всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Общие вопросы оптимизации налогов

Совершенно очевидно, что для развития реального рынка, и в частности, наведения порядка в ценообразовании России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы. Вся страна выражает протест против неуплаты вовремя и полностью заработной штаты и пенсий, высказывает серьезные претензии к центральным и местным органам власти, руководителям предприятий. Кое-где появляются и политические лозунги. Вопрос о налогах, обеспечивающих доходную базу бюджета, о том, что налоговых поступлений в государственную казну катастрофически не хватает, дебатируется на всех уровнях власти и повсеместно.

Сегодня в России самый важный имидж (и доходы) имеют те, предприниматели, которые так или иначе уходят от уплаты обозначенных законом налогов. Если на Западе акции компании, не расплатившейся по налогам с правительством» немедленно падают в цене, то в России, наоборот, мощь компании измеряется размером ее безнаказанного долга. Следует ли из этого, что умение бизнесмена и впредь должно направляться на то, чтобы не платить налоги в казну, или, расплачиваясь полностью по закону, использовать вполне легальные возможности минимизировать налогообложение? Без сомнения, что переход на этот последний, более цивилизованный путь — дело только времени.

История развития налогообложения характерна проявлениями неподчинения со стороны населения. Введение властями любого нового налога всегда стимулировало реакцию налогоплательщика, направленную на поиск возможностей, как избежать уплаты налога. В этой области есть два пути. Первый — уклонение от уплаты налогов, когда отказ от выполнения налоговых обязательств реализуется незаконными способами. Скажем, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, минуя государственную и налоговую регистрацию, либо посредством предоставления в налоговые органы ложной информации, что, естественно, наказуемо, «Сокрытие налогооблагаемой базы» — уголовное преступление, предусмотренное статьей 162-2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Иной путь — оптимизация (планирование) налогов. Происходит минимизация налоговых обязательств за счет применения налоговых льгот, различных легальных «лазеек», существующих в налоговом праве. Обычно под «налоговым планированием имеется в виду целенаправленная деятельность предприятия, ориентированная на максимальное использование возможностей налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей. Если уклонение от налогов обычно имеет тактический характер (применительно к конкретной ситуации), то «налоговое планирование» означает совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и нацеленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования организации. Отсюда, руководство фирмы, особенно российской, максимальное внимание должно уделять стратегическому планированию, в том числе и для минимизации налогового бремени). Вопрос же о возможности незаконной неуплаты налогов вообще стоять не должен.

Мировая практика убеждает, что крутые изменения налогообложения могут привести к социальным взрывам, отставкам правительств, президентов. В ряде стран законодательно установлено, что налоги и их станки не могут быть изменены в течение установленного времени. Налоговое законодательство многих стран не допускает наличия подзаконных актов. Международные требования, с которыми приходится считаться нашему правительству, приводят к постепенному сближению российского налогового законодательства с международным. Вскоре должен быть введен Налоговый кодекс Российской Федерации, где изложены основные положения налогообложения и который будет более прогрессивным, чем ныне действующие законы и регламентирующие документы. Пока же ситуация в России в области налогов — хуже не придумаешь.

Как известно, налоговая система любой страны выполняет следующие функции: фискальную, связанную с формированием доходной части государственного бюджета, и регулирующую, с помощью которой государство оказывает воздействие из процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Напомним, что налоговая система состоит из налогов и сборов. Налоги могут иметь разную налогооблагаемую базу и различные ставки и подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — налоги на доходы и имущество, Первые уплачиваются при получении дохода (налог на прибыль и налоги на отдельные виды доходов в зависимости от их источника или вида деятельности). Косвенный налоги оплачиваются потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены. Это — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

С точки зрения налогообложения можно выделить те налоги, которых не может избежать любая организация. Так, если организация динамично работает, то она, как правило, платит налог на прибыль, НДС, налог на имущество; если организация осуществляет свою хозяйственную деятельность практически без прибыли, все равно возникают объекты налогообложения для налогов с выручки, НДС и налога на имущество; даже если организация вообще не осуществляет в какой-либо период времени предпринимательскую деятельность, все равно появляется объект налогообложения по налогу на имущество.

В России есть немало людей и организаций, осуществляющих свою деятельность полностью вне рамок закона (не платя при этом никаких налогов государству). Однако и эти люди, как конечные потребители товаров, работ и услуг, выступают фактическим плательщиком косвенных налогов (акцизов и НДС), которые включены в розничные цены.

Практически полностью избежать налогообложения в предпринимательской деятельности невозможно.

В то же время, на абсолютном большинстве из десятков тысяч предприятий, проверенных Рострудинспекцией и налоговыми органами, выявлены факты расхищения, разбазаривания и не целевого использования финансовых средств. Руководящая элита предприятий-неплательщиков, как правило, вполне процветает и живет в условиях роскоши на фоне многомесячных задержек зарплаты работникам. Подобным образом характеризуется ситуация с неплатежами в официальном правительственном документе «О роли руководителей предприятий и финансовых структур в социальных конфликтах». В настоящее время административно-правовая ответственность за нарушения законодательства об оплате труда минимальна, а уголовная отсутствует вообще.

Действующее налоговое законодательство в России является настолько запутанным и сложным для исполнения, что зачастую представители налоговых инспекций сами не представляют на какой нормативный документ нужно сослаться, чтобы получить правильный ответ на поставленные вопросы. Это происходит потому, что обработать и систематизировать полученную из самых различных нормативных документов информацию, связанную с налогообложением юридических физических лиц в РФ, очень сложно. Любая систематизация требует логической обработки. А логики в налоговом законодательстве РФ сегодня недостаточно.

Предприятия налогов платить не хотят, потому, что ставки налогов выходят за рамки разумного. Кроме того, любые предприниматели, руководители предприятий не могут смириться, с мыслью о необходимости отдавать часть заработанных денежных средств, государству на общенациональные цели. Поэтому между налоговой инспекцией и предприятиями идет борьба, где положение последних тем не менее бесперспективно по следующим причинам:

• исключительная сложность налогового законодательства. Даже хороший бухгалтер не всегда окажется на высоте с точки зрения налоговых законов. Держать же в штате специалистов по налогообложению в состоянии далеко не каждое предприятие.

• действует обширная система штрафов, различных наказаний предприятий за несоблюдение налогового законодательства, за несвоевременную уплату налогов, за несвоевременное предоставление отчетности. Система взысканий финансовых санкций настолько запутана, что и налоговые инспекции нередко ошибаются при наложении штрафных санкций на предприятия.

• установилась практика, при которой даже если налоговая инспекция заведомо не права, предприятия обычно не обращаются в арбитражный суд, чтобы не портить отношения со своей налоговой инспекцией, чтобы не попасть в «черный список». Если организация и выигрывает дело в суде, то после этого ей лучше сменить свой юридический адрес вместе с территориальной налоговой инспекцией.

Минимизация налогов представляется российскими менеджерами по разному. Грань между легальным и нелегальным снижением налогов очень зыбкая. Во всех странах имеются легальные и нелегальные пути снижения налогов, но обычно там четко определены законы, административная или уголовная ответственность за правонарушения. Минимизации бремени налогов, не переступая эту грань.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru