Оценка современного состояния внешнего государственного долга в Российской Федерации

О.И. Рябичева,
канд. экон. наук, доцент
Дагестанский государственный университет
Россия, г. Махачкала
Экономика и бизнес: теория и практика
№12-3 2019

Аннотация. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании долговой политики для финансирования расходов государственного бюджета, что приводит к формированию и наращиванию государственного долга, который является нормальным явлением в финансовом хозяйствовании цивилизованной страны. В статье исследовано современное состояние внешнего государственного долга в Российской Федерации. Выявлены проблемы и определены направления развития управления государственным долгом в Российской Федерации.

Государственные займы являются неотъемлемой частью экономики многих стран, поскольку собственность государства не содержит достаточных средств и ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей страны. Таким образом, решение возникающих перед правительством проблем финансирования бюджетных расходов вынуждает его прибегать к государственным заимствованиям [1, с. 311].

Наличие внешнего государственного долга в России является актуальным вопросом, так как он затрагивает не только личные интересы граждан страны, но и интересы государства. Управления государственным долгом оказывает непосредственное влияние как на социальный уровень населения, так и на экономические показатели в стране.

Таблица. Состав государственного внешнего долга Российской Федерации [5]

Категория долга на 01.01.2018 г. на 01.01. 2019 г. Откл.
млн. долл. США млрд. руб. млн. долл. США млрд. руб. млн. долл. США млрд. руб.
Государственный внешний долг РФ 49827,3 49156,5 489,4 3414,9 -670,85 +544,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 559,4 32,2 489,4 34,0 -70,0 +1,8
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 677,6 39,0 508,7 35,3 -168,9 -3,7
Задолженность по внешним облигационным займам 38209,5 2200,9 36568,0 2540,6 -1641,5 +339,7
Задолженность по ОВГВЗ 3,2 0,2 2,7 0,2 -0,5 -
Прочая задолженность 20,4 1,2 20,3 1,4 -0,1 +0,2
Государственные гарантии РФ в иностранной валюте 10357,2 596,6 11567,4 803,6 +1210,2 +207,0

По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного внешнего долга Российской Федерации составил 49,2 млрд долл. США (3414,9 млрд рублей). За 2018 государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился на 670 млн долл. США (в рублевом эквиваленте увеличился на 544,8 млрд рублей).

Основная доля (74,4%) государственного внешнего долга Российской Федерации приходится на обязательства по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Рассмотрев в динамике объем государственного внешнего долга РФ по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) из данных диаграммы видим, что до 2016 года наблюдался рост доли государственного внешнего долга в ВВП страны, затем наметилась тенденция к ее снижению. К концу 2018 года доля государственного внешнего долга в ВВП страны увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 3,3%. В сравнении с 2014 годом доля государственного внешнего долга в ВВП страны уменьшилась на 0,6%.

Динамика объема государственного внешнего долга Российской Федерации в процентах к ВВП

В начале декабря 2018 года состоялось первое с 2013 года «размещение еврооблигаций в евро со сроком погашения через 7 лет («Россия-2025») объемом 1,0 млрд евро по номиналу. Подавляющий объем выпуска объяснимо приобрели инвесторы из Европы (73%), демонстрируя устойчивый интерес к кредитному риску Российской Федерации и высокий уровень доверия к фундаментальным показателям российской экономики. Данная сделка позволила создать ориентир по стоимости российского риска в евро, расширить базу держателей государственных ценных бумаг Российской Федерации и диверсифицировать валютный долговой портфель Российской Федерации».

В 2018 году предоставлена 1 государственная гарантия Российской Федерации в иностранной валюте на сумму 20,0 млрд долл. США по обязательствам АО «ЭКСАР» [2, с. 98].

В марте 2018 года Минфин России «разместил новый выпуск еврооблигаций Российской Федерации с погашением через 11 лет («Россия-2029») в объеме 1,5 млрд долл. США и дополнительный выпуск еврооблигаций с погашением через 29 лет («Россия-2047») в объеме 2,5 млрд долл. США в рамках комплексной сделки, предполагающей одновременно проведение обмена еврооблигаций и привлечение средств в рамках программы государственных внешних заимствований [3, с. 66].

За последние годы происходило постепенное снижение объема внешнего государственного долга РФ. К сожалению, сокращение долга не связано с ростом экономики страны или с окончанием кризиса. Все дело в санкциях, которые закрыли доступ к кредитным ресурсам иностранных государств, вследствие чего очень сильно пострадал частный бизнес.

На сегодняшний день система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований; принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга; механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено «в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов право Правительства РФ в 2019 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 млрд долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами» [4].

Можно предложить следующие пути совершенствования системы управления государственным долгом:

  • дальнейшее снижение в РФ внешнего долга;
  • расширение перечня государственных долговых инструментов;
  • проведение встреч Министерства финансов РФ с российскими и международными инвесторами и участниками финансового рынка по вопросам реализации государственной долговой политики, представление актуальной информации о состоянии государственного долга;
  • совершенствование нормативного правового регулирования.

Несмотря на то, что с каждым годом величина госдолга уменьшается, экономическая ситуация в стране не улучшается, поэтому для решения этой проблемы государству необходимо разработать продуманную долгосрочную программу, обеспечивающую не только рациональное и продуманное погашение внешнего долга, но и поддержать бизнес, достойное функционирование которого обеспечивает рабочие места для граждан нашей страны.

Библиографический список

1. Агаркова Л.В., Савосина Ю.Р. Проблемы эффективности управления государственным долгом // В сборнике: Экономика, бизнес, инновации Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 311-313.

2. Нестеренко Т.Г., Артюхин Р.Е., Белякова З.Г. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения 26. 11. 2019)

3. Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год. Итоговый доклад. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/doklad.pdf (дата обращения 06. 11. 2019)

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // Информационно-правовой портал Консультант-Плюс. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения: 21.11.2019).

5. Сайт Министерства Финансов РФ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения 18. 11. 2019)

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ