Т.В. Ельсукова
Институт управления, экономики и финансов
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Россия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 4;
Вестник Дагестанского государственного университета.
Серия 3: Общественные науки
№4 2016
В статье рассмотрены и обоснованы новые мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками в актуальных условиях хозяйствования организаций. Система внутреннего контроля должна охватывать все операции, факты хозяйственной жизни, имеющиеся на предприятии. В статье исследуется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и внутренний контроль учета на этом участке. Должная осмотрительность является ключевым фактором при доказательствах в суде, поэтому необходимо максимально изучать деятельность контрагентов. Система внутреннего контроля, в том числе с поставщиками и подрядчиками, нуждается в дополнении новыми элементами. Предприятия, относящиеся к высокому риску, имеют: большую задолженность по налогам, несданную отчетность, неизменную и/или низкую среднесписочную численность работников. Предприятия, относящиеся к среднему риску, имеют: небольшую недоимку по налогам, убытки по бухгалтерской отчетности. Остальные предприятия можно отнести к малому риску. Воспользовавшись этой информацией, компании будут иметь намного больше вариантов для проведения мероприятий по внутреннему контролю расчетов с поставщиками.
В условиях автоматизации многих учетных процессов на предприятии, а также взаимодействия с органами власти во все большей степени в электронном виде, актуальными являются новые мероприятия внутреннего контроля, так как меняются подходы, расчеты, все больше внедряется электронное правительство [1], электронный документооборот между компаниями и налоговыми органами, растут и объемы передаваемых данных. Также возрастает необходимость контроля за полнотой и достоверностью учетных данных предприятия и информации о его контрагентах.
Также отметим, что если ранее решение о формировании и функционировании системы внутреннего контроля принимал руководитель предприятия, то с момента вступления в силу закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] необходимость осуществления внутреннего контроля в каждой организации регламентируется на федеральном уровне. Так, в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».
Вопросам внутреннего контроля посвящен целый ряд работ российских исследователей [3, 4, 5, 6]. Министерство Финансов РФ определяет внутренний контроль как процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает [7]:
Также информация о мероприятиях внутреннего контроля может быть получена из Международных стандартов аудита, которые с 2017 года будут актуальны в Российской Федерации. Международный стандарт 610 содержит перечень некоторых мероприятий внутреннего контроля - оценка системы внутреннего контроля, изучение финансовой и операционной информации и другие [8, с. 181].
Система внутреннего контроля должна охватывать все операции и факты хозяйственной жизни предприятия. Нами в статье исследуется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и внутренний контроль учета на этом участке. Должная осмотрительность является ключевым фактором при доказательствах в суде, поэтому необходимо максимально изучать деятельность контрагентов.
Система внутреннего контроля, в том числе учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, нуждается в дополнении новыми элементами. Достоверные данные о контрагентах - проблема, которая понемногу решается налоговыми органами. Известные на данный момент через интернет сведения о поставщиках и подрядчиках используются многими компаниями для обеспечения должной осмотрительности. Но в сети интернет может отсутствовать информация о нужном поставщике, например о новом контрагенте, а также содержаться устаревшая информация о местонахождении юридического лица, его директоре и другие данные.
Минимальную актуальную информацию о любом контрагенте можно получить из выписки ЕГРЮЛ, предоставляемой налоговым органом либо через сайт www.nalog.ru, либо через официальный запрос в налоговую инспекцию. Мы считаем, что для совершения крупных сделок, особенно с новыми контрагентами, этой информации на данный момент недостаточно.
Некоторые компании, желая получить больше информации о своих контрагентах, также запрашивали ее у налоговых инспекций. Но в Письме ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@х [9] указано, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
Многие сведения об организации, ставшие известными налоговым инспекциям, охраняет режим налоговой тайны, а именно статья 102 НК РФ [10]. Это затрудняло жизнь добросовестным компаниям, стремившимся проявить должную осмотрительность в выборе контрагента. И даже если некоторые сведения из-под режима налоговой тайны были выведены, делились налоговые инспекции с ними неохотно. В частности, по НК информация о нарушениях организацией налогового законодательства и примененных к ней мерах ответственности не является налоговой тайной. Но Федеральная налоговая служба об этом в письмах сообщала, что у налоговых инспекций нет обязанности отвечать на соответствующие запросы. Даже Министерство Финансов и суды, настаивавшие на обратном, на позицию ФНС повлиять не смогли.
В соответствии с Определением от 01.12.2010 № ВАС-16124/10... ВАС РФ [11] признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 НК РФ, что... сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
С 1 июня 2016 года вступили в силу поправки в часть 1 НК РФ, обязывающие ФНС публиковать на ее сайте в открытом доступе следующие сведения об организациях [10]:
В связи с этим увеличением данных о контрагентах предлагаем подразделить имеющихся поставщиков по категориям рисков, под которые компания может попасть при выборе контрагента:
Предприятия, относящиеся к высокому риску, имеют большую задолженность по налогам, несданную налоговую отчетность, неизменную и/или низкую среднесписочную численность работников. Предприятия, относящиеся к среднему риску, имеют небольшую недоимку по налогам, убытки по бухгалтерской отчетности. Остальные предприятия можно отнести к малому риску по неосмотрительности.
Воспользовавшись этой информацией компании будут иметь намного больше вариантов для проведения мероприятий внутреннего контроля расчетов с поставщиками [12, с. 85]. Единственная проблема в том, что мгновенно эти данные на портале налог.ру не появятся. На данный момент через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагентов» на сайте налоговой службы есть информация о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года. Более интересная аналитика для определения поставщиков в группы по риску неосмотрительности появится не ранее чем через полгода-год.
В аналитическом учете организаций информацию о рисках контрагентов можно отразить как дополнительное субконто по счетам 60, 76 Рабочего плана счетов и ежеквартально проводить инвентаризации по этим параметрам на основе обновленных данных ФНС. Данная процедура не займет много времени и будет достаточно эффективной для определения должной осмотрительности к поставщикам.
Рассмотрим примерные мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками, включая предлагаемые процедуры в таблице 1.
Таблица 1. Мероприятия и процедуры внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками
Периодичность проводимых мероприятий внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками | ||
ежедневно | ежемесячно | ежеквартально |
- проверка соответствия информации в расчетных документах; - мониторинг поставщиков и категорирование по степени риска |
- сверка данных учетных регистров по счетам расчетов с данными первичных документов; - проверка актуальности действующих договоров с контрагентами; - проверка актуальности действующих доверенностей сотрудников, имеющих право подписи |
- проведение взаимной сверки расчетов с контрагентами по параметрам рисков; - сверка данных учетных регистров по расчетам с контрагентами с показателями промежуточной отчетности; - анализ негативных факторов и разработка плана оперативных мероприятий по их устранению |
Процедуры осуществления внутреннего контроля | ||
- проверка по форме; - проверка по существу; - арифметическая проверка |
- инспектирование; - проверка регистров бухгалтерского учета по существу; - арифметическая проверка; - аналитические процедуры |
- инспектирование; - арифметическая проверка; - повторное проведение контрольных процедур; - аналитические процедуры (сравнительный анализ данных с предыдущими периодами) |
Подводя итоги, можем отметить, что методика категорирования поставщиков по степени риска должной осмотрительности повысит качество учетной информации по данному объекту учета и отчетности, усилит систему внутреннего контроля организаций.
Литература
1. Гибадуллин А.А. Механизмы устойчивого развития отрасли // Международный научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 23-27.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011 г. /// http://www.consultant.ru.
3. Кришталева Т.И. Внутренний контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2010. - № 5. - С. 25-31.
4. Фазульянова З.З. Эффективность внутреннего контроля в условиях кризиса // Аудитор. - 2016. - № 7. - С. 63-68.
5. Чхутиашвили Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансово-хозяйственной деятельности // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 26. - С. 23-33.
6. Гаджиев Н.Г., Казакаева А.М. Анализ дебиторской задолженности как инструмент повышения эффективности аудита // Все для бухгалтера. - 2007. - № 6(198). - С. 25-30.
7. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // http://www.consultant.ru
8. Kharisova F.I., Kozlova N.N. Applying the category of «assertions (or preconditions)» in audit of financial statement // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. -Т. 5, № 24. - С. 180-184.
9. Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@// http://www.consultant.ru.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru.
11. Определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 по делу № А27- 25441/2009 // http://www.consultant.ru.
12. Elsukova T.V. Lean accounting and throughput accounting: an integrated approach // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6, № 3. - С. 83-87.