Что поможет спланировать работу компании в соответствии с МСФО

Михаил Брюханов,
старший менеджер группы по предоставлению консультационных услуг
в области финансов и учета компании «Делойт» в СНГ, к.э.н., АССА
Финансовый директор
12-2010

Сегодня многие компании начинают перестраивать свою управленческую отчетность, а точнее ее финансовую часть, и приводить ее в соответствие с требованиями МСФО. Это вполне оправданно для предприятий, планирующих в ближайшем будущем составлять полноценную МСФО-отчетность. Но в такой ситуации не избежать кардинальных перемен в ранее созданной системе бюджетирования. Предстоит перекроить бюджетные формы, состав и содержание статей, скорректировать принципы планирования. Если этого не сделать, провести план-факт анализ исполнения бюджетов будет невозможно.

На практике ситуация с перепрофилированием управленческой отчетности под стандарты МСФО вполне может выглядеть так. Предприятие формирует разрозненные отчеты с некоторой периодичностью. При этом бизнес растет. Менеджмент не устраивает ни качество, ни достоверность управленческих данных, плюс в перспективе компания планирует занимать деньги на публичных рынках, а значит, предстоит внедрение отчетности по МСФО. Руководство компании решает использовать международные стандарты для подготовки управленческих отчетов. Доводы в пользу такого решения: проще будет перейти на подготовку полноценной МСФО-отчетности, финансовой службе не потребуется вести еще один вид учета. Но при этом выясняется, что фактические данные, собранные в соответствии с международными стандартами, нельзя использовать для проведения план-факт анализа исполнения бюджетов. Система бюджетирования, выстроенная в компании, была адаптирована под старую систему управленческих отчетов, которые не имеют ничего общего с МСФО: отличаются статьи баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, принципы учета, периметр консолидации и т.д. Решить возникшую проблему можно, если одновременно с перестройкой управленческого учета поменять и правила бюджетирования. И главная задача - обеспечить сопоставимость бюджетов и управленческой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для анализа отчета о прибылях и убытках и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Работа предстоит непростая. Придется изменить бюджетные формы (их структура и содержание должны полностью совпадать со структурой и содержанием одноименных отчетов), унифицировать классификатор доходов и расходов, перейти на единые методы оценки статей как для целей бюджетирования, так и формирования отчетности (прежде всего это касается дебиторской и кредиторской задолженности, НДС к возмещению, основных средств). Остановимся подробнее на наиболее важных вопросах, которые возникнут у финансовой службы в ходе такой реформы системы бюджетирования.

Детализацию бюджетов определяют пользователи международной отчетности

Людмила Смирнова, вице-президент по финансам Hachette Rlipacchi Shkulev, об опыте планирования с поправкой на МСФО

Возможность сопоставления текущих результатов с планом - один из необходимых элементов управления финансами компании. Поэтому подход к составу показателей и их формированию у нас абсолютно идентичен. Бюджетирование происходит в тех же самых формах и с тем же подходом к оценке показателей, что и в управленческой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

Что касается детализации МСФО-бюджетов, все зависит оттого, для какой цели компания выпускает международную отчетность, кто ее получатели и какого рода анализ им нужен. Если не планируется проводить горизонтальный анализ результатов деятельности (текущий период по отношению к предыдущему и плану), то вполне достаточно бюджета в самом сокращенном варианте - только три главные формы.

Если же компания под управленческой отчетностью понимает отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, как в нашем случае, тогда и формы бюджетов должны быть настолько развернутыми, как и отчеты.

У нас бюджеты по МСФО составляются по принципу «снизу вверх», начиная от уровня функциональных подразделений. Формы разработаны таким образом, чтобы у ответственных лиц не возникло никаких Проблем с их заполнением: Специалисты на местах, в регионах, легко планируют чистую выручку за вычетом агентских вознаграждений и возврата товара. Вполне достаточно простого и понятного шаблона для заполнения бюджета и четкой инструкции.

 Таблица 1. Преимущества и недостатки различных уровней трансформации бюджетов и отчетности

Уровень трансформации Преимущества Недостатки
Статьи консолидированной отчетности и бюджета Низкая стоимость и простота подготовки. Не требуется автоматизации. Выполнение информационных потребностей инвесторов и регуляторов Отсутствие единства бюджетных ориентиров и фактических данных. Непрозрачная система финансовых KPI
Консолидационный план счетов и бюджетный классификатор Прозрачность контроля исполнения бюджета на уровне управляющей компании Высокая трудоемкость. Недостаточная для операционного контроля глубина каскадирования бюджетных ориентиров и финансовых KPI по МСФО
Транзакционный план счетов и бюджетный классификатор до уровня балансовой единицы (почерней компании, дивизиона) Прозрачность контроля исполнения бюджета на уровне балансовой единицы Необходимость внедрения специализированного IT-решения. Высокая стоимость получения информации
Транзакционный план счетов и бюджетный классификатор до уровня аналитик (центров финансовой ответственности) Прозрачность контроля исполнения бюджета на уровне центра финансовой ответственности Необходимость внедрения специализированного IT-решения. Высокая стоимость получения информации

Таблица 2. Примеры корректного и ошибочного меппинга бюджетных статей и плана счетов по МСФО

Варианты Пример
элемент бюджетного классификатора (план) Счет МСФО (факт)
Правильный подход
Каждый элемент бюджетного классификатора соответствует одному счету Наружная реклама, кроме рекламы на транспорте Наружная реклама, кроме рекламы на транспорте
Ошибочные решения
Несколько элементов бюджетного классификатора соответствуют одному счету - Наружная реклама, кроме рекламы на транспорте;
- наружная реклама на транспорте
Наружная реклама
Несколько элементов бюджетного классификатора соответствуют нескольким счетам - Наружная реклама, кроме рекламы на транспорте;
- наружная реклама на транспорте
- Наружная реклама - борды;
- наружная реклама - метро;
- наружная реклама - ООО «Реклама»

Нужны ли бюджеты по МСФО всем подразделениям

Составление бюджетов в соответствии с МСФО необязательно должно быть сквозным - от отдельных департаментов до управляющей компании и консолидированного бюджета по холдингу в целом. Все зависит от того, как глубоко проводится трансформация отчетности или ведется параллельный учет. Есть ли возможность на этом же уровне получить информацию об исполнении бюджета, подготовленную в соответствии с международными стандартами учета. Например, в группе компаний по отдельным юридическим лицам формируется только отчетность по РСБУ, трансформация в отчетность по МСФО происходит на уровне управляющей компании (УК). Поскольку международная отчетность доступна исключительно в рамках УК, то и переходить на МСФО-бюджеты имеет смысл на этом же уровне. Но положение дел может быть и кардинально иным. Крупный торговый холдинг трансформирует отчетность по каждому магазину из своей сети. Разумно, если и бюджеты, составляемые по каждому магазину, будут сопоставимы с их отчетностью по МСФО.

Важная ремарка. Если на местах (на предприятиях группы) нет специалистов, способных составить план в соответствии с международными стандартами, - это не повод отказываться от подготовки МСФО-бюджета на выбранном уровне. Конечно, есть риск, что директор по продажам не сможет самостоятельно спланировать выручку за минусом скидок и расходов по программам лояльности, как этого требуют международные стандарты. Как, впрочем, и директор по производству скорее всего не отразит в своем бюджете (в составе основных средств) полученные в лизинг станки по наименьшей из двух величин - дисконтированной стоимости минимальных арендных платежей или справедливой стоимости. Но ведь подобные корректировки в планах, «докручивание» бюджетов можно поручить централизованной финансовой службе. Это решит проблему.

С какой периодичностью контролировать исполнение планов

Как правило, компании формируютмеждународную отчетность ежеквартально, тогда как исполнение бюджета необходимо анализировать как минимум ежемесячно. Возможный выход - готовить МСФО-отчетность каждый месяц, пусть даже в сокращенном виде, но в детализации, достаточной для анализа исполнения планов.

Кстати, сокращение периода формирования международной отчетности до месяца позволит тратить меньше времени на квартальную отчетность - к моменту ее подготовки данные за первые два месяца из трех будут уже выверены. А к тому же это уменьшит количество ошибок и методологических проблем, возникающих при квартальном закрытии. Эту информацию стоит обязательно довести до менеджеров, отвечающих за трансформацию отчетности. Так они не примут в штыки рост своей нагрузки и не будут противостоять предстоящим переменам.

Как быть с компаниями, чьи результаты не учитываются в отчетности группы

Периметры консолидации международной отчетности и бюджетирования по МСФО унифицировать не обязательно, они могут различаться. В частности, в соответствии с международными стандартами консолидации подлежат только контролируемые (в собственности большинство голосующих акций), ассоциированные (небольшой пакет акций, нет контроля над деятельностью) или совместные компании.

В то же время в периметр бюджетирования никто не мешает кроме перечисленных включить бюджеты для всех предприятий, независимо от того, каким образом они входят в группу де-юре.

Пример

Группа компаний контролирует небольшое производственное предприятие (пивоваренный завод), которое по определенным причинам оформлено в собственность стороннего лица. Допустим, двоюродного брата супруги собственника этого холдинга.

Поскольку предприятие де-юре не входит в группу компаний, его финансовое положение и результаты деятельности не учитываются в ее консолидированной отчетности. Но в интересах фактического собственника департамент управления экономикой холдинга составляет бюджет пивоваренного завода, а казначейство отслеживает его денежные потоки.

Чтобы обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных по таким несовпадающим периметрам, понадобится адаптировать бюджетирование к требованиям МСФО-отчетности и наоборот - отчетность к требованиям бюджетирования. В частности, в дополнение к полноценным бюджетам ассоциированных и совместных компаний формировать их сокращенные версии (только доля в чистой прибыли и активах), причем «полные» бюджеты в консолидации планов не учитывать.

По неконсолидируемым организациям, по которым ранее международная отчетность не формировалась, а бюджеты составлялись, вполне разумно отчетность делать -для сравнения плана и факта. Естественно, она не будет учитываться при консолидации и влиять на итоговые данные. Но зато собственник получит представление о реальном положении дел на таких предприятиях.

Что сделать для унификации форм бюджетов и отчетности

Чтобы обеспечить полную сопоставимость бюджетов и отчетности, потребуется унифицировать их состав и содержание. Иначе говоря, сделать единым набор форм бюджетов верхнего уровня и форм управленческой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (бюджет и отчет о доходах и расходах, бюджет и отчет о движении денежных средств, прогнозный и управленческий баланс, план и отчет о движении капитала). Также вполне логично перейти на единую классификацию статей доходов и расходов, поступлений и расходования средств, активов и обязательств.

Смысл и содержание показателей бюджета и отчетности также должны быть абсолютно идентичны. Например, если в соответствии с международными стандартами дивиденды акционерам классифицируются как финансовый денежный поток, то и в бюджете движения денежных средств их нужно планировать в рамках финансовой деятельности. Аналогичные принципы соблюдаются и в отношении других бюджетов верхнего уровня.

И еще. Детализация бюджетных статей должна полностью совпадать с глубиной имеющихся фактических данных, используемых для подготовки отчетности по МСФО. Обеспечить подобное соответствие можно, если провести меппинг бюджетных статей и плана счетов по МСФО (в случае параллельного учета) или по РСБУ (при трансформации). Примеры правильного и ошибочного подхода к меппингу приведены в таблице 2 на стр. 34.

Личный опыт

Дмитрий Филатов, CFO группы компаний «Спекта»

К тому моменту, когда будет написан такой меппинг, окажется, что его пора менять по причине либо новой организационной структуры, либо изменения бюджетных показателей. На моей практике не было случая, чтобы годовой бюджет детализировали на уровне транзакций. Такая детализация допустима только при проверке заявок на расходы, анализе движения денежных средств.

На мой взгляд, для контроля над выполнением бюджета имеет смысл как раз упростить количество расчетных показателей и никак не дублировать составление бухгалтерской отчетности потранзакционно. Наша компания формирует бюджеты доходов и расходов на уровне центров прибыли и затрат, но не по транзакциям, а по статьям.

Какие планировать конкретные показатели в бюджетах

Кроме унификации форм бюджетов и отчетов об их исполнении, нужно обеспечить полную сопоставимость методов оценки планируемых и фактических показателей. К примеру, в соответствии с международными стандартами долгосрочная дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в отчетности по дисконтированной стоимости.

Первое, что понадобится сделать, - разделить в прогнозном балансе «дебиторку» и «кредиторку» на краткосрочную (погашение в течение года) и долгосрочную (погашение через 12 месяцев и более). Второе -дисконтировать плановую величину долгосрочной задолженности при составлении годового бюджета. В качестве ставки дисконтирования обычно используют средневзвешенную стоимость капитала (WACC).

Пример

Предположим, что в следующем году часть возникшей за плановый период дебиторской задолженности (1 млн руб.) не будет погашена по объективным причинам - отсрочка платежа превышает 12 месяцев. В бюджетном балансе на предстоящий год эта дебиторская задолженность отражается по дисконтированной стоимости - 0,9 млн руб. (1 млн руб. / (100% + 10% [WACC]). Плановая выручка уменьшается на ОД млн руб. (1 млн руб. - 0,9 млн руб.), последние включаются в процентные расходы, связанные с отсрочкой платежа.

Аналогичным образом выделяются и планируются с дисконтом долгосрочные привлеченные и предоставленные займы. Но ставка дисконтирования другая - внутренняя норма доходности (IRR). При этом предоставленные займы классифицируются как инвестиционный денежный поток, а привлеченные - как финансовый. Другой пример. В соответствии с требованиями МСФО дебиторская задолженность должна корректироваться на резерв по сомнительной задолженности, а значит, этот резерв нужно учесть и при планировании. Однако не стоит поручать рассчитывать резерв и делать корректировки непосредственно подразделениям, ответственным за размер «дебиторки». Зная о таком резерве, они вряд ли будут стремиться взыскать задолженность в полной мере. Корректировку лучше доверить финансовой службе управляющей компании.

Пример

На этапе сведения бюджета юридический департамент подготовил отчет о текущем финансовом состоянии дебиторов холдинга. Как оказалось, у одного из клиентов, имеющего задолженность перед дочерней компанией на 5,5 млн рублей, стартовала процедура банкротства. По экспертной оценке юристов, вероятность вернуть деньги не превышает 0,5. Поэтому в консолидированном бюджете проводится корректировка - формирование резерва по сомнительным долгам на сумму 2,75 млн руб. (5,5 млн руб. x 50%).

Для целей МСФО в стоимость основных средств закладывается резерв на ликвидацию и демонтаж оборудования - дисконтированная сумма ожидаемых будущих расходов по выводу активов из эксплуатации. Следовательно, этот резерв логично заложить и в бюджете.

Это лишь некоторые рекомендуемые корректировки, которые помогут обеспечить абсолютную сопоставимость планируемых и фактических показателей. На практике их может быть гораздо больше. Чтобы их выявить, потребуется провести глубокую методическую проработку элементов бюджетного классификатора и управленческого плана счетов с привлечением специалистов по МСФО, менеджеров по бюджетированию и представителей бухгалтерии.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ