в 2017 г., возможно постараться оценить результат подобного рода инвестиций на сегодняшний день.
Выбор фондового индекса ММВБ «Транспорт» в качестве объекта исследования обусловлен актуальностью транспортной отрасли в России. Это связано и с развитием мирового транспортного рынка, и с исторически благоприятными позициями России на нем, и с ориентацией мировой экономики на евразийские потоки, где географическое расположение дает нашей стране дополнительные преимущества [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 г. транспортная отрасль работала стабильно - об этом красноречиво говорят и цифры, и факты, а фондовый индекс ММВБ «Транспорт» признан лидером роста среди отраслевых индексов Московской Биржи, по итогам 2016 г. его рост составил 123% [3].
Обратившись к архивным значениям котировок индекса ММВБ «Транспорт» за 2017 г., сравним значения долей акций с актуальными показателями:
Таблица 1. Состав и структура индекса «ММВБ — Транспорт» [3], %
Акция | Доля 2017 г. | Доля 2018 г. | Отклонения |
Аэрофлот, акция об. | 72,31 | 67,04 | -5,27 |
Новороссийский морской торговый порт, акция об. | 17,31 | 27,05 | 9,74 |
ТрансКонтейнер, акций об. | 4,51 | - | -4,51 |
Новороссийский комбинат хлебопродуктов, акция об. | 3,70 | 2,61 | -1,09 |
ДВМП, акция об. | 2,17 | 3,30 | 1,13 |
Структура отраслевого индекса претерпела определенные изменения, так на 5,27 пп. уменьшилась доля акций ПАО «Аэрофлот», при значительном увеличении доли ПАО «НМТП» на 9,74 пп. В варианте портфеля за 2018 г. отсутствуют акции ПАО «ТрансКонтейнер». Некоторые корректировки коснулись и ПАО «НКХП», и ПАО «ДВМП» - уменьшение на 1,09 пп. и увеличение на 1,12 пп. соответственно.
При неполном копировании фондового индекса необходимо отбирать бумаги, которые в наибольшей степени повторяют его характеристики. Изучив графики архивных значений изменения котировок акций индекса и представленных в нем эмитентов за период 2016-2018 гг., была выявлена прямая зависимость динамики стоимости транспортного индекса от изменений стоимости акций ПАО «Аэрофлот», ПАО «НМТП» и ПАО «ДВМП». Это объясняется и тем, что акции представленных эмитентов занимают наибольший удельный вес в составе индекса.
Определим показатели доходности и риска для акций каждого эмитента на 2017 г. и 2018 г. Произведенные расчеты сведены в следующей таблице 2:
Таблица 2. Определение ожидаемой доходности и риска акций
Trade date | Цена акции об., руб. | Trade date | Цена акции об., руб. | ||||
ПАО «Аэрофлот» | ПАО «НМТП» | ПАО «ДВМП» | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «НМТП» | ПАО «ДВМП» | ||
30.06.2016 | 85,70 | 6,67 | 1,82 | 30.06.2017 | 201,70 | 7,62 | 3,72 |
30.09.2016 | 134,83 | 6,70 | 1,92 | 30.09.2017 | 180,00 | 8,61 | 7,24 |
31.12.2016 | 174,17 | 7,08 | 3,53 | 31.12.2017 | 133,30 | 8,75 | 7,06 |
31.03.2017 | 175,75 | 7,14 | 2,97 | 31.03.2018 | 144,00 | 7,16 | 5,07 |
30.06.2017 | 201,70 | 7,62 | 3,72 | 30.06.2018 | 122,95 | 6,40 | 5,44 |
Ожидаемая доходность, % | 26,00 | 3,00 | 24,68 | Ожидаемая доходность, % | -11,00 | -4,00 | 17,83 |
Риск акции, σ, % | 24,13 | 3,26 | 42,87 | Риск акции, σ, % | 14,12 | 13,72 | 53,36 |
Видим, что значения показателей для каждого рассматриваемого эмитента имеют негативную тенденцию. Этим может быть объяснено и общее снижение динамики индекса ММВБ «Транспорт» в сторону отрицательного значения -36,90%.
Зная ожидаемые доходности и показатели риска (стандартное отклонение), произведем расчеты для построения корреляционной матрицы доходностей акций:
Таблица 3. Корреляционная матрица доходностей акций
Показатель | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «НМТП» | ПАО «ДВМП» |
ПАО «Аэрофлот» | 1 | ||
ПАО «НМТП» | 0,2408 | 1 | |
ПАО «ДВМП» | 0,1927 | 0,7145 | 1 |
Анализируя матрицу корреляции, приходим к выводу о том, что наиболее тесная зависимость наблюдается между активами компаний ПАО «НМТП» и ПАО «ДВМП», положительная взаимосвязь не случайна, так как компании осуществляют свою деятельность в одной области народного хозяйства. Статистическая связь между доходностями акций вышеупомянутых групп с акциями ПАО «Аэрофлот» характеризуется как положительная, но слабая (коэффициент корреляции равен 0,2408 и 0,1927).
Принимая во внимание расчетные значения и используя возможности пакета Microsoft Excel, а именно надстройкой Поиск решения, перейдем к распределению долей между активами внутри портфеля. В качестве формулы целевой ячейки используем формулу нахождения риска портфеля ценных бумаг, пытаясь добиться при этом минимального значения. Наложим ограничение: распределение долей между активами должно обеспечивать портфелю доходность не ниже 5%.
Результат расчетов приведен в таблице 4. Сформированный портфель ценных бумаг принимает значение доходности 18,21% при уровне риска 14,43%, что весьма рискованно и оправдано лишь на фоне роста всей транспортной отрасли. В этом заключается основная проблема работы портфельных инвесторов в России, имитирующих собственные портфели индексным стратегиям.
Доходности эмитентов, включенных в портфель, положительно коррелируют между собой, что в принципе характерно для компаний одной отраслевой принадлежности. Вместе с тем исход будущих событий предугадать трудно, те или иные внешние и внутренние факторы, могут по-разному сказываться на деятельности компаний.
На фоне общей отрицательной динамики фондового рынка 2017-2018 гг., цены на акции и их доходности упали, что привело к падению рыночных характеристик портфеля в целом. В таблице 4 приведен расчет изменения в показателях доходности и риска при неизменном соотношении долей внутри портфеля ценных бумаг:
Таблица 4. Распределение долей между активами внутри портфеля
Показатель | Значение | Значение* |
Доля ПАО "Аэрофлот", п.п. | 0,55 | 0,55 |
Доля ПАО "НМТП", п.п. | 0,33 | 0,33 |
Доля ОАО "Уральские авиалинии", п.п. | 0,12 | 0,12 |
Доходность портфеля ценных бумаг, % | 18,21 | -4,87 |
Риск портфеля ценных бумаг, % | 14,43 | 11,21 |
Видим, что доходность соответствующего портфеля ценных бумаг приняла отрицательное значение и составила -4,87% при значительном уровне риска 11,21%.
Неустойчивость политической, экономической и общественной ситуации в стране 2017-2018 гг. оказали существенное влияние на работу транспортной отрасли и на активы компаний. Так, например, ПАО «Аэрофлот» столкнулся с увеличением операционных расходов на фоне резкого роста цен на топливо и ослабления курса рубля. А акции ДВМП, НМТП и «Трансконтейнера» и «Новороссийского комбината хлебопродуктов» упали в цене на фоне сообщений об аресте совладельца группы «Сумма» в рамках дела о хищениях [4].
Ввиду сильной корреляционной взаимозависимости между эмитентами это отразилось и на характеристиках транспортного индекса в целом.
Специфические черты российского рынка ценных бумаг, связанные, как правило, с его недостаточной развитостью, вызывают большие трудности при использовании стратегий копирования фондовых индексов у инвесторов. В реалиях российского бизнеса при формировании портфелей ценных бумаг следует делать максимальную ставку на диверсификации рисков. В случае если в портфеле присутствует несколько активов, независимых друг от друга, волатильность портфеля снижается.
В завершение отметим, что существующие в мировой практике стратегии по формированию портфелей ценных бумаг носят исключительно рекомендательный характер для начинающих инвесторов. Опытные профессиональные инвесторы, учитывая реалии российской экономики и пытаясь добиться большей доходности при минимальных уровнях риска, все чаще используют сбалансированные стратегии формирования и управления портфелем ценных бумаг, действуют интуитивно.
Список литературы
1. Скобелева И.П., Котов С.А. Транспортные компании России на мировом фондовом рынке: проблемы и перспективы // ТДР. [Электронный ресурс], 2015. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnye-kompanii-rossii-na-mirovomfondovom-rynke-problemy-i-perspektivy/ (дата обращения: 13.06.2018).
2. Библиотека. Фундаментальный анализ. Экспорт данных. // Официальный сайт: АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finam.ru/investor/library0001C00031/?material=1/ (дата обращения: 01.09.2018).
3. Индикаторы. Индексы. Индекс «ММВБ - Транспорт». // Официальный сайт информационного ресурса Investfunds, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stocks.investfunds.ru/indicators/view/9829/ (дата обращения: 01.09.2018).
4. Новости и аналитика. Фундаментальный и технический анализ. // Официальный сайт: ООО «Компания Брокеркредитсервис», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/fundamentalnyy-i-tehnicheskiy-analiz-v-chem-raznica-i-kogda-nuzhno-primenyat-tot-ili-inoymetod/ (дата обращения: 01.09.2018).