Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций

Журавлева Н.В.
Болтенков А.Н.
Шипицын А.В.
Белгородскоий университет
кооперации, экономики и права
2016

В монографии представлены проблемы развития и текущего состояния анализа финансового состояния в России и за рубежом, предложены мероприятия, способствующие оптимизации аналитических процессов.

Монография предназначена магистрантам, аспирантам, другим научным исследователям, практическим работникам аналитической сферы.

СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 6
1.1. Этапы развития анализа финансового состояния в зарубежной и отечественной практике 6
1.2. Текущее положение анализа финансового состояния в России, проблемы и перспективы развития 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 21
2.1. Финансовая отчетность и ее роль в оценке финансового состояния 21
2.2. Регулирование анализа финансового состояния в отечественной практике, раскрытие информации о финансовых инструментах в МСФО 27
ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗИЙ 34
3.1. Порядок организации мониторинга финансового остояния организаций 34
3.2. Обзор методик коэффициентного анализа финансового состояния в российской и зарубежной практике 47
3.3. Отечественная и зарубежная методики диагностики банкротства как часть политики антикризисного управления. Оценка мероприятий по финансовому оздоровлению организаций 91
3.4. Обзор программных продуктов, способствующих оптимизации аналитических процессов 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 136
ПРИЛОЖЕНИЯ 144

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

2.1. Финансовая отчетность и ее роль в оценке финансового состояния

Финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия [17, 18].

Российским законодательством бухгалтерская (финансовая) отчетность трактуется как единая система данных о финансовом положении компании, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [5].

Формирование финансовых отчетов с точки зрения ликвидности и платежеспособности преследует следующие цели: они должны предоставлять информацию, которая была бы полезна заинтересованным лицам в принятии рациональных решений, то есть должны быть составлены в такой форме, которая была бы доступна для понимания не только специалистам области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится разобраться в бизнесе любой фирмы; помочь инвесторам и кредиторам составлять мнение о суммах, сроках и риске ожидаемых кассовых поступлений; давать информацию о ресурсах бизнеса компании, об обязательствах, о доле владельцев.

Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Пользователями финансовой отчетности могут выступать инвесторы, сотрудники компании, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы и другие члены общества. У всех пользователей имеются различные информационные потребности.

Порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации регулируется ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) № 43н от 06.07.1999, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, № 34н от 29.07.1998. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» также определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

Рассмотрим содержание финансовой отчетности с точки зрения ее информативности для анализа финансового состояния.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Понятие «актив» представляет собой совокупность имущественных средств организаций. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко – ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение и в Концепции бухгалтерского учета в России [19].

Активы организации в бухгалтерском балансе  располагаются [3] по принципу возрастания ликвидности. В актив бухгалтерского баланса включаются статьи, в которых показываются определенные имущества и имущественные права, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы, результаты исследований и разработок, материальные поисковые активы, основные средства; доходные вложения в материальные ценности; финансовые вложения; отложенные налоговые активы; прочие внеоборотные активы.

Раздел II «Оборотные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы), такие, как: запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов); денежные средства и денежные эквиваленты, прочие оборотные активы.

Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе – по степени ликвидности, то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет иное назначение. Под пассивом рассматривают всю совокупность юридических отношений, лежащих в основе финансирования хозяйствующего субъекта. Пассив включает все разнообразные источники средств хозяйства, включая как собственные средства (собственный капитал), так и заемные средства (заемный капитал). В международной практике понятие собственного капитала трактуется как чистое имущество, представляющее собой остаток всего имущества предприятия за вычетом внешних обязательств. Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные и представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта  в таком денежном размере,  в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта.

Пассив баланса состоит из трех разделов: раздел III «Капитал и резервы», где отражается величина собственного капитала организации – уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли [44], раздел IV «Долгосрочные обязательства» включает информацию о сумме займов, кредитов и т.п., полученных организацией на срок более года и не погашенных на отчетную дату, величине отложенных налоговых обязательств организации оценочных и прочих обязательств; раздел V «Краткосрочные обязательства» отражает суммы кредиторской задолженности, срок погашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев перед поставщиками, покупателями, учредителями и работниками, перед бюджетом и внебюджетными фондами, заимодавцами и прочими кредиторами. Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств.

Согласно ПБУ 4/99 в Отчете о финансовых результатах отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года [5]. Потребность в информации данной отчетной формы при анализе ликвидности вызвана необходимостью определения показателей оборачиваемости,  выяснения причин изменения показателей платежеспособности через анализ выполнения финансового плана по доходной и расходной части.

Отчет о движении денежных средств представляет собой обобщение данных о денежных средствах и денежных эквивалентах. В отчете раскрывается информация о денежных потоках организации, а также об остатках денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода, что позволяет прогнозировать денежные поступления и выплаты, составлять график платежей, оценивать финансовую гибкость, что важно при оценке ликвидности и платежеспособности организаций, определении совокупного риска вероятности наступления несостоятельности (банкротства).

Данные отчета о движении денежных средств наряду с отчетом о финансовых результатах сравниваются с данными финансовой части бизнес-плана и позволяют заинтересованным пользователям информации установить степень выполнения плана по поступлению денежных средств главным образом от продажи продукции, работ и услуг, имущества, выяснить причины изменения суммы выручки и выявить резервы ее увеличения. Особое внимание должно быть обращено на использование денежных средств, так как даже при выполнении доходной части финансового плана перерасходы и нерациональное использование денежных средств могут привести к финансовым затруднениям.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах дается раз­вернутая количественная характеристика показателей движения нематериальных активов, основных средств,  доходных вложений в материальные ценности, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и освоение природных ресурсов,  долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов по обычным видам деятельности за предыдущий и отчетный годы по элементам затрат, а также информация о полученных и выданных векселях, полученной государственной помощи.

С 01.01.2013 г. из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исключены аудиторское заключение и пояснительная записка, ранее являвшиеся ее неотъемлемой     частью. Однако тот факт, что аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет как обязательного аудита для определенных организаций, так и их обязанности опубликования аудиторского заключения вместе с самой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если такое опубликование является обязательным.

И хотя пояснительная записка, представляющая собой дополнительный документ, в котором раскрывается информация, сопутствующая отчетности, не является частью бухгалтерской отчетности, в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», организации могут представлять дополнительную информацию, сопутствующую их бухгалтерской отчетности, если считают ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Типовых рекомендаций относительно правил составления и оформления пояснительной записки нет. Каждой организацией вопрос о ее наличии, полноте и развернутости решается сугубо индивидуально.

Как правило, в пояснительной записке дается краткое описание деятельности организации, представляется динамика важнейших экономических и финансовых показателей в течение ряда лет и те факторы, которые в отчетном году повлияли на ее финансовые результаты, решения по итогам рассмотрения годовой отчетности и распределения чистой прибыли, а также ее планируемое развитие, размеры предполагаемых капитальных и долгосрочных финансовых вложений, политика в отношении заемных средств, управления рисками, деятельности организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, природоохранных мероприятий и иная информация [49].

Для анализа финансового состояния пояснительная записка имеет важнейшее значение, так, при оценке краткосрочной перспективы в ней могут приводиться показатели удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности), показатели наличия денежных средств на счетах в банках и в кассе, убытки, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности, не погашенные в срок кредиты и займы, полнота перечисления налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. При оценке на долгосрочную перспективу может приводиться информация о структуре источников средств, степени зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. При необходимости информация в пояснительной записке может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. [49]

Определение реального финансового положения организаций – сложный трудоемкий процесс, эффективность которого предопределяется надежностью применяемых методов оценки анализа финансовой отчетности. Информационные данные бухгалтер­ской (финансовой) отчетности показывают ее значительные аналитические возможности, которые можно эффективно использо­вать в управлении капиталом организации, ее активами и обяза­тельствами, доходами и расходами, финансовыми результатами, в том числе ликвидностью и платежеспособностью.

Обобщив вышеизложенное, мы пришли в следующим выводам. Организации всех организационно-правовых форм собственности на основе данных синтетического и аналитического учета обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая является завершающим этапом учетного процесса и включает систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах его хозяйственной деятельности. Финансовая отчетность предоставляет информационную базу для анализа финансового состояния – ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций, их возможного банкротства, эффективности использования финансовых ресурсов, а также улучшения отношений между организациями, внешними финансовыми и коммерческими структурами.

2.2. Регулирование анализа финансового состояния в отечественной практике, раскрытие информации о финансовых инструментах в МСФО

Методическое обеспечение анализа финансового  состояния – это необходимый инструмент эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Наряду с использованием множества авторских методик анализа финансового состояния для получения полных результатов анализа необходимо использовать правила и методы, прописанные в нормативных документах. Особенно регулирование проведения финансового анализа касается неплатежеспособных организаций и является обязательным для ряда организаций. Цели проведения такого анализа и требуемые к раскрытию показатели и финансовые коэффициенты прописываются соответствующими нормативными актами.

Отечественным законодательством отдельные вопросы анализа финансового состояния регламентируются такими документами, как:

1. Федеральный закон от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 29.12.2014).

В законе устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируется порядок и условия осуществления мер в процессе процедуры несостоятельности (банкротства) и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме [2].

2. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».

Данными Методическими указаниями устанавливается порядок проведения сотрудниками ФСФО России анализа финансового состояния организаций при выполнении экспертизы и составлении заключений по соответствующим вопросам, проведении мониторинга финансового состояния организаций, осуществлении иных функций ФСФО России [8].

3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа».

Постановлением определены принципы и условия проведения арбитражными управляющими финансового анализа, представлен состав сведений, используемых арбитражными управляющими во время этой процедуры. В отличие от ранее действующих Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 г. № 31-р, и Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21 июня 1999 г., в действующем Постановлении № 367, нормативные значения коэффициентов анализа финансового состояния не прописаны [11].

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Данными временными правилами заменены действующие до 2005 г. (которые и остались действующим в части, не противоречащей вновь введенным временным правилам и Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)») распоряжение Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН) от 08.10.1999 г. № 33-р «О методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства» [12].

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 г. № 104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Данной Методикой устанавливается порядок проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, а также определяется набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности [14].

6. Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных производителей. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». В Методике рассматривается порядок расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя [13].

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) представляют собой набор стандартов и интерпретаций, которые регламентируют правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении организаций.

Актуальность внедрения МСФО определяется необходимостью использования единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира. Применение международных финансовых стандартов позволит повысить прозрачность деятельности российских организаций, расширить возможность их всестороннего анализа, упростить процедуру доступа к международным рынкам, повысить инвестиционную привлекательность и позволит на равных участвовать в международном бизнесе. Актуальность повышается вступлением России во Всемирную торговую организацию с целью усиления позиций в обостряющейся конкурентной борьбе.

В настоящее время в отечественной учетной практике МСФО используют российские компании с иностранными инвестициями и кредитные организации. Следовательно, количество организаций, формирующих финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, занимает небольшой удельный вес в общей численности российских организаций. Хотя в условиях высоких инвестиционных рисков признание МСФО явилось бы важным шагом не только для привлечения иностранных инвестиций, но и для совершенствования системы финансовой отчетности в России.

Представим общий обзор МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие приказом Минфина России 25.11.2011 № 160н).

Целью данного МСФО (IFRS) выступает установление требований к организациям по представлению в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям информации оценить существенность влияния финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организаций; характер и размер рисков, которым в связи с финансовыми инструментами в течение периода организации подвержены, и то, каким образом организации  управляют этими рисками [18].

Данный МСФО (IFRS) должен  применяться всеми организациями ко всем типам финансовых инструментов, за некоторым исключением долей участия в дочерних организациях, ассоциированных или совместных предприятий, прав и обязательств работодателей по планам вознаграждения работников, договоров страхования, финансовых инструментов, договоров и обязательств, возникающих по операциям, платежи по которым привязаны к стоимости акций, инструментов, которые должны классифицироваться как долевые инструменты. Данный стандарт применяется как к финансовым инструментам, которые признаны на балансе (финансовые активы и финансовые обязательства), так и к непризнанным финансовым инструментам (некоторые обязательства по займам).

Отдельно отмечено, что организации должны: раскрывать информацию по видам финансовых инструментов, отражающую максимальный размер кредитного риска, которому организации подвержены на конец отчетного периода, описывать удерживаемое обеспечение и другие механизмы повышения качества кредита, финансовый эффект в отношении суммы, отражающей максимальный размер кредитного риска [18].

Содержанием стандарта требуется, чтобы организации раскрывали количественный анализ производных финансовых обязательств по срокам погашения, который показывает оставшиеся договорные сроки погашения, если последние являются существенными факторами, необходимыми для понимания сроков потоков денежных средств.

С целью донесения пользователям финансовой отчетности информации об оценке характера и размера риска ликвидности отдельным пунктом стандарта (39(с)) определено, что организации должны описывать, каким образом они управляют риском ликвидности, раскрывать анализ финансовых активов, которые удерживаются для управления риском ликвидности по срокам погашения, отражать, обеспечивает ли возможность получения займа или другие кредитные линии, которые оно может использовать для поддержания ликвидности, владеет ли депозитами в центральных банках с целью поддержания ликвидности, располагает ли разнообразными источниками финансирования; характеризуется ли организация значительной концентрацией риска ликвидности по активам или источникам финансирования, разработала ли организация процедуры внутреннего контроля и планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью управления риском ликвидности, наличие инструментов досрочного погашения, предоставления залогового обеспечения, наличие инструментов, позволяющих организации выбирать способ погашения финансовых обязательств посредством денежных средств (или других финансовых активов) или посредством представления собственных акций [18].

Обзор законодательной базы показал, что при проведении финансового анализа отечественных организаций   не решены специфические проблемы сравнительного анализа финансового состояния организаций, функционирующих в различных сферах деятельности.

Кроме того, несмотря на  продолжающиеся сближения требований к составлению российских финансовых отчетов с МСФО наблюдается недостаточная информативность и несопоставимость отечественной финансовой отчетности и отчетности, составленной по требованиям МСФО, что в свою очередь отрицательно влияет на результаты сравнительного анализа организаций и принятие управленческих решений.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ