Налоговое регулирование развития АПК

Очнева Марина Евгеньевна
магистр экономического факультета
ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева"
Контентус
№7 (48) 2016

Аннотация: В данной статье анализируются теоретические аспекты налогового регулирования АПК, проведено исследование действующего механизма налогового регулирования АПК в России, предложены пути совершенствования налогового регулирования развития АПК.

Развитие агропромышленного комплекса как системообразующей сферы экономики является одним из приоритетов государственной политики обеспечения продовольственной безопасности [1]. Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса России определяется задачами ускорения процессов импортозамещения и преодоления технологического отставания отечественного производства, которое во многом обусловлено низким уровнем доходов сельского хозяйства как базовой агропромышленной отрасли, возможности повышения которых, в свою очередь, сдерживаются неразвитостью инфраструктуры переработки и хранения, дефицитом и высокой стоимостью инвестиционных ресурсов, монополизацией сферы сбыта.

Проводимая в Российской Федерации политика масштабной бюджетной поддержки отраслей агропромышленного производства направлена на увеличение их рентабельности, финансовую стабилизацию и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, внедрения новых, инновационных технологий в целях наращивания объема товарной продукции и преодоления зависимости от импорта продовольствия. Однако ограниченность бюджетных ресурсов в условиях финансовой нестабильности не позволяет обеспечить устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса за счет прямого бюджетного субсидирования. Кроме того, возможности бюджетной поддержки сдерживаются рамочными требованиями, предъявляемыми Всемирной торговой организацией (ВТО) к условиям предоставления бюджетных субсидий.

Современное состояние сельского хозяйства напрямую зависит от уровня экономического и социального развития страны. Стабилизация и дальнейшее развитие сельского хозяйства России невозможны без усиления роли государства и поддержки важнейшей отрасли экономики [2,3]. Роль государства как главного регулятора общественных отношений заключается, прежде всего, в способствовании развитию сельскохозяйственной сферы. Огромное влияние оказывает развитие экономических, финансовых отношений, в том числе кредитных, бюджетных и других, а также налоговой политики.

Государство использует разные методы инфраструктурной поддержки АПК -как финансовый, так и кредитный, а также методы прямого регулирования, ориентированные на поддержку рентабельности сельскохозяйственного производства и оптимальное распределение созданной стоимости между отраслями и подкомплексами АПК.

В настоящее время система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно учитывает специфику отрасли и финансовое положение налогоплательщиков, отсутствует гармонизация интересов государства и налогоплательщиков и в связи с этим налоговые преобразования в сфере АПК не дают желаемого эффекта.

Важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов.

Предельная величина налогового бремени в аграрном секторе экономики зависит не только от величины совокупного обложения, но и от эффективности производства и финансового состояния производителей сельскохозяйственной продукции.

Стоит отметить, что в течение последних пятнадцати лет одной из главных целей развития и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей стало снижение величины налогового бремени. В настоящее время в Российской Федерации налоговая нагрузка на предприятия агропромышленного комплекса является минимальной, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.

Динамика показателей налоговой нагрузки в АПК РФ 2007-2014 годах

Размер налоговой нагрузке в сельском хозяйстве в целом по РФ составил в 2007 году 5,5%, а в 2014 году - 2,9%. Анализ динамики исследуемого показателя определил то, что на протяжении периода с 2009 - 2013 гг. в сельскохозяйственной отрасли наблюдалось снижение налоговой нагрузки. Так, наивысшее значение данного показателя 8,7% зафиксировано в 2008 году, наименьшее - 2,9% в 2013 году, что на 5,8% ниже, чем в 2008 году. В настоящее время налоговая нагрузка в сельском хозяйстве является традиционно минимальной по сравнению с другими отраслями, на основе чего возможно констатировать положительные тенденции в отрасли.

Однако последнее объясняется не улучшением финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а списанием и реструктуризацией кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами согласно Федеральному закону от 09.07.02 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей». В соответствии с этим законом, сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении которых не возбуждались дела о банкротстве, приобрели возможность уменьшения суммы кредиторской задолженности за счет списания сумм штрафов и пени.

В таблице 1 представлены основные инструменты налогового стимулирования развития АПК в Российской Федерации.

Таблица 1 - Основные инструменты налогового стимулирования развития инфраструктуры АПК в Российской Федерации [2]

Плательщики Поддержка доходов Косвенные налоги Налоги на имущество
Инвесторы, осуществляющие строительство и последующую эксплуатацию объектов инфраструктуры Льготы по налогу на прибыль, устанавливаемые субъектами РФ Не предусмотрено Льготы, устанавливаемые субъектами РФ
Потребительские кооперативы Освобождение от налога платы за пользование денежными средствами членов кредитных кооперативов (ставка ЦБ + 5 пунктов). Применение ЕСХН (более 100 чел. работников) Расчет НДС по разнице в ценах при закупке с/х продукции у населения (по перечню, установленному Правительством РФ) Льготы, устанавливаемые субъектами РФ
Страховые организации Освобождение от налога на прибыль средств, полученных на цели формирования фонда компенсационных выплат Освобождение от НДС услуг по страхованию Не предусмотрены

При разработке методов и механизмов налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо учитывать:

  • отраслевые особенности;
  • необходимость стимулирования инвестиционной деятельности;
  • необходимость применения более низких ставок и более простого порядка взимания налога [1].

Развитие механизма налогового регулирования в АПК возможно по следующим направлениям:

  • применение дифференцированного подхода к налогообложению различных сегментов АПК с выделением преференций для аграрного сектора при условии сохранения стандартных правил для промышленного сегмента и отраслей инфраструктуры АПК;
  • совершенствование и выравнивание условий налогообложения для всех типов сельскохозяйственного производства и обрабатывающих отраслей АПК при обязательном снижении налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства;
  • согласованное применение налоговых рычагов, стимулов и мер бюджетной поддержки АПК;
  • возможность использования налогоплательщиком наиболее приемлемых для него условий и режимов налогообложения;
  • законодательное установление на долгосрочный период правил налогообложения АПК обеспечит гарантированные стабильные платежи в бюджет;
  • поддержание приоритетов, реализуемых в рамках государственной политики развития АПК (аграрного сектора и сельских территорий);
  • налогообложение землепользования на основе экологической и рентной составляющих;
  • недопущение организованного трансферта прибыли из промышленного сегмента АПК в аграрный сектор;
  • обеспечение преференций и исключений для реструктуризации налоговой задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, деятельность которых зависит от сезонности и других чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, систематизация налоговых инструментов обеспечения стабильного развития отраслей АПК включает в себя:

  • мораторий на действие льгот по налогообложению доходов, пониженные тарифы страховых взносов, возмещение налога на добавленную стоимость;
  • исключение необоснованного восстановления налога на добавленную стоимость и налогов на доходы по бюджетным субсидиям для агропромышленного производства;
  • устранение налоговых диспропорций доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных хозяйствах граждан, и организации питания работников, участвующих в полевых работах;
  • исключение необоснованных различий в учете статьи расходов при исчислении ЕСХН по сравнению с общими правилами налогообложения прибыли сельскохозяйственных организаций;
  • расширение применения патентной системы налогообложения в деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции.

Применительно к российской экономике важнейшим инструментом налогового регулирования экономики агропромышленных предприятий должны стать меры, направленные на стимулирование внедрения результатов научно-технического прогресса внутри компаний, ускорение практической реализации технологических новаций, требующих крупных капиталовложений.

Библиографический список

1. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: МАГИСТР: ИНФРА-М, 2015. - 273 с.

2. Багрецов Н.Д. Активизация воспроизводственного процесса в АПК на основе оптимизации налогообложения предприятий / Н.Д. Багрецов, Е.А. Попова // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 11. - С. 43 - 45.

3. Семенова Н.Н. Продовольственная безопасность как важнейший национальный интерес России. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №37. С.16-22

4. Семенова Н.Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории практики:монография.Саранск,: - Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 100 с.

5. Семенова Н.Н. Увеличение государственной поддержки сельского хозяйства -реальная необходимость. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2015. №17. С. 2-12

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ