всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
+7(495) 015-03-24
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия

Татьяна Колосова,
д.э.н., профессор
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)
Наталья Заглумина,
к.э.н., доцент
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассмотрена процедура выбора инновационной стратегии развития предприятия в зависимости от уровня его инновационного развития. Показаны условия и методы реализации инновационных стратегий, а также резервы, необходимые для их реализации.

Важность роли и места инноваций в деятельности предприятий и организаций предопределяется многими факторами. Из-за глобальной конкуренции, быстрых перемен, увеличивающихся и ускоряющихся потоков информации, растущей сложности бизнеса и резкого сокращения жизненного цикла инновационных товаров времени на получение сверхприбыли остается все меньше, что требует разработки и реализации инновационных стратегических мероприятий по решению этих задач.

Способность к реализации инновационной стратегии развития становится необходимым условием достижения качественного экономического роста, научно-технического прогресса и высокой конкурентоспособности организации. Обеспечение качественного экономического роста организации возможно при наличии особых условий, которые бы активизировали и усилили инновационную, производственную и финансовую составляющие.

Инновационную стратегию развития организации можно определить как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ней задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели.

Инновационная стратегия развития — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей организации на основе выбранных критериев (показателей).

Основу выработки инновационной стратегии составляют цели компании, масштаб и характер деятельности, жизненный цикл инновации, уровень инновационного развития организации и проводимая научно-техническая политика.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

  1. повышение уровня неопределенности результатов. Это заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
  2. повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;
  3. усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами.

Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного и маркетингового менеджмента.

Инновационная стратегия организации определяется в зависимости от инновационного уровня, на котором находится предприятие. При проведении исследований, авторами было предложено четыре возможных варианта инновационных уровней и обозначено четыре различных стратегии, которые определяют направления дальнейшего инновационного развития предприятия (рис. 1). Реализация предложенных видов стратегий представлена на рис. 2.

Технология выбора иновационной стратерии предприятия

Схема реализации иновационных стратегий организаций

Стратегия лидерства соответствует высокому уровню инновационного развития организации. При реализации этой стратегии предприятие должно продолжать следовать поставленной цели, поскольку ни инновационный потенциал, ни инновационный климат не вызывают в настоящий момент каких-либо опасений.

Стратегия лидерства является наиболее предпочтительной в ситуации высокого уровня инновационного развития, поскольку организация может проводить интенсивные НИОКР, сохранять и укреплять технологическое лидерство, так как у нее существует оптимальное количество финансовых, кадровых, технологических и других видов ресурсов. Кроме того, благоприятные условия инновационного климата помогут компании сохранить технологическое лидерство и непрерывно совершенствовать уровень инновационного потенциала.

Кроме того, при выборе стратегии лидерства предприятиям целесообразно проводить обучение персонала и закупку новых основных фондов, пока имеется финансовая возможность.

Стратегия сохранения соответствует среднему показателю уровня инновационного развития. При стратегии сохранения следует использовать различные меры сохранения высокого и повышения среднего уровня инновационного потенциала. Представленный вариант стратегии предполагает реализацию таких мероприятий, как рационализация, поиск выгодных сфер приложения усилий.

Кроме того, вполне целесообразным будет организация рискового проекта при условии высокого показателя научно-технического потенциала. Данные мероприятия позволят организации избежать угроз, которые возникли со стороны внешней среды, и поддержать инновационный потенциал на прежнем уровне.

Стратегия усиления соответствует кризисному уровню инновационного развития. Кризисный уровень инновационного развития наиболее опасен для предприятия, чем средний, поскольку на среднем уровне, как было отмечено выше, факторы внутренней среды предприятия находятся на высоком или среднем уровнях.

Если в настоящее время предприятию не удается повлиять на инновационный потенциал с целью его укрепления, то в определенный момент может возникнуть ситуация, когда организация переместится на низкий уровень инновационного развития, который требует радикальных преобразований.

При стратегии усиления предприятию необходимо укреплять инновационный потенциал в условиях благоприятного климата. Усиление инновационного потенциала может происходить за счет повышения его составляющих.

Финансовую составляющую инновационного потенциала можно повысить за счет привлечения дополнительных инвестиций, которые в условиях благоприятного климата станут более доступны. Кроме того, целесообразно совершенствование политики ценообразования, повышения качества продукции, совершенствование технологии.

Стратегия радикальных преобразований характеризуется низким уровнем инновационного потенциала и неблагоприятным или средним показателем инновационного климата.

В случае применения стратегии радикальных преобразований предприятию требуются огромные изменения для дальнейшего функционирования. Целесообразно предложить такие мероприятия, как приобретение другой организацией или реорганизация предприятия. Крайней мерой этой стратегии будет являться закрытие организации.

Таким образом, инновационная стратегия развития организации устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по общим направлениям, созданию новой системы управления, обновления производства и т.д., а также контролирует и корректирует выполнение намеченных мероприятий на основе осуществления текущего мониторинга.

В статье предложено четыре вида инновационных стратегий в зависимости от уровня инновационного развития, на котором находится организация, и представлены методы реализации каждой стратегии.

Показателем эффективности применения инновационной стратегии является инновационная активность организации, однако при разработке стратегии не маловажным элементом является и определение сравнительных характеристик инновационного потенциала и инновационного климата организации.

Литература

1. Баранчеев, В., Масленникова, Н., Мишин, В. Управление инновациями. - М.: Юрайт-Издат, 2012.

2. Заглумина, Н.А. Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи // Инновации, № 11, 2010.

3. Заглумина Н.А. Управление инновационными процессами на преприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала // Инновации, № 2, 2010.

4. Клейнер, Г. Стратегия предприятия. - М.: Дело, 2008.

5. Колосова, Т.В. Выбор наиболее перспективных бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста промышленных предприятий // Креативная экономика, № 11, 2009.

6. Колосова, Т.В. Управление инновационным развитием предприятия и проблемы конкурентоспособности // Проблемы современной экономики, № 11,2009.

7. Прахалад, К.К., Кришнан, М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем / Пер. с англ. В. Егорова. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

8. Свэйм, Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера / Пер. с англ. В. Кузина. - СПб.: Питер, 2011.

9. Стрелкова, Л., Макушева, Ю. Экономика и организация инноваций. Теория и практика. - М.: Юнити-Дана, 2013.

10. Хавин, Д.В., Колосова, Т.В. Инновационный потенциал как стратегический ресурс повышения устойчивости развития предприятия // Предпринимательство, № 541, 2011.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru