Порядок трансформации отчетности из РСБУ в МСФО

Кочедыкова Валерия Евгеньевна
магистрант 2 курса, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского " (ННГУ),
603950, РФ, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
Граница Юлия Валентиновна,
канд. экон. наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского " (ННГУ),
603950, РФ, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
Universum: экономика и юриспруденция
№6 (51) 2018

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению порядка трансформации отчетности из РСБУ в МСФО. Рассмотрен порядок трансформации отдельных показателей бухгалтерской отчетности, выявлены основные проблемы.

Актуальность темы исследования. В настоящее время трансформация отчетности из РСБУ в МСФО является многоэтапной и трудоемкой процедурой, но необходимой для привлечения иностранного капитала.

Цель работы - рассмотреть порядок трансформации отчетности из РСБУ в МСФО.

Основным положительным моментом составления отчетности согласно МСФО - возможность привлечь иностранный капитал. Помимо этого, подобная отчетность позволяет:

  • взаимодействовать с иностранными партнерами;
  • увеличить конкурентоспособность фирмы;
  • добиться понимания экономического смысла отображенных в отчетности процессов (как пользователям, так и ее составителям);
  • выработать нужную для принятия управленческих решений базу;
  • избежать проблем с недостоверностью отчетности, увеличить ее прозрачность и информативность.

К отрицательным сторонам составления отчетности по международным нормам относится:

  • необходимость привлечения дополнительных ресурсов для трансформации отчетности, составленной с учетом отечественных требований;
  • сложность оценки эффекта перехода на МСФО (на первоначальном этапе);

В любом случае ожидаемый эффект от составления отчетности по МСФО не должен превосходить расходов на реализацию данной процедуры.

Получить отчетность, которая будет соответствовать МСФО, можно применяя одну из следующих моделей:

  • внешняя трансформация;
  • внутренняя корректировка;
  • параллельный учет.

Первые две модели основываются на наборе специальных процедур, именуемых трансформацией отчетности из РСБУ в МСФО, т.е. проведением на отчетную дату набора корректировок, позволяющих переложить в формат МСФО отчетность, составленную по национальным нормам.

Каждая из перечисленных моделей имеет свои преимущества и недостатки.

Затем, чтобы применить модель внешней трансформации (МВТ), сначала предприятию нужно подготовить отчетность по отечественным стандартам. Потом с помощью особенных таблиц (как правило в формате Excel) сделать нужные корректировки. Для этого вначале производится перегруппировка и реклассификация информации из отчетности РСБУ в таблицу входящих остатков.

Унифицированного набора корректировок для трансформации нет, и для любой отчетности он носит персонифицированный характер в зависимости от набора конкретных хозяйственных операций и различий в правилах их оценки и учета по РСБУ и МСФО.

Заключительным этапом МВТ является формирование рабочего листа с конечными корректировками, на основе каких формируется отчетность по МСФО. На этом процесс трансформации отчетности из РСБУ в МСФО заканчивается.

Модель внутренних корректировок (МВК) (как и МВТ) сформирована на трансформирующих процедурах. При этом корректировки выполняются внутри учетной системы - при применении специального встроенного модуля, который содержит алгоритмы для отображения исправлений.

Основным недостатком МВК можно назвать надобность подстройки применяемых программ для трансформации при изменении правил учета в соответствии с нормами российского учета (что приводит к дополнительным издержкам предприятия). Кроме того, получить конечные отчетные данные по МСФО в текущий момент времени по данным учета вероятно лишь при закрытых счетах РСБУ.

Модель параллельного учета (МПУ) существенно отличается от методов МВТ и МВК отсутствием подчиненности степени подготовки отчетности по российским нормам. В этом случае предприятие осуществляет подготовку информации о финансовом положении и финансовых результатах своей деятельности, отталкиваясь из различных требований - МСФО и РСБУ. Данные процессы ведутся совместно.

МПУ - затратная для предприятия модель, потому что требуются большие издержки на разработку методологии, программное обеспечение и др. Кроме того, могут потребоваться дополнительные настройки системы (например, при регистрации нового бизнеса).

Какую бы модель ни предпочло предприятие для создания отчетности по международным нормам, самое первое применение МСФО потребует особых подходов и сбора дополнительных данных.

В табл. 1 представлены этапы трансформации отчетности согласно МСФО.

Таблица 1. Этапы трансформации отчетности

Название этапа Операции
Подготовительный этап - разработка учетной политики;
- составление начального баланса;
- выбор валюты;
- разработка плата счетов МСФО;
- разработка трансформационной модели
Основной этап - поиск и определение различий в подходах к ведению бухгалтерского учета и отчетности по МСФО и РПБУ;
- подготовка корректировочных записей на основе существующих различий в учете
Технический этап - подготовка трансформационных записей;
- составление корректировочных проводок;
- создание рабочей трансформационной таблицы;
- заполнение форм отчетности в соответствии с форматом МСФО.

Подготовка к переходу на МСФО требует от предприятия реализации специальных подготовительных алгоритмов, которые предусмотрены МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» (введен в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

В соответствии с п. 6 МСФО 1 фирма должна создать начальную точку для начала использования МСФО - подготовить и представить вступительный ОФП (отчет о финансовом положении) по международным нормам на дату перехода на МСФО.

Стандартом описаны следующие действия фирмы для отображения информации во вступительном отчете:

  • необходимо признать все активы и обязательства, признание каких нужно по МСФО;
  • не признавать активы и обязательства, если МСФО не позволяет подобное признание;
  • реклассифицировать статьи, если в РСБУ они признавались как один из видов активов и обязательств или компонентов собственного капитала, но по МСФО являются другими активами и обязательствами или компонентами собственного капитала;
  • проанализировать все признанные активы и обязательства в соответствии с МСФО.

Также, фирме необходимо соблюдать некоторые требования и в отношении учетной политики:

  • применять выбранную учетную политику и методы оценки для признания всех отчетных статей на дату перехода;
  • применять выбранную учетную политику во всех периодах.

Так как перейти с РСБУ на МСФО без дополнительной информации неосуществимо, от фирмы требуется определенная скрупулезность при ее сборе и подготовке.

Тщательно собранные исходные данные позволяют сформировать в последующем достоверную отчетность по МСФО.

Имеются две основные причины корректировок:

  • из-за различий в учетных и отчетных данных в МСФО и РСБУ;
  • определенные сближением правил налогового учета и РСБУ.

При трансформации отчетности используются два вида корректировок, которые:

  • оказывают воздействие на финансовый результат;
  • не влияют на него.

Корректировка создается с помощью анализа соответствия информации и представляет собой специальный вид записи. Образцом корректировки по статье «Основные средства» может служить различный подход в РСБУ и МСФО к последующей оценке ОС.

Например, в МСФО 16 «Основные средства» разрешается применение модели учета ОС по переоцененной стоимости, и фирмы применяют эту модель для роста привлекательности своего финансового положения перед инвесторами. Также, применение этой модели позволяет более точно отображать в отчетности информацию о справедливой стоимости имущества.

Тем не менее, фирмы не так часто используют этот подход в российском учете, хотя право отображать ОС по переоцененной стоимости имеется и в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Истолковывается это следующими причинами:

  • возникновение разницы между бухгалтерским и налоговым учетом при ежегодной переоценке ОС;
  • рост расходов, которые связаны с уплатой налога на имущество;
  • иные внутрифирменные причины.

В итоге подобной разницы в подходах появляется необходимость в корректировке информации при ее трансформации из РСБУ в МСФО.

Необходимость в проведении корректировки стоимости НМА может возникать в результате различия в подходах к оценке этого актива.

Например, признание созданных силами самой фирмы НМА по нормам РСБУ и МСФО может осуществляться по разным критериям, поэтому отдельные показатели могут потребовать корректировки в части дополнительного признания либо сторнирования.

Другой причиной, порождающей корректировки статьи НМА, служит отсутствие в отечественных стандартах описания специальных учетных алгоритмов в отдельных предусмотренных МСФО случаях (приобретение НМА при объединении бизнесов и др.).

В ситуации традиционных взаиморасчетов, когда приобретенные за плату у поставщика запасы оцениваются исходя из уплаченной ему суммы, разниц между РСБУ и МСФО не возникает.

Процедуре трансформации отчетности из РСБУ в МСФО не посвящен отдельный стандарт, так как в данной ситуации не существует единого алгоритма. Избежать трансформации (если существует необходимость представления отчетности по МСФО) можно посредством ведения параллельного учета - одновременно по нормам РСБУ и МСФО.

Список литературы:

1. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник / Кондраков Н.П., 5-е изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 №160н) (ред. от 26.08.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 №160н) (ред. от 11.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

4. Приказ Минфина России от 30.03.2001 №26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 №2689)

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402 - ФЗ

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ