Общие вопросы оптимизации налогов

Совершенно очевидно, что для развития реального рынка, и в частности, наведения порядка в ценообразовании России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы. Вся страна выражает протест против неуплаты вовремя и полностью заработной штаты и пенсий, высказывает серьезные претензии к центральным и местным органам власти, руководителям предприятий. Кое-где появляются и политические лозунги. Вопрос о налогах, обеспечивающих доходную базу бюджета, о том, что налоговых поступлений в государственную казну катастрофически не хватает, дебатируется на всех уровнях власти и повсеместно.

Сегодня в России самый важный имидж (и доходы) имеют те, предприниматели, которые так или иначе уходят от уплаты обозначенных законом налогов. Если на Западе акции компании, не расплатившейся по налогам с правительством» немедленно падают в цене, то в России, наоборот, мощь компании измеряется размером ее безнаказанного долга. Следует ли из этого, что умение бизнесмена и впредь должно направляться на то, чтобы не платить налоги в казну, или, расплачиваясь полностью по закону, использовать вполне легальные возможности минимизировать налогообложение? Без сомнения, что переход на этот последний, более цивилизованный путь — дело только времени.

История развития налогообложения характерна проявлениями неподчинения со стороны населения. Введение властями любого нового налога всегда стимулировало реакцию налогоплательщика, направленную на поиск возможностей, как избежать уплаты налога. В этой области есть два пути. Первый — уклонение от уплаты налогов, когда отказ от выполнения налоговых обязательств реализуется незаконными способами. Скажем, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, минуя государственную и налоговую регистрацию, либо посредством предоставления в налоговые органы ложной информации, что, естественно, наказуемо, «Сокрытие налогооблагаемой базы» — уголовное преступление, предусмотренное статьей 162-2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Иной путь — оптимизация (планирование) налогов. Происходит минимизация налоговых обязательств за счет применения налоговых льгот, различных легальных «лазеек», существующих в налоговом праве. Обычно под «налоговым планированием имеется в виду целенаправленная деятельность предприятия, ориентированная на максимальное использование возможностей налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей. Если уклонение от налогов обычно имеет тактический характер (применительно к конкретной ситуации), то «налоговое планирование» означает совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и нацеленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования организации. Отсюда, руководство фирмы, особенно российской, максимальное внимание должно уделять стратегическому планированию, в том числе и для минимизации налогового бремени). Вопрос же о возможности незаконной неуплаты налогов вообще стоять не должен.

Мировая практика убеждает, что крутые изменения налогообложения могут привести к социальным взрывам, отставкам правительств, президентов. В ряде стран законодательно установлено, что налоги и их станки не могут быть изменены в течение установленного времени. Налоговое законодательство многих стран не допускает наличия подзаконных актов. Международные требования, с которыми приходится считаться нашему правительству, приводят к постепенному сближению российского налогового законодательства с международным. Вскоре должен быть введен Налоговый кодекс Российской Федерации, где изложены основные положения налогообложения и который будет более прогрессивным, чем ныне действующие законы и регламентирующие документы. Пока же ситуация в России в области налогов — хуже не придумаешь.

Как известно, налоговая система любой страны выполняет следующие функции: фискальную, связанную с формированием доходной части государственного бюджета, и регулирующую, с помощью которой государство оказывает воздействие из процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Напомним, что налоговая система состоит из налогов и сборов. Налоги могут иметь разную налогооблагаемую базу и различные ставки и подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — налоги на доходы и имущество, Первые уплачиваются при получении дохода (налог на прибыль и налоги на отдельные виды доходов в зависимости от их источника или вида деятельности). Косвенный налоги оплачиваются потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены. Это — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

С точки зрения налогообложения можно выделить те налоги, которых не может избежать любая организация. Так, если организация динамично работает, то она, как правило, платит налог на прибыль, НДС, налог на имущество; если организация осуществляет свою хозяйственную деятельность практически без прибыли, все равно возникают объекты налогообложения для налогов с выручки, НДС и налога на имущество; даже если организация вообще не осуществляет в какой-либо период времени предпринимательскую деятельность, все равно появляется объект налогообложения по налогу на имущество.

В России есть немало людей и организаций, осуществляющих свою деятельность полностью вне рамок закона (не платя при этом никаких налогов государству). Однако и эти люди, как конечные потребители товаров, работ и услуг, выступают фактическим плательщиком косвенных налогов (акцизов и НДС), которые включены в розничные цены.

Практически полностью избежать налогообложения в предпринимательской деятельности невозможно.

В то же время, на абсолютном большинстве из десятков тысяч предприятий, проверенных Рострудинспекцией и налоговыми органами, выявлены факты расхищения, разбазаривания и не целевого использования финансовых средств. Руководящая элита предприятий-неплательщиков, как правило, вполне процветает и живет в условиях роскоши на фоне многомесячных задержек зарплаты работникам. Подобным образом характеризуется ситуация с неплатежами в официальном правительственном документе «О роли руководителей предприятий и финансовых структур в социальных конфликтах». В настоящее время административно-правовая ответственность за нарушения законодательства об оплате труда минимальна, а уголовная отсутствует вообще.

Действующее налоговое законодательство в России является настолько запутанным и сложным для исполнения, что зачастую представители налоговых инспекций сами не представляют на какой нормативный документ нужно сослаться, чтобы получить правильный ответ на поставленные вопросы. Это происходит потому, что обработать и систематизировать полученную из самых различных нормативных документов информацию, связанную с налогообложением юридических физических лиц в РФ, очень сложно. Любая систематизация требует логической обработки. А логики в налоговом законодательстве РФ сегодня недостаточно.

Предприятия налогов платить не хотят, потому, что ставки налогов выходят за рамки разумного. Кроме того, любые предприниматели, руководители предприятий не могут смириться, с мыслью о необходимости отдавать часть заработанных денежных средств, государству на общенациональные цели. Поэтому между налоговой инспекцией и предприятиями идет борьба, где положение последних тем не менее бесперспективно по следующим причинам:

• исключительная сложность налогового законодательства. Даже хороший бухгалтер не всегда окажется на высоте с точки зрения налоговых законов. Держать же в штате специалистов по налогообложению в состоянии далеко не каждое предприятие.

• действует обширная система штрафов, различных наказаний предприятий за несоблюдение налогового законодательства, за несвоевременную уплату налогов, за несвоевременное предоставление отчетности. Система взысканий финансовых санкций настолько запутана, что и налоговые инспекции нередко ошибаются при наложении штрафных санкций на предприятия.

• установилась практика, при которой даже если налоговая инспекция заведомо не права, предприятия обычно не обращаются в арбитражный суд, чтобы не портить отношения со своей налоговой инспекцией, чтобы не попасть в «черный список». Если организация и выигрывает дело в суде, то после этого ей лучше сменить свой юридический адрес вместе с территориальной налоговой инспекцией.

Минимизация налогов представляется российскими менеджерами по разному. Грань между легальным и нелегальным снижением налогов очень зыбкая. Во всех странах имеются легальные и нелегальные пути снижения налогов, но обычно там четко определены законы, административная или уголовная ответственность за правонарушения. Минимизации бремени налогов, не переступая эту грань.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ