В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами у налогоплательщика могут возникнуть потери из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных тремя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений.
Для крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки формальная вероятность риска подпадания под налоговые, административные и уголовные санкции приближается к 100%. Для крупных предприятий такая вероятность также достаточно велика и заведомо превышает 50%.
Поэтому необходимо проводить анализ риска выездной налоговой проверки на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Концепция определяет алгоритм отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Она также предусматривает самостоятельное проведение налогоплательщиками оценки рисков выездной налоговой проверки по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.
Наименование критерия | Результат по предприятию | Критерий отбора объекта для проверки | Критерий отбора объекта для проверки |
1. Налоговая нагрузка, % | 0 | 3.4 | ДА |
2. Наличие убытков | прибыль – прибыль | убыток – убыток | НЕТ |
3. Налоговые вычеты | 2.8% | 89% | НЕТ |
4. Разница между темпом роста расходов и темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | 0.015 | Опережение (положительная разница) темпа роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | ДА |
5. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 28 000 | 50,764 | НЕТ |
6. Применение специального налогового режима | Не применяется | - | НЕТ |
7. Цепочка контрагентов | Не используется | Построение 'цепочки контрагентов' без наличия разумных экономических или иных причин | НЕТ |
8. Не предоставление пояснений | Отсутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов. | Не предоставление пояснений | НЕТ |
9. «Миграция» между налоговыми органами | Существует | «Миграция» между налоговыми органами | ДА |
10. Рентабельность продаж, % | 1.447 | 15.6 | ДА |
11. Рентабельность активов, % | 5.559 | 7.2 | ДА |
12. Взаимоотношения с контрагентами | Высокий налоговый риск | Высокий налоговый риск | ДА |
Из 12 критериев оценки рисков 6 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок). Это позволяет оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.
В связи с тем, что организация осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.