Учет и контроль непроизводительных расходов в обслуживающих хозяйствах железнодорожного транспорта

Колесник Н.Ф.,
Шорникова С.С.
Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева
№2 2016

Аннотация: в статье рассматривается внедрение эффективных методов учета непроизводительных расходов на железнодорожном транспорте, где они должны носить комплексный характер и охватывать все уровни управления (центры ответственности). Применение элементов нормативного метода в учете затрат и калькулировании себестоимости ремонтных работ в подразделениях путевого хозяйства является достаточно перспективным и носит системный характер. Оно направлено на увеличение научной обоснованности нормативов расхода материалов, точности исчисления себестоимости ремонтных работ и участков и, соответственно, более правильному использованию материальных ресурсов при производстве ремонтно-путевых работ.

В современное время место и важность подразделений путевого хозяйства, обслуживающих и осуществляющих улучшение железнодорожного пути, все более растет, что выражается стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Важные положения стратегии направлены на увелечние технико- эксплуатационных характеристик железнодорожного пути с целью исключения отставания технического, организационного и экономического уровня российских железных дорог от уровня высокоразвитых зарубежных стран. В этой связи возникла объективная необходимость в совершенствовании форм и способов продуктивного управления производственной деятельностью ремонтных подразделений путевого хозяйства. Важным инструментом решения этих вопросов является организация учета и контроля непроизводительных расходов и потерь.

Затраты предприятия, связанные с изготовлением продукции, созданием работ и услуг по их целенаправленности должны носить производительный характер. Хотя на практической деятельности в процессе осуществления хозяйственной деятельности в силу субъективных или объективных причин, возможно, могут появиться расходы непроизводительного характера [1, с. 26].

Важнейшая доля непроизводительных расходов и потерь в подразделений путевого хозяйства, обслуживающих и реализовавших улучшение железнодорожного пути, может доводится на непроизводительные расходы, связанные с отклонением от норм расходов материальных и трудовых ресурсов. Учет отклонений от текущих норм и учет их преображения, имеет место на предприятии сводного учета затрат на производство и калькулирования себестоимости товара. В деятельности работы линейных подразделений железнодорожного транспорта учет изменений и отклонений от норм полагается в целом по предприятию, но не связан с затратами и завершается сравнительными расчетами общей суммы выявленных отклонений и включением их в себестоимость работ или услуг (продукция). Перераспределенные суммы также не отражают фактической принадлежности к калькулируемому объекту в силу своей экономической условности, и не представляют какой либо аналитической ценности для управления.

В системе управленческого учета определяющей целью учета отклонений является не порядок списания отклонений от норм расхода ресурсов, а оперативное реагирование на каждый факт отклонений, который включает прогнозирование его возможных последствий в перспективе. При использовании методов управления себестоимостью, важным является необходимость признания в качестве главной задачи учета отклонений от норм - выявление отклонений по элементам затрат, участкам, цехам, функциональным службам предприятия, оперативный их контроль и анализ.

Раскрытие и систематизация отклонений от установленных норм должна быть целевым назначением нормативного метода учета. Формально выявленные отклонения могут не дать полной информации для признания управленческих решений, так наряду с определением отклонений большое значение надо придавать их анализу, который разрешает менеджерам оценить итог работы отдельного участка (центра ответственности). В современное время существуют различные способы обнаружения отклонений от норм: метод документирования, расчетный метод и др. По нашему мнению, в линейных подразделениях железнодорожного транспорта в качестве улучшения учета отклонений от норм нужно организовать выявление и обобщение отклонений по элементам затрат в разрезе ремонтных участков. Это дает вероятность осуществлять оперативный контроль и анализ отклонений от норм, включая определение тенденции их влияния на деятельность центров ответственности и предприятия в целом, а также контроль за своевременной выработкой и реализацией мероприятий по рациональному использованию ресурсов.

В основе правильной организации учета непроизводительных расходов и потерь лежит их научно-обоснованная классификация. Правильность определения классификационных признаков позволяет обеспечить полноту охвата всех видов расходов непроизводительного характера [2, с. 43]. В частности, разнообразие видов отклонений от норм затрат, причин и виновников обуславливает потребность в разработке на уровне департамента пути и сооружений и территориальных дирекций по ремонту пути, номенклатуры (классификатора) причин и виновников отклонений от норм. Далее на уровне территориальных дирекций по ремонту пути установленный перечень причин должен быть детализирован в соответствии с технико- эксплуатационными особенностями осуществления ремонтно-путевых работ.

Разработанная номенклатура (классификатор) причин отклонений от норм должна учитывать потребности отдельных специализированных подразделений путевого хозяйства (дистанции пути, путевые машинные станции, рельсосварочные поезда и т.д.). Причины отклонений от норм целесообразно выделять в соответствии с полномочиями менеджеров центров ответственности. Такая группировка позволит объективно оценить результаты работы по обеспечению режима экономии каждого центра ответственности, отдельного подразделения путевого хозяйства. Таким образом, классификаторы причин отклонений от норм, разработанные вышестоящими центрами ответственности, должны стать неотъемлемым элементом внутрифирменных методических положений по нормативному учету затрат на железнодорожном транспорте.

Учет отклонений от норм позволяет осуществлять управленческий контроль за уровнем затрат, процессом формирования себестоимости ремонтных работ, соблюдением технологической и производственной дисциплины. Учет отклонений от норм расходов ресурсов необходимо организовать по видам материальных издержек производства, местам производственного потребления ресурсов (ремонтным участкам) с выявлением причин возникновения и центров ответственности.

Сверхнормативное потребление материалов должно регистрироваться сигнальными документами, с указанием кодов причин и центров ответственности, что позволяет принимать оперативные руководящие решения. По происхождению первичной документации и рапортов целесообразно формировать расчет отклонений от норм по каждому ремонтному участку и виду ремонтных работ. Выявленные отклонения по кодам причин и центров ответственности должны обобщаться в ведомости учета отклонений от норм расхода материалов [10].

В ремонтных подразделениях железнодорожного транспорта применяется преимущественно сдельная или сдельно-премиальная форма оплаты труда, при этом к отклонениям от норм трудовых издержек ремонтного производства рекомендуется относить всевозможные доплаты за операции, выполняемые в результате временного отступления от нормальных условий труда, производства и управления. К ним можно отнести непроизводительные работы, внутрисменные потери рабочего времени и простои, возникающие, как правило, за счет организационно-технологических неполадок в ремонтном производстве. Несовершенство ин- формационной базы приводит к тому, что информацию об имеющих место отклонениях и различных видов доплат, можно получить только на основе выборки из первичных документов (ведомостей по учету выработки, распоряжений на оплату, листков на оплату и т.д.); при этом по некоторым видам потерь информация дублируется, а по другим - отсутствует. В бухгалтерском учете находят отражение только оплачиваемые невыходы на работу, а не все целодневные потери рабочего времени, при этом даже по оплачиваемым невыходам раздельный их учет по причинам не производится. Еще сложнее собрать информацию о внутрисменных потерях рабочего времени, которые, как правило, не документируются и не находят отражение в бухгалтерском учете, за исключением внутрисменных потерь времени по вине отдельных вспомогательных служб, например, из-за неисправности оборудования, нарушения графика подачи деталей и запчастей.

Отклонения от норм, связанные с отступлениями от нормальных условий производства ремонтных работ, оформляются нарядами на дополнительные работы, листками на доплату, а простои - листками учета простоев. В процессе производства ремонтных работ могут возникать дополнительные работы, не предусмотренные технологическим регламентом и имеющие как разовый, так и длительный характер, что также должно обособленно отражаться в бухгалтерском учете. Причем, в одном документе целесообразно совместить нормативную себестоимость ремонтных работ с фактическими затратами на их выполнение. По окончании ремонтных работ, фактические издержки производства определяются путем корректировки нормативной себестоимости с учетом возникших отклонений от норм [10].

Необходимым условием при этом является оперативный учет отклонений от норм трудовых затрат до начала процесса производства или по ходу его осуществления на основе сигнальных документов, имеющих отличительный знак, с обязательным указанием вида, причин и виновников образования потерь.

В подразделениях путевого хозяйства повременно-премиальная система применяется для оплаты труда основных производственных рабочих - машинистов и помощников машинистов путевой и железнодорожной строительной техники. При повременной или повременно- премиальной системах оплаты труда учет отклонений от норм трудовых издержек рекомендуется вести в специальной ведомости, в которой отражаются количественные изменения численности работающих за определенный пе- риод времени и сумма отклонений от норм (экономия, перерасход) нарастающим итогом с начала отчетного периода в разрезе причин и центров ответственности их возникновения на основании табеля учета невыходов повременщиков на работу по различным причинам.

На конец отчетного периода с целью систематизации отклонений по оплате труда рабочих на основании первичных документов необходимо составлять сводную ведомость учета отклонений по оплате труда нарастающим итогом с начала года по видам ремонтных работ и ремонтным участкам.

Большая часть непроизводительных расходов необходима на отклонения от норм затрат в связи с простоями оборудования и механизмов из-за повреждения, недостатка работ и по другим причинам, вызвавшие отсрочку на объекте машин сверх предусмотренных нормой количества машино-смен. Для учета отклонений в результате простоев путевых машин и механизмов рекомендуется применять специальные сигнальные извещения о простое механизма, с указанием кодов видов и причин возникших отклонений, а также центров ответственности. Информацию о простоях путевой техники целесообразно обобщать в специальной ведомости, формируемой в течение отчетного периода по видам ремонтных работ и ремонтным участкам.

Главная задача бухгалтерского учета - отчетливо выделить непроизводительные расходы и убытки, возникающих на разных стадиях хозяйственных процессов, в системе учетно- информационного обеспечения управления предприятием. Так общую величину непроизводительных расходов и убытков, учитываемую в составе многих затрат, возможно определить только в результате выборки из первичных и накопительных документов или учетных регистров, что должно быть основной причиной недостатка отчетной информации о расходах непроизводительного характера. В целях особенности вуалирования различных видов расходов непроизводительного характера, точного обозначения их величины и принятия мер по их устранению необходимо гарантировано обеспечить обособленный учет непроизводительных расходов и убытков. Для этого надо обобщить информацию о непроизводительных расходах и потерях в разрезе одного синтетического счета, что способствовало бы более точному определению себестоимости ремонтных работ, а также формированию объективной информации о всех имеющих место расходах непроизводительного характера как единого объекта учета [6, с. 35].

Таким образом, внедрение новых результативных методов учета непроизводительных расходов на железнодорожном транспорте должно носить комплексный характер и охватывать все уровни управления (центры ответственности). Применение элементов нормативного метода в учете затрат и калькулировании себестоимости ремонтных работ в подразделениях путевого хозяйства является достаточно перспективным и носит системный характер. Оно нацелено на повышение научной обоснованности нормативов расхода материалов, точности исчисления себестоимости ремонтных работ и участков, и, соответственно более рациональному использованию материальных ресурсов при производстве ремонтно-путевых работ.

Библиографический список

1. Колесник, Н.Ф. Информационное обеспечение в системе управления непроизводительными расходами: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 116 с.

2. Колесник, Н.Ф. Учет и контроль непроизводительных расходов и потерь на предприятиях переработки: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 224 с.

3. Колесник, Н.Ф. Управление непроизводительными расходами в предприятиях перерабатывающей промышленности // АПК: Экономика, управление. - 2005. - № 7. - С. 25-28.

4. Колесник, Н.Ф., Осипов, В.И. Контроль расходов ресурсов в системе нормативного учета затрат // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №1. - С. 263-268.

5. Колесник, Н.Ф., Костромина, А.Ю. Современные методы учета затрат на производство // Контентус. - 2014. - № 9 (26). - С. 46-51

6. Колесник, Н.Ф. Совершенствование методики бухгалтерского учета непроизводительных расходов и потерь // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №3. - С. 33-39.

7. Колесник, Н.Ф., Шведкова, А.М. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 357-359.

8. Пискунов, В.А. Учет и контроль расходов коммерческой организации: Проблемы теории и практики. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 260 с.

9. Маняева, В.А. Методология управленческого учета расходов организации в системе стратегического контроллинга: монография. - М.: Экономическая газета, 2011. - 286 с.

10. Завьялова, Т.В. Нормативный учет затрат в ремонтных подразделениях путевого хозяйства: дис. ... канд. эконом. наук / Т.В. Завьялова. - М., 2012. - 191 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ