Аудиторская проверка организаций: оценка целесообразности проведения

Д. В. Дементьев,
доцент Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук
630092, г Новосибирск, пр, К. Маркса, д. 20
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
5 (55) 2010

В соответствии с российским законодательством, аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности [1]. С точки зрения хозяйствующих субъектов, аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Ежегодно обязательный аудит должны осуществлять открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, бюро кредитных историй, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, средства которых образованы из добровольных отчислений юридических и физических лиц, организации, выручка которых за предшествовавший отчетному год превышала 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышала 20 млн руб.

Существенным моментом является тот факт, что в настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект о значительном повышении показателей выручки. По нашему мнению, это повлечет за собой уменьшение количества аудируемых лиц, так как определенная часть организаций проводит проверку только по формальным основаниям, если это требуется законодательно. Отметим, что «персональное» проведение обязательного аудита для некоторых организаций регулируется отдельными федеральными законами (по состоянию на 01.01.2010 г. их насчитывалось более тридцати).

Все остальные экономические субъекты, в соответствии с решением собственника или уполномоченного исполнительного органа, могут провести инициативный аудит. В этом случае ключевым является вопрос о необходимости аудита бухгалтерской отчетности. Чем он может быть полезен экономическому субъекту? Собственники и исполнительные органы должны иметь представление об аудиторских процедурах и об их практическом осуществлении. В этой связи аудиторы должны раскрыть клиентам существенные условия законодательства об аудите и аудиторских стандартов.

Отметим, что, помимо результатов собственно аудита, заказывающая его проведение организация может получить сопутствующие аудиту услуги, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. В постановлении правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. (ред. от 30.11.2008 г.) определяются три вида таких услуг.

Прежде всего, это обзорная проверка, которая включает в себя запросы и аналитические процедуры, направленные на общую оценку надежности предпосылок составления финансовой отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. При этом оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе аудиторских процедур (инспектирование, наблюдение, подтверждение и подсчет), обычно не предусматриваются. Вторым видом услуг считается согласованная процедура, т. е. выполнение запросов и их анализ; пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей; наблюдение; инспектирование; получение подтверждений. Третий вид — это компиляция финансовой информации, включающая сбор, классификацию и обобщение финансовой информации, возможную ее трансформацию, т. е. преобразование форм отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в иные формы финансовой отчетности.

При подготовке и подписании договора на оказание аудиторских услуг должного качества руководители организаций должны обращать внимание на следующие моменты. Во-первых, аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, так как с 01.01.2010 г. лицензирование аудиторской деятельности отменено. Контактную информацию о таких организациях можно найти на официальном :интернет-сайте Минфина РФ (см. табл. 1).

Таблица 1. Саморегулируемые организации аудиторов в Российской Федерации (по состоянию на 15.01.2010 г.)

Наименование Количество членов Адрес в сети Интернет
Организации Аудиторы
Аудиторская палата России 1099 5495 www.aprussia.ru
Институт профессиональных аудиторов 229 1984 www.e-ipar.ru
Московская аудиторская палата 844 4108 www.m-auditchamber.ru
Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров 598 2643 www.gipbr.ru
Российская коллегия аудиторов 699 3234 www.rkanp.ru
Аудиторская ассоциация Содружество 330 1430 www.auditor-sro.org

Во-вторых, следует заранее продумать механизм имущественной ответственности аудитора. В целях обеспечения имущественной ответственности аудиторских фирм перед потребителями аудиторских услуг некоммерческие партнерства вправе создавать системы личного или коллективного страхования, а также формировать компенсационные фонды. Например, Аудиторская палата России формирует компенсационный фонд за счет взносов своих членов (аттестованные аудиторы — 3000 руб., аудиторские организации — 5000 руб.) и в целях сохранения и увеличения его средств заключает договор доверительного управления с управляющей компанией. В соответствии с инвестиционной декларацией, средства фонда в основном размещены на депозитных счетах в Сбербанке России или в банке ВТБ, а примерно 10% помещено в государственные ценные бумаги.

В-третьих, необходимо учитывать фактор независимости аудиторских организаций и аудиторов, поскольку случаи, когда аудиторская проверка не может быть проведена, определены законом. По существу, его положения касаются руководителей и должностных лиц аудиторских организаций и экономических субъектов, наличия у них близких родственных связей и др.

Планирование и подготовка программы аудиторской проверки, подбор специалистов, расчет уровня существенности финансовых операций клиента осуществляется аудиторской фирмой с учетом отраслевых особенностей проверяемой организации. При этом аудитор самостоятельно оценивает существенность показателей, исходя из своего профессионального уровня и опыта работы. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой отчетности возможны различные уровни существенности и их взаимосвязь с аудиторским риском. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей. Оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить, какие показатели бухгалтерской отчетности необходимо проверять, в каких случаях нужна сплошная или выборочная проверка и т. д. Это позволяет выбрать процедуры, которые в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, а также определить предпочтительные методы проверки (анализ, сравнение и др.).

Важным аспектом, который следует учитывать при выборе аудиторской организации, является соблюдение аудитором квалификационных требований. Отсутствие на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006 г., соответствующей отметки означает, что такой аттестат подлежит аннулированию. Несмотря на тривиальность этой рекомендации, практика показывает, что зачастую она не выполняется. Так, по состоянию на 01.01.2010 г. было аннулировано 486 квалификационных аттестатов аудиторов, которые были получены в 2006-2009 гг. (данные Минфина РФ).

По нашему мнению, уровень квалификации аудитора зависит от его знаний и умения применять их. Аудитор должен уметь рассматривать финансовые проблемы с нескольких точек зрения, делать выводы на основе противоречивой информации, выбирать для анализа существенные, объективные данные, прогнозировать события с учетом их вероятности. Аудитор должен обладать способностью анализировать и применять законы и нормативные акты в процессе проверки хозяйственных операций, прогнозировать  последствия принятых руководителем организации решений, т. е. творчески подходить к своей деятельности.

По мнению автора, следует обратить внимание на рекомендации по проведению аудита годовой отчетности за 2009 г [2]. В связи с событиями на финансовом рынке в 2009 г существенно увеличились обычные аудиторские риски и появились новые. Этот момент важен при планировании аудита, анализе аудиторами ситуаций, когда возможны недобросовестные действия исполнительных органов аудируемых лиц, анализе состояния внутреннего финансового и управленческого контроля в экономических субъектах.

В современных экономических условиях весьма актуальным является вопрос о перспективах развития аудируемых лиц. Так, в соответствии с федеральным стандартом N° 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» аудиторы должны стремиться к тщательному поиску доказательств и факторов, которые могут поставить под сомнение возможность организаций и предприятий продолжать деятельность по крайней мере в течение 12 месяцев.

Еще одним новшеством в проведении аудита является придание ему антикоррупционной направленности. При осуществлении аудита должны быть предусмотрены процедуры, которые позволяют сделать выводы о соблюдении аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. В случае невыполнения требований такого законодательства, аудитор обязан сообщить об этом уполномоченным государственным органам власти.

По нашему мнению, эффективность получения доказательств при осуществлении аудиторских процедур существенно снижается, если на практике не обеспечена независимость аудитора от его клиентов. В этой связи необходимо рассмотрение потенциальных угроз, документальное оформление возможных мер по их недопущению. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности должны быть заинтересованы в достоверной оценке ее состояния, что очень важно с точки зрения принятия правильных управленческих решений. Важнейшее условие для формирования объективных выводов — качество исходной информации, т. е. правильность оформления первичных учетных документов и достоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета.

В результате проведения проверки собственники и руководители фирм получают представление о реальном состоянии финансовой отчетности, профессионализме и компетентности исполнителей, обоснованности их численности, а также о состоянии внутреннего контроля и его соответствии масштабам деятельности организации.

Руководителям организаций важно также знать, какие последствия влечет за собой отказ от проведения аудита.

В этом случае административное право предусматривает наложение на должностных лиц и сами организации, которые должны подвергаться обязательному аудиту, штрафных денежных санкций. Разумеется, дело не столько в характере карательных мер, сколько в том, что собственники и исполнительные единоличные и коллегиальные органы хозяйствующих субъектов должны прийти к пониманию, что регулярное проведение аудита — это реальный способ повышения эффективности управленческих решений и ведения бизнеса. Поэтому, по мнению автора, следует рекомендовать расширение практики инициативного аудита. Результаты аудиторской проверки будут весьма полезны собственникам бизнеса и будут способствовать укреплению рыночных позиций компаний.

Литература

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3 от 30.12.2008 // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. № 1.

2. Письмо Минфина РФ от 28 января 2010 г. №07-02-18/01.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ