Муниципальная собственность как ресурсная основа функционирования местного самоуправления

И.А. Ильченко
Кандидат химических наук, доцент
Доцент кафедры управления,
ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
Ю.В. Дереза
Магистрант
ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
Вестник ТИУиЭ
№2 (28) 2018

Изучены процессы управления муниципальной собственностью в г. Таганроге за 2013-2017 гг. Ежегодное поступление доходов в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества превышает запланированные показатели, за исключением 2016 г. Кроме того, сумма средств, перечисленных в городской бюджет от муниципальных унитарных предприятий, дивидендов и доходов от участия в капитале хозяйственных обществ, постоянно увеличивается. Проведен анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность Комитета по управлению имуществом г.Таганрога и выявлены существующие проблемы, обусловленные динамикой этих факторов. Даны рекомендации по совершенствованию деятельности данной организации, в частности, по разработке собственного официального сайта, модернизации оборудования и обновлению используемых IT-технологий, повышению квалификации персонала.

Эффективное управление муниципальной собственностью является одним из источников наполняемости бюджета муниципальных образований, служит основой качественного решения вопросов местного управления, обеспечивает защищенность локальных рынков недвижимости и их развитие, а также формирует доверие населения к органам местного самоуправления, поэтому изучение проблем управления муниципальным имуществом представляет практическую ценность.

Цель исследования - изучение процессов управления муниципальной собственностью в г.Таганроге за 2013-2017 гг., анализ факторов внешней и внутренней среды и подготовка рекомендаций для совершенствования деятельности данной организации. Объект исследования - деятельность КУИ г.Таганрога, предмет исследования - влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность данной организации.

Анализ динамики изменения муниципальной собственности г.Таганрога за период с 2013 по 2017 г. показал [1], что общая стоимость муниципального имущества МУП г.Таганрога возросла с 3799,02 млн руб. в 2013г. до 5718,06 млн руб. в 2017г. (табл.1), при этом число МУП в 2013-2015гг. составляло 15, в 2016г. - 14, а в 2017г. - уже 13.

В 2013 г. в Реестре муниципального имущества города Таганрога учитывалось 17 муниципальных унитарных предприятий (МУП), а именно: МУП «Трамвайно-троллейбусное управление»; МУП Управление «Водоканал»; МУП «Похоронно-ритуальных услуг»; МУП «Редакция газеты «Таганрогская правда»; МУП «Бюро технической инвентаризации»; МУП «Хозрасчетная стоматологическая поликлиника»; МУП «ЕРКЦ»; МУП ЖКХ «Центральное»; МУП «Зеленый город»; МУП «Тепловые сети»; МУП «Городское хозяйство»; МУП ЖКХ «Промышленное»; МУП «Таганрогэнерго»; МУП «ЖЭУ»; МУП ЖКХ «Приморское»; МУП ЖКХ «Северное»; МУП «Спецавтохозяйство». Из них 11 -работающие МУП, осуществляющие свою деятельность на производстве, 1 не ведет деятельность на производстве, на 5 МУП введена процедура банкротства. В 2014 г. была осуществлена реорганизация МБУ «УМЖФ г. Таганрога», а МУП «ЕРКЦ» из перечня МУП исключено, деятельность МУП ЖКХ «Центральное» была прекращена в связи с присоединением к МУП ЖКХ «Северное».В 2015 г. в Реестре муниципального имущества г.Таганрога учитывалось 15 МУП. Реорганизаций, присоединений и ликвидаций МУП в 2015 г. не осуществлялось. В 2016 г. было ликвидировано МУП ЖКХ «Промышленное», т.к. предприятие в течение двух лет не вело никакой деятельности на производстве. В 2017 г. ликвидировано МУП ЖКХ «Приморское», в связи с чем в конце 2017 г. в Реестре муниципального имущества г.Таганрога учитывалось 13 МУП.

Изменение восстановительной и остаточной стоимости муниципальных объектов недвижимости приведено в табл.1. При этом величина перечислений муниципальных унитарных предприятий в бюджет города относительно запланированного увеличивалась в процентном отношении. Так, в 2013 г. эти предприятия перечислили в бюджет 866,4 тыс. руб. (100,7% плана 2013 г.), а в 2017г. - 780,4 тыс. руб. (106,8% плана 2017 г.)[1]. Кроме того, в городской бюджет по статье «Дивиденды и доходы от участия в капитале хозяйственных обществ» поступило в 2013г. 320,6 тыс. руб. (100,2% плана 2013 г.), а в 2017г. - 1018,5 тыс. руб. (100% плана 2017 г.). За рассматриваемый период общая площадь нежилого фонда снизилась с 100,72 тыс. кв. м до 94,74 тыс. кв.м, а общая полезная площадь жилищного фонда, включающего 1 общежитие и 8 служебных квартир, осталась неизменной - 2,42 тыс.кв.м.

Общая стоимость муниципального имущества, включающего имущество муниципальных учреждений, органов местного самоуправления и органов Администрации с правами юридического лица, в 2013 г. составляла 7 231,9 млн руб. и была представлена 151 муниципальным учреждением и 12 органами местного самоуправления и органами Администрации с правами юридического лица, а в 2017г. она увеличилась до 9 342,79 млн руб. (14 муниципальных учреждений и 13 органов местного самоуправления и органов Администрации с правами юридического лица).

В табл.2 приведены характеристики муниципальной казны г.Таганрога за последние 5 лет, из которых следует, что общая стоимость увеличилась с 3 395,08 млн руб. до 5 477,12 млн руб., при этом общая площадь нежилого фонда сократилась с 53,59 тыс. кв.м (442 здания и нежилых помещения) до 45,41 тыс. кв.м (371 здание и нежилое помещение)[1]. Жилищный фонд, включающий квартиры, жилые помещения, доли в домовладениях, в 2013г. занимал общую площадь 240,5 тыс. кв.м (6150 квартир и жилых помещений), а в 2017г. он снизился до 114,94 тыс. кв.м (3090 квартир и жилых помещений). В то же время число земельных участков в составе муниципальной собственности и их кадастровая стоимость увеличились с 42 ед. (506,5 млн руб.) в 2013г. до 1324 ед. стоимостью 17559, 605 млн руб. в 2017г. Вклады и доли муниципальной собственности в рассматриваемом периоде не изменились и составляли 71,4 млн руб., однако общая стоимость муниципального имущества выросла с 14 426 млн руб. (восстановительная стоимость - 9 789,04 млн руб., остаточная стоимость - 4 636,96 млн руб.) до 18 860,73 млн руб. (восстановительная стоимость - 12 416,63 млн руб., остаточная стоимость - 6 444,10 млн руб.).

На рис.1 показана динамика доходов в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества, оставшихся после уплаты налогов и др. обязательных платежей, с 2013 по 2017 г., из которой следует, что только в 2016 г. объем поступлений был ниже запланированного (90,8%), а в остальные годы имело место перевыполнение плана. Ситуация 2016г. объясняется снижением доходов и выручки от деятельности муниципальных унитарных предприятий (их число уменьшилось до 14).

Таблица 1. Характеристики имущества муниципальных унитарных предприятий г. Таганрога в 2013-2017гг.

№ п/п Характеристики муниципального имущества Величина характеристики
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1 Муниципальное имущество (МУП), общая стоимость, млн руб.: 3 799,02 (15 МУП) 3 832 (15 МУП) 3 206,95 (15 МУП) 3 721,03 (14 МУП) 5 718,06 (13 МУП)
1.1 восстановительная стоимость, млн руб. 2 660,55 2 647,67 2 086,84 2 729,99 2 859,03
1.2 остаточная стоимость, млн руб. 1 138,47 1 184,33 1 120,11 991,04 2 859,03
В том числе:
1.3 нежилой фонд общей площадью, тыс. кв.м 100,72 99,16 100,33 101,07 94,74
1.4 жилищный фонд (1 общежитие и 8 служ. квартир), общая полезная площадь, тыс.кв.м, в том числе: 2,42 2,42 2,42 2,42 2,42
1.4.1 восстановительная стоимость, млн руб. 2,78 2,78 2,78 2,78 2,78
1.4.2 остаточная восстановительная стоимость, млн руб. 1,53 1,53 1,53 1,53 1,53

Таблица 2. Характеристики муниципальной казны г.Таганрога в 2013-2017гг.               

№ п/п Характеристики муниципальной казны Величина характеристики
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1 Общая стоимость, млн руб. 3 395,08 3 444 4 076,1 4 206,46 5 477,12
1.1 восстановительная стоимость, млн руб. 2 121,83 2 095,01 2 151,8 2 196,26 2 832,15
1.2 остаточная стоимость, млн руб. 1 273,25 1 348,99 1 924,3 2 010,20 2 644,97
В том числе:
1.3 нежилой фонд общей площадью, тыс. кв.м 53,59 (442 зданий и неж.пом.) 51,96 (424 зданий и неж.пом.) 50,93 (419 зданий и неж.пом.) 47,72 (395 зданий и неж.пом.) 45,41 (371 зданий и неж.пом.
1.3.1 восстановительная стоимость, млн руб. 410,63 375,85 377,15 358,31 263,17
1.3.2 остаточная стоимость, млн руб. 265,05 240,55 242,74 232,91 128,62
1.4 жилищный фонд (квартиры, жилые помещения, доли в домовладении), общей площадью тыс. кв.м 240,5 (6 150 квартир, жил.пом) 201,29 (5 091 квартир, жил.пом) 173,25 (4 493 квартир, жил.пом) 122,21 (3 230 квартир, жил.пом) 114,94 (3 090 квартир, жил.пом)
1.4.1 восстановительная стоимость, млн руб. 1 133,3 1 195,35 1 164,19 931,81 1068,51
1.4.2 остаточная стоимость, млн руб. 1 008,2 1 092,7 1 1074,62 874,56 1019,79
1.5 земельные участки в количестве, кадастровая стоимость, млн руб. 506,5 (42 ед.) 2,002 (118 ед.) 18 210 744,83 (1280 ед.) 18 504,203 (1335 ед.) 17 559, 605 (1324 ед.)

Доходы бюджета г Таганрога от использования муниципального имущества оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей

Рис. 1. Доходы в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества, оставшиеся после уплаты налогов и др. обязательных платежей, в 2013–2017 гг

Для выяснения влияния факторов внешней среды на деятельность Комитета по управлению имуществом г.Таганрога был проведен PEST-анализ. В качестве экспертов выступили ведущие специалисты Комитета. Согласно полученным результатам, основными политико-правовыми факторами являются:

  1. изменения законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности, обеспечивающие осуществление деятельности КУИ в рамках существующего законодательства, и своевременное реагирование на его изменения, т.к. законодательство не только непосредственно регулирует ряд общественных отношений в сфере муниципальной собственности, но и определяет направления и пределы правового регулирования владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью муниципальными правовыми актами;
  2. ужесточение государственного контроля за муниципальной собственностью, требующее постоянного соблюдения всех норм и правил управления муниципальным имуществом и позволяющее избежать конфликта разных уровней власти;
  3. государственное финансирование отдельных программ и грантов, которое дает возможность получения муниципальным образованием «Город Таганрог» средств для содержания и реставрирования объектов муниципальной собственности.

Среди основных экономических факторов, влияющих на деятельность КУИ г.Таганрога, можно отметить:

  1. нестабильную экономическую ситуацию в стране, обусловливающую рост цен на землю и объекты недвижимости, снижение возможности приобретения муниципалитетом новой собственности и перепродажи уже имеющейся;
  2. относительно высокий уровень инфляции, проявляющийся в росте товарных цен на собственность;
  3. неблагоприятный инвестиционный климат из-за близости Украины с неспокойной политической обстановкой;
  4. отсутствие на федеральном уровне общей и единой системы оценки объектов, которая помогла бы обеспечить оценку имущества, для того чтобы соответствовать рыночным ценам. Это приводит к занижению стоимости объектов недвижимости, а значит, и к сокращению поступлений в муниципальный бюджет.

На деятельность КУИ г. Таганрога воздействуют следующие социокультурные факторы:

  1. демографические тенденции, в частности, увеличение трудоспособного населения, способствующие пополнению муниципального бюджета благодаря налогообложению, что позволяет обеспечить надлежащий контроль за фактическим наличием, состоянием, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества;
  2. положительная репутация КУИ г.Таганрога, укрепляющая доверие таганрожцев к данному органу муниципалитета;
  3. информирование местных СМИ о деятельности КУИ (в перспективе будет способствовать получению дополнительного финансирования со стороны региональных органов власти).

Технологические факторы, влияющие на деятельность комитета по управлению имуществом г. Таганрога, включают:

  1. наличие новых информационных технологий в сфере учета муниципального имущества, облегчающих поиск необходимой информации по муниципальной недвижимости;
  2. наличие на рынке потенциала инноваций и научных разработок, включающих программное обеспечение для оказания услуг по продаже и аренде объектов недвижимости, а также для инвесторов в строящееся недвижимое имущество; для процедур оценки недвижимости. Такие инновации облегчают разработку целевых программ для управления муниципальной недвижимостью;
  3. наличие новых технологий для поддержания естественного состояния муниципального имущества, позволяющих правильно и качественно использовать новые и уже имеющиеся технологии, например, в профилактическо-ремонтных, строительных и др. работах.

При этом главными возможностями внешней среды для деятельности КУИ являются увеличение объемов государственного финансирования, внедрение современных IT-технологий и автоматизация основных направлений деятельности, участие в разработке стратегии развития города. Однако следует учитывать и угрозы, которые препятствуют эффективной работе данной организации, среди которых можно отметить изменение законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности, зависимость результата работы КУИ от платежеспособности граждан и конъюнктуры рынка, отсутствие преемственности приоритетов при смене в руководстве городской власти.

Результаты SWOT-анализа показали, что основными сильными внутренними сторонами данной организации являются:

  1. квалифицированный и опытный персонал;
  2. эффективные внутренние связи между отделами Комитета;
  3. способность коллектива оперативно решать поставленные задачи и работать единой командой;
  4. наличие оперативного взаимодействия с другими подразделениями Администрации.

К слабым сторонам можно отнести:

  1. отсутствие собственного информационного портала (сайта);
  2. нехватку людей в отделах;
  3. решение посторонних проблем.

Рассмотренные выше особенности влияния внешней и внутренней среды позволяют рекомендовать следующие направления совершенствования деятельности КУИ:

  1. разработка официального сайта для КУИ г.Таганрога, что позволит гражданам получать необходимую им информацию и консультации специалистов в электронной форме и экономить личное время благодаря отсутствию необходимости лично приезжать в Комитет;
  2. модернизация оборудования и обновление используемых IT-технологий позволит сотрудникам быстрее находить нужную информацию для клиентов и для внутренней работы;
  3. повышение квалификации персонала позволит, в частности, сотрудникам юридического отдела более успешно решать вопросы судебных исков по вопросам муниципальной недвижимости и земельных участков, а сотрудникам отдела аренды муниципального имущества - организовывать и эффективно проводить аукционы по продаже муниципальной собственности.

Таким образом, анализ деятельности КУИ г.Таганрога за последние пять лет показал, что сумма средств, перечисленных в городской бюджет от муниципальных унитарных предприятий и дивидендов и доходов от участия в капитале хозяйственных обществ, увеличилась с 1187,0 тыс. руб. в 2013г. до 1798, 9 тыс. руб. в 2017г. По результатам SWOT-анализа для совершенствования деятельности КУИ будут перспективными разработка собственного официального сайта, модернизация оборудования и обновление используемых IT-технологий, повышение квалификации персонала.

Библиографический список

1. Официальный портал Администрации города Таганрога [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tagancity.ru

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ