Роль ставки рефинансирования Банка России в развитии кредитных отношений

Симаева Н.П.
К.э.н., доцент кафедры «Корпоративные
финансы и банковская деятельность»
Волгоградского государственного университета
Таврический научный обозреватель
№2 2016

Статья посвящена исследованию ставки рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики Банка России. В работе дана оценка влияния ставки рефинансирования на состояние и возможности развития кредитных отношений экономических субъектов в рамках концепции кредитного поля. Рассмотрены динамика уровня ставки рефинансирования и ключевой ставки Банка России. Автором сделан вывод о необходимости снижения размера ставки рефинансирования.

Кредитное поле экономического субъекта представляет собой кредитное пространство, детерминированное нормами банковского права, экономическими законами кредита, испытывающее на себе влияние принятой Банком России денежно-кредитной политики и кредитной политики различных кредиторов; а также совокупное единство разного рода отношений (экономических, организационных, правовых, коммуникативных и др.), возникающих в пределах данного пространства между его участниками и определяемых их экономическими интересами, по поводу производства, спроса и предложения продукта особого сорта — кредитных операций. В условиях экономической нестабильности кредитное поле экономических субъектов активно меняет свои характеристики — границы, размеры, структуру, элементы. Эти изменения носят как единичный, спонтанный характер, так закрепляются как устойчивые, неизменные тенденции развития кредитного поля.

Одним из факторов, способствующих эффективному формированию и активному развитию кредитного пространства экономических субъектов в России, становится проводимая Банком России денежно-кредитная политика.

Вопросы эффективного использования денежно-кредитных инструментов Банка России актуализировались в последнее время в связи с рядом изменений, произошедших в банковской системе страны. Особый интерес представляет ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Российское банковское законодательство, в частности федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», не содержит определения термина «ставка рефинансирования». Понятие ставки рефинансирования можно найти в Банковском кодексе Республики Беларусь, в соответствии со статьей 31 которого, «ставка рефинансирования — ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам» [1]. В сущности, ставка рефинансирования представляет собой выраженную в процентах годовых ставку, по которой центральные банки выдают кредиты кредитным организациям своей страны; то есть центральные банки, являясь кредиторами последней инстанции для кредитных организаций, организуют систему их рефинансирования.

Важно знать различные области применения ставки рефинансирования в Российской Федерации.

Прежде всего, ставка рефинансирования — это инструмент государственной денежно-кредитной политики, процентная ставка по кредитам, выдаваемым Банком России кредитным организациям. При этом процентные ставки по операциям Банка России могут быть как ниже, так и выше ставки рефинансирования, ранее по ставке рефинансирования выдавались кредиты банкам на 1 день (овернайт, overnight).

Другое значение ставки рефинансирования заключается в выполнении ею роли глобального экономического индикатора. Безусловно, ставка рефинансирования оказывает влияние на процентные банковские ставки по кредитам и депозитам. Изменяя размер ставки рефинансирования, Банк России дает коммерческим банкам своеобразный сигнал для изменения процентных ставок по банковским операциям. Центральный банк, учитывая текущую ситуацию, обладая максимально полной и достоверной информацией о состоянии финансового сектора экономики, на основе профессиональной оценки инфляционных ожиданий, перспективных возможностей экономического развития в стране, изменений в различных секторах экономики, спросе на банковские услуги, производит расчет и устанавливает справедливый размер ставки рефинансирования. В результате, кредитные организации должны привлекать денежные средства во вклады по ставке, близкой к ставке рефинансирования, а размещать средства, в том числе в кредиты, по ставке, превышающей ставку рефинансирования.

Таким образом, снижение размера ставки рефинансирования означает кредитную экспансию, что может способствовать стимулированию экономики, повышению спроса на товары и услуги, экономическому росту и увеличению денежной массы. Повышение ставки рефинансирования, напротив, может затормозить развитие, снизить покупательский спрос и т.д. Однако простое снижение ставки рефинансирования не может быть исключительно эффективным. Безусловно, на ставку рефинансирования влияют и другие процессы, и она, в свою очередь, определяет экономические условия деятельности и развития различных экономических субъектов, поэтому уровень ставки должен отражать реальную экономическую ситуацию в стране.

Еще одной значимой областью применения ставки рефинансирования является её использование в качестве индикативного показателя уровня процентных ставок в России, то есть справедливой процентной ставки при начислении наращенной суммы долга по разного рода задолженностям. Ставка рефинансирования используется при начислении пеней, штрафов согласно законодательству, при расчете компенсационных выплат субъектам малого бизнеса в рамках различных форм государственной финансовой поддержки, при отсрочке/рассрочке налоговых платежей, при предоставлении инвестиционного налогового кредита и др. Эта область применения ставки рефинансирования не является её прямым назначением, однако это очень важная сфера её применения.

В новейшей истории российской банковской системы размер ставки рефинансирования менялся многократно. Причем интервал значений составил от 7,75% годовых — минимальный размер ставки рефинансирования, действовавший в период с 1 июня 2010 года по 27 февраля 2011 года, до 210% годовых — максимальное значение, введенное на период с 15 октября 1993 года по 28 апреля 1994 года. При этом изначально ставка рефинансирования была установлена на уровне 20% в период с 01 января по 9 апреля 1992 года.

Ставка рефинансирования долгое время устанавливалась телеграммой Банка России, которая в соответствии с законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» нормативным актом не является. Начиная с февраля 2008 года размер ставки стал определяться указанием — нормативным актом Банка России [3].

Последнее изменение ставки рефинансирования было введено указанием Банка России от 13 сентября 2012 года №2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», в соответствии с которым с 14 сентября 2012 года ставка была установлена в размере 8,25% годовых. Указанное значение действовало более трех лет, вплоть до 01 января 2016 года, когда Банк России скорректировал ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки.

Теперь, согласно указанию Банка России от 11 декабря 2015 года №3894-У, начиная с января 2016 года, по решению Совета директоров Банка России, значение ставки рефинансирования приравнено Банком России к значению ключевой ставки на соответствующую дату. Таким образом, самостоятельное значение ставки рефинансирования с этого периода устанавливаться не будет [4].

Изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ приводится в таблице 1.

Таблица 1. Динамика ставки рефинансирования Банка России за период 1991-2016 гг., %

Дата Размер ставки Дата Размер ставки Дата Размер ставки Дата Размер ставки
01.01.91 20 19.06.95 180 24.07.98 60 14.07.08 11
10.04.92 50 24.10.95 170 10.06.99 55 12.11.08 12
23.05.92 80 01.12.95 160 24.01.00 45 01.12.08 13
30.03.93 100 10.02.96 120 07.03.00 38 24.04.09 12,5
02.06.93 110 24.07.96 110 21.03.00 33 14.05.09 12
22.06.93 120 19.08.96 80 10.07.00 28 05.06.09 11,5
29.06.93 140 21.10.96 60 04.11.00 25 13.07.09 11
15.07.93 170 02.12.96 48 9.04.02 23 10.08.09 10,75
23.09.93 180 10.02.97 42 07.08.02 21 15.09.09 10,5
15.10.93 210 28.04.97 36 17.02.03 18 30.09.09 10
29.04.94 205 16.06.97 24 21.06.03 16 30.10.09 9,5
17.05.94 200 06.10.97 21 15.01.04 14 25.11.09 9
02.06.94 185 11.11.97 28 15.06.04 13 28.12.09 8,75
22.06.94 170 02.02.98 42 26.12.05 12 24.02.10 8,5
30.06.94 155 17.02.98 39 26.06.06 11,5 29.03.10 8,25
01.08.94 150 02.03.98 36 23.10.06 11 30.04.10 8
23.08.94 130 16.03.98 30 29.01.07 10,5 01.06.10 7,75
12.10.94 170 19.05.98 50 19.06.07 10 28.02.11 8
17.11.94 180 27.05.98 150 04.02.08 10,25 03.05.11 8,25
06.01.95 200 05.06.98 60 29.04.08 10,5 26.12.11 8
16.05.95 195 29.06.98 80 10.06.08 10,75 14.09.12 8,25
С 01.01.16 г. по настоящее время — 11% годовых

Источник: составлено по [6].

Ключевая ставка, как инструмент денежно-кредитного регулирования, была введена 13 сентября 2013 года на основе решения Совета директоров Банка России для реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции. В числе данных мер Банка России были:

  • введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;
  • формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизация системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
  • изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.

Указанные мероприятия, действительно, позволили повысить прозрачность денежно-кредитной политики и улучшить ее понимание субъектами экономики. Изменение размера ключевой ставки ЦБ РФ приводится в таблице 2.

Таблица 2. Динамика ключевой ставки Банка России за период 2013-2015 гг., %

Дата Размер ставки Дата Размер ставки Дата Размер ставки
13.09.2013 5,5 05.11.2014 9,5 16.03.2015 14
03.03.2014 7 12.12.2014 10,5 05.05.2015 12,5
28.04.2014 7,5 16.12.2014 17 16.06.2015 11,5
28.07.2014 8 02.02.2015 15 03.08.2015 11

Источник: составлено по [5].

Важно отслеживать изменение ключевой ставки и, соответственно, ставки рефинансирования с тем, чтобы владеть актуальной информацией об ориентирах процентной политики Банка России и коммерческих банков, а также о «стоимости» наличных денежных средств.

Повышение этих ставок сокращает возможности кредитных организаций получить необходимые ресурсы для кредитования; снижение этих ставок будет действовать в обратном направлении. Процентные ставки Банка России не обязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений с другими клиентами и с другими банками, однако их уровень является для банков безусловным ориентиром при проведении кредитных операций.

Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой, причем у многих центральных банков других стран процентные ставки составляют 1 -2%, что в несколько раз меньше, чем ставка Банка России. В результате снижения учетной ставки повышается доступность кредитов для предприятий и населения, что стимулирует производство и внутренний спрос, снижает уровень дефолтов заемщиков. Однако общепринятая практика не применима к российским коммерческим банкам.

В сегодняшних условиях представляется необходимым снижение ключевой ставки и ставки рефинансирования Банка России до однозначного уровня. Ведь в противном случае мы можем получить высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Главное, следует повысить эффективность применения этого инструмента денежно-кредитного регулирования с тем, чтобы официальные ставки ЦБ РФ имели целевое значение для кредитных организаций. При этом следует обеспечить одинаковый доступ к рефинансированию для большинства кредитных организаций. Дело в том, что банки, у которых имеется прямой доступ к механизму рефинансирования, неохотно предоставляют межбанковские кредиты банкам из других, более низших групп или, предоставляя кредиты, устанавливают более высокие процентные ставки. Это обстоятельство, безусловно, искусственно увеличивает общий уровень процентных ставок по кредитам, делая цену кредита непомерно высокой.

Осуществляя кредитные операции, коммерческие банки снабжают финансовыми ресурсами отрасли народного хозяйства, а также увеличивают объём денежной массы, что, в конечном итоге, способствует экономическому росту страны. Согласимся с принципиальной позицией С.Ю. Глазьева, что для того, чтобы дать экономике дешёвые кредиты, нужно создать принципиально иные инструменты расширения кредита — переход к системе многоканального кредитования экономики с контролем за целевым использованием денег. Действительно, в России фактически отсутствуют ограничения по производственным мощностям, по трудовым ресурсам, по сырью. Для того чтобы этот потенциал заработал, необходимо расширение кредитования, потому что собственных средств для запуска таких мощностей не хватает, особенно в сегодняшних кризисных условиях [2].

По нашему мнению, повышению эффективности денежно-кредитной политики будет способствовать контроль Банка России над процентными ставками денежного рынка, направлениями, объемами и сроками кредитования при активном использовании ключевой ставки и ставки рефинансирования, и упрощении процедуры предоставления различных типов кредитов коммерческим банкам.

Литература

1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З. — URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK0000441#load_text_none_1_ (дата обращения: 10.02.2016).

2. Глазьев, С.Ю. Обеспечение суверенитета финансово-банковской системы страны — базовое условие восстановления управляемости российской экономикой / С.Ю. Глазьев. — URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/462/ (дата обращения: 15.02. 2016).

3. О размере ставки рефинансирования Банка России: указание Банка России от 01 февраля 2008 г. №1975-У // Вестник Банка России. — 2008. — №5. — 6 февр.

4. О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России: указание Банка России от 11 декабря 2015 года №3894-У // Вестник Банка России. — 2008. — №5. — 6 февр.

5. Процентные ставки по операциям Банка России / Официальный сайт Банка России. — URL: http://www.cbr.ru/DKP/print.aspx?file=standart_system/rates_table_16.htm&pid=dkp&sid=ITM_49976 (дата обращения: 10.02.2016).

6. Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации / Официальный сайт Банка России. — URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm_ (дата обращения: 10.02.2016).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ