Совершенствование налогового учета на предприятии

Дедова О.В.,
кандидат экономических наук, доцент,
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Дворецкая Ю.А.,
кандидат экономических наук, доцент,
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Вестник Брянского государственного университета
№3 (41) 2019

В статье приводится понимание авторами категории налогового учета. Приведена классификация действующих налогов и сборов по объектам налогообложения для признания тех из них, по которым должно быть обеспечено формирование данных для расчета объемов налоговых обязательств. Наибольшее внимание уделено налогу на прибыль организаций, поскольку по нему следует признавать практически все факты хозяйственной жизни для расчета налогооблагаемой прибыли, которые характеризуются значительным разнообразием. Рассмотрен перечень альтернативных вариантов признания расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов в целях бухгалтерского и налогового учета. Оговорены условия применения предприятиями инвестиционного вычета по налогу на прибыль. Сделаны предложения о возможности использования регистров бухгалтерского учета для формирования налоговых данных. Более подробно описан порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества. Наиболее предпочтительной выделена система налогового учета, построенная на основании регистров бухгалтерского учета с созданием отдельных регистров, предусматривающих трансформацию учетных данных в налоговые показатели.

Налоговым учетом автоматически называют совокупность операций по формированию показателей для заполнения налоговых деклараций по тем налогам и сборам, которые уплачивает предприятие при осуществлении своей текущей деятельности. Понятие налогового учета по Налоговому кодексу РФ имеет взаимосвязь только с налогом на прибыль организаций, но на практике под данной категорией понимают всю систему аналитических данных, используемых при начислении налогов и сборов к уплате в бюджет. При этом практически в полном объеме используются данные бухгалтерского и статистического учета, сведения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В процессе проведенного исследования применялись следующие научные методы: монографический, расчетно-конструктив-ный, статистического наблюдения, синтеза и анализа.

Обобщенные сведения о начисленных и уплаченных предприятием налогах и сборах независимо от особенностей их расчета отражаются в бухгалтерских регистрах по счетам 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В налоговые органы бухгалтерской службой предприятия направляются налоговые декларации с расшифровкой величины налоговой базы по каждому виду облагаемых объектов, применяемых налоговых льгот и величиной сумм налогов к уплате или возврату из бюджета.

Деятельность экономических субъектов направлена на получение прибыли, а государство должно обеспечить соответствующие условия для реализации поставленной цели. Эта функция государства - одна из многих, поэтому для их выполнения необходимо наполнение бюджета и внебюджетных фондов путем мобилизации части средств от экономических субъектов - сбора налогов и сборов [2]. Этом процесс - налогообложение -подвергается постоянной корректировке, выражающейся в введении новых налоговых обязательств и отмене ранее действующих, дополнении льготами или их нивелировании и т.д. Любые изменения, позволяющие уменьшить объем налоговых отчислений приветствуются руководством компаний. Но эти расчеты должны найти соответствующее отражение в документообороте предприятия, используемые методы - быть закреплены в учетной политике компании и других локальных актах, чтобы подтвердить одно из важных оснований - производственную направленность осуществляемых операций, которая учитывается при проведении налогового контроля за правильностью погашения налоговых обязательств [6].

С точки зрения классификации налогов с предприятий по объектам налогообложения и целевому направлению можно выделить следующие виды:

  1. с недвижимого имущества: налог на имущество организаций, земельный налог;
  2. с движимого имущества: транспортный налог, налог на игорный бизнес, торговый сбор;
  3. при реализации товаров, работ, услуг: НДС, акцизы;
  4. за использование природных ресурсов: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за использование животного мира и водных биологических ресурсов;
  5. при получении прибыли - налог на прибыль организаций;
  6. за использование трудовых ресурсов: страховые взносы во внебюджетные фонды;
  7. при получении результатов юридических действий: государственная пошлина.

Совершенствование налогового учета сводится, в конечном итоге, максимум - к уменьшению налоговой нагрузки, минимум -к организации системы таким образом, чтобы нивелировать любые ошибки при расчетах по налоговым обязательствам.

Уменьшение налоговой нагрузки возможно по тем налогам и сборам, по которым показатели напрямую зависят от деятельности налогоплательщика и выбранного им налогового режима: налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, НДПИ, налог на имущество организаций, упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Наибольшее количество альтернативных вариантов снижения налоговой нагрузки предусмотрено по налогу на прибыль организаций, когда экономический субъект может предусмотреть такие способы, которые приведут к минимизации налоговой базы по этому налогу - величине налоговой прибыли [1].

Интересным является факт отсутствия или, скорее, незначительного количества прямых налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, когда были бы предусмотрены конкретные предприятия, не уплачивающие данный налог. Исключение - компании, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково», могут получить освобождение от уплаты этого налога при соответствии установленным гл. 25 НК РФ требованиям.

Льготы по этому налогу носят скорее скрытный характер и выражаются в наличии перечня необлагаемых доходов, не связанных с прямой предпринимательской деятельностью или носящих социальный характер, включая различные субсидии государства. С другой стороны, льготный характер связан с видами условий, позволяющих или ограничивающих состав расходов, признаваемых при расчете налогооблагаемой прибыли. Третий вид скрытых льгот - возможность применения пониженных налоговых ставок при расчете налога в части зачисления в региональный бюджет. Наконец, четвертое направление льготирования - перенос убытков прошлых налоговых периодов на положительный финансовый результат текущего года.

Обязательством налогоплательщиков является ведение учета объектов налогообложения. По налогу на прибыль организаций -это величина прибыли, определяемой как разница между доходами и расходами. Обе категории должны найти свое отражение в налоговом учете. Разделение доходов на облагаемые и необлагаемые можно осуществлять двумя способами - на основании данных бухгалтерского учета или путем создания регистров налогового учета. При первом способе обращается внимание на применяемый метод признания выручки и результатов от внереализационных операций для целей налогообложения: кассовый метод или метод начисления. Поскольку кассовый метод могут применять только организации с величиной доходов в среднем за 4 следующих подряд квартала в размере не более 1 млн. руб., то чаще всего эти субъекты относятся к сегменту малого бизнеса и применяют специальные налоговые режимы, не предусматривающие расчеты по налогу на прибыль организаций.

Метод начисления позволяет учитывать доходы по факту отгрузки материальных ценностей, выполнения работ и услуг, т.е. на дату формирования дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. В бухгалтерском учете данная операция отражается проводками:

  • Дт 62, 76, 70 и др. - Кт 90/1 - отражена выручка от реализации продукции, работ, услуг основного производства;
  • Дт 62, 76 - 91/1 - Кт 91/1 - признаны доходы по прочим операциям, связанным с реализацией активов и услуг, не относимых к основной деятельности;
  • Дт 01, 10, 41, 43, 50, 60 и др. - Кт 91/1 -принимаются к учету доходы по прочим операциям, в результате которых произошло увеличение экономических выгод организации.

Доходы, не подлежащие налогообложению, в бухгалтерском учете обычно отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», в кредит которого они списываются со счетов 86 «Целевое финансирование и обеспечение», 75 «Расходы с учредителями» и др., полученные на конкретные направления расходования или в результате реорганизации компании. Значительный список необлагаемых доходов, предусмотренных статьей 251 НК РФ, связан с финансированием на выполнение государственными организациями своих функций, и отражается с использованием счетов бюджетного бухгалтерского учета.

В результате регистрами налогового учета по признанию доходов для налогообложения прибыли выступают машинограммы или сводные документы по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Поскольку гл. 25 НК РФ предусмотрено их разделение на обычные и внереализационные, то актуальным является составление карточки счета по результативным счетам бухгалтерского учета (90, 91, 99), где приведена детализация произведенных за период операций, и можно понять, к какой категории относить доход - выручка от реализации, внереализационные или неучитываемые при налогообложении доходы.

Регистр налогового учета доходов составляется крайне редко на практике, в нем находят отражение только облагаемые доходы с разделением на выручку и внереализационные операции.

Налоговый учет расходов имеет особенности, связанные с наличием обычных и расходов, не признаваемых при налогообложении прибыли - не подтвержденных документально или не связанных с производственной направленностью, а также ограничиваемых по нормативам, установленным НК РФ, или отличающихся методом признания от бухгалтерских правил [10].

Организацию налогового учета в этом случае, на наш взгляд, целесообразно свести к следующему: по совпадаемым в бухгалтерском и налоговом учете видам расходов можно применять регистры автоматизированной формы, составляемые в настоящее время с помощью ресурсов программного обеспечения, широко применяемых сегодняшними бухгалтерами, а при появлении расхождений - составляется бухгалтерская справка или регистр, в котором по каждому наименованию таких отклоняемых расходов приводится их название, величина для целей бухгалтерского и налогового учета, размер отклонения, его категория для формирования отчетности и объем отложенных налоговых активов или обязательств, включаемых в составляемую компанией бухгалтерскую отчетность.

Источниками данных о расходах выступают регистры учетно-аналитического обеспечения по счетам - 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 90/2 «Себестоимость продаж», 91/2 «Прочие доходы» и по другим затратным и результативным бухгалтерским счетам в зависимости от категории расходов [9].

Наибольшее количество отклонений, на наш взгляд, возможны при списании расходов на приобретение или создание основных средств и нематериальных активов. К ним можем отнести:

  1. стоимостной критерий: в бухгалтерском учете - 40 тыс. руб., в налоговом - 100 тыс. руб.;
  2. дата начала начисления амортизации по объектам, требующим госрегистрацию, - в бухгалтерском учете - после процедуры регистрации, в налоговом - не зависимо от процедуры с начала фактической эксплуатации;
  3. единовременное списание части расходов - в бухгалтерском учете не предусмотрено, в налоговом - возможно в размере 10%, по третьей - седьмой амотизационным группам - 30% первоначальной стоимости объектов на дату ввода в эксплуатацию;
  4. способы начисления амортизации: в бухгалтерском - четыре (линейный, способ уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему произведенной продукции или выполненных работ), в налоговом - два (линейный и нелинейный);
  5. выбор амортизационного метода: в бухгалтерском учете организация делает по собственному выбору, в налоговом - в отношении имущества со сроком эксплуатации свыше 20 лет применяется только линейный способ;
  6. признание результатов переоценки: в бухгалтерском учете - учитываются, в налоговом учете переоценка не допускается [8];
  7. изменение метода начисления амортизации: в бухгалтерском учете невозможно, в налоговом - возможно. Переход с линейного на нелинейный - с нового календарного года, наоборот - только через пять лет;
  8. применение инвестиционного вычета: в бухгалтерском учете не предусмотрен, в налоговом учете - возможен в отношении основных средств третьей – седьмой амортизационных групп, т.е. со сроком эксплуатации от 5 лет 1 месяца до 20 лет включительно.

Можно выделить и другие различия по начислению амортизации по некоторым видам имущества, соответствующего критериям основных средств, включая особенности применения повышающих коэффициентов к нормам амортизации, однако вышеприведенный перечень встречается наиболее часто и приводит к появлению отклонений в признании расходов для целей классического учета и налогообложения.

Особенность использования инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций сводится к тому, что часть расходов на покупку основных средств, классифицируемых как имущество третьей - седьмой амортизационных групп, списывается за счет налога на прибыль, зачисляемого в федеральный и региональный бюджеты. Таким образом, организация может приобрести или построить отдельные объекты за счет части своего налога на прибыль. При этом имеются ограничения:

1) вычет должен быть предусмотрен законами субъектов РФ;

2) объем вычета не превышает 90% первоначальной стоимости купленного или построенного имущества, 85% расходов на создание объектов инфраструктуры. Оставшиеся 10 и 15% уменьшают сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет;

3) рассчитывается лимит на максимальный размер инвестиционного вычета текущего периода, который определяется по формуле:

ИВмах = НБНнПО * НСрегион. - НБНнПО * 5%,   (1)

где ИВмах - максимальный размер принимаемого для целей налогообложения налогового вычета;
НБНнПО - налоговая база по налогу на прибыль текущего налогового (отчетного) периода;
НСрегион. - налоговая ставка в региональный бюджет, действующая на период использования вычета;
5% - минимальный размер налоговой ставки, по которой часть прибыли юридического лица за прошедший период будет зачислена в бюджет региона.

Если предельной величины не хватило на покрытие инвестиционного вычета, то его величина переносится к использованию на следующие периоды.

По части налога, зачисляемой в федеральный бюджет, лимита не установлено, и эта сумма может быть полностью использована налогоплательщиком для покрытия 10 или 15% первоначальной стоимости объектов, по которым возможен вычет;

4) на вычет не могут рассчитывать экономические субъекты:

  • имеющие отношение к региональным инвестиционным проектам [5] - у них налоговая ставка в бюджет субъекта РФ и так может быть снижена до 0%;
  • являющиеся резидентами особых экономических зон, зон территориального развития - также есть право на пониженные налоговые ставки по данному налогу;
  • имеющие отношение к инновационному центру «Сколково» - могут вообще получить освобождение от исполнения обязанности плательщика налога на прибыль организаций;
  • осуществляющие добычу углеводородного сырья - платят налог на дополнительный доход, заменяя основной прибыльный налог [7];

5) применение данной льготы необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Отказаться от вычета можно с нового календарного года, предварительно применяя его не менее трех последовательных календарных лет;

6) при выбытии объекта, по которому был использован инвестиционный вычет до истечения установленного срока эксплуатации, неуплаченная величина налога на прибыль (приходящаяся на размер примененного вычета) подлежит восстановлению в бюджет с начислением пени со дня, следующего за днем уплаты налога за год, в котором произошло поступление данного имущества в компанию. Т.е. при списании объекта раньше времени расходы на его приобретение или создание совсем не будут учтены при налогообложении прибыли.

Учетными регистрами по начислению амортизации являются ведомости по счету 02 «Амортизация основных средств» и 04 «Амортизация нематериальных активов». Сведения о первоначальной стоимости поступивших объектов для целей налогообложения, т.е. применения инвестиционного вычета или определения первоначальной стоимости для начисления амортизации по новым объектам, включая факт понимания о возможности применения вычета или начисления амортизации, получают из регистров по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» [11]. При несовпадении порядка списания затрат на основные средства или нематериальные активы в рассматриваемых нами видах учета обязателен к составлению регистр налогового учета с указанием тех же основных показателей: вид расхода, суммы для бухгалтерского учета и налогообложения, величина разниц, значения отложенных налоговых активов или обязательств.

Использование элементов налогового учета для уменьшения налоговой нагрузки по НДС, акцизам невозможно из - за отсутствия в налоговых нормах альтернативных вариантов учета. В данном случае экономические субъекты могут преследовать цель - максимально учитывать «входной» НДС и акцизы при расчетах с бюджетом по косвенным налогам. Для этого выполняются требования о правильном заполнении и своевременном выставлении счетов - фактур на отгрузку ценностей, выполнение работ и услуг, ведение книги покупок и книги продаж, при необходимости - журнала учета выданных и полученных счетов - фактур [4]. По акцизам в отдельных обстоятельствах для признания налоговых вычетов необходимо свидетельство о регистрации налогоплательщика, совершающего операции и подакцизными товарами.

По НДПИ, упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу налоговый учет сводится также к признанию доходов и расходов. При этом доходы в налоговом законодательстве признаются по всем налоговым режимам практически одинаково, кроме того, что при спецрежимах они учитываются кассовым методом, а по расходам - требуется ведение налоговых регистров: по НДПИ - расходов, понесенных при добыче полезных ископаемых, по УСН и ЕСХН - произведенных расходов по списку, закрепленному для этих режимов индивидуально НК РФ, подтвержденных документально о фактической их оплате.

Налог на имущество организаций относится к категории налогов, по которым ведение налогового учета не обязательно, здесь используются исключительно данные бухгалтерского учета при определении среднегодовой стоимости имущества и сведения Росреестра, если требуется информация кадастрового учета. Среднегодовая стоимость имущества определяется по производственным зданиям и сооружениям, если они не признаются торговыми или административно - деловыми центрами, по которым региональными властями определено установление кадастровой стоимости. Величина последней предоставляется органами Ростреестра. Среднегодовая стоимость определяется как среднеарифметическое значение остаточных стоимостей на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода и последнее число этого периода [3].

Для расчета налога в качестве исходных данных выступают сведения о первоначальной стоимости объектов недвижимости и суммах начисленной амортизации именно по правилам бухгалтерского учета, которыми предусмотрен выбор одного из четырех способов начисления амортизации, причем для разных групп объектов могут быть разные способы.

Система налогового учета будет представлен в данном случае регистрами синтетического учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств». Из первого документа берутся данные о первоначальной стоимости, из второго - амортизация, разница между ними представляет собой остаточную стоимость на требуемые при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций даты.

Расчет налога на имущество с торговых, административно-деловых центров, земельного налога - при владении земельными участками производится на основании сведений кадастрового учета. От предприятий ничего не зависит, они никак не могут влиять на налоговую базу - кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, поскольку она зафиксирована государственными органами исполнительной власти.

Заключение. Следует отметить, что совершенствуемое в настоящее время программное обеспечение учетного процесса позволяет получать детализированную и сводную информацию для расчета налогов и сборов. Однако при наличии расхождений в способах ведения бухгалтерского и налогового учета появляется необходимость формирования налоговых регистров, структура которых зависит от объема несовпадений, необходимости их признания при составлении всех видов отчетности, закрепленных правил учетной политики организации. В целом, система налогового учета строится в зависимости от специфики расчетов с бюджетом каждой компании самостоятельно, но она должна быть построена таким образом, чтобы правильно и своевременно погашать налоговые обязательства, желательно, максимально использовав законные способы снижения налоговой нагрузки на предприятие.

Список литературы

1. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Система налогового администрирования в РФ и пути ее модернизации (на материалах Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Брянской области). - Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Брянский. гос. ун-т им. И.Г. Петровского». Брянск, 2012.

2. Дворецкая Ю.А., Ковалева Н.Н. Налоги как составляющая формирования бюджета Брянской области / В сборнике: Стратегия развития учетно-аналитических и контрольных систем в механизме управления современными бизнес-процессами коммерческих организаций международный экономический форум «Бакановские чтения». 2014. С. 259-262.

3. Дедова О.В., Куликова Г.А., Ложкина С.Л. Методические аспекты аудита расчетов по имущественным налогам и сборам // Экономика и предпринимательство. 2016. №3-2 (68). С. 617-623

4. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. № 9.С. 58-67.

5. Ермакова Л.В., Гудкова О.В. Налоговое регулирование в инновационной сфере // Modern Economy Success. 2018. № 3.С. 42-46.

6. Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Ковалева Н.Н. Модель оптимизации финансово-учетной системы предприятия // Экономика. Социология. Право. 2017. № 2 (6). С. 29-35.

7. Зенченко Э.Г., Мельгуй А.Э. Инновации в налоговой системе нефтяной отрасли: введение налога на дополнительный доход // Вектор экономики. 2018. № 10 (28). С. 32.

8. Ковалева Н.Н., Мельгуй А.Э., Дедова О.В., Дворецкая Ю.А. Налоговые и бухгалтерские последствия проведения реконструкции и модернизации основных средств в организациях АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2018. № 1.С. 60-71.

9. Кузнецова О.Н. Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3.С. 283-285.

10. Кузнецова О.Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3-1. С. 34-37.

11. Кузнецова О.Н. Оптимизация модели налогообложения субъектов малого бизнеса как фактор развития региональной экономики (на примере микро-и малых предприятий Брянской области): монография / О.Н. Кузнецова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, Социально-экономический ин-т. Брянск. 2012. 155 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ