Исполнение федерального бюджета в первом полугодии 2018 г.*

Татьяна Тищенко
Старший научный сотрудник
Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара;
старший научный сотрудник РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации,
канд. экон. наук.
Экономическое развитие России
№9 2018

* – Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 15 (76) (сентябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС – «Федеральный бюджет в 1-м полугодии: рост доходов и профицит»).

По итогам первого полугодия 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы! федерального бюджета выросли на 1,8 п.п. ВВП. При этом доля нефтегазовых доходов увеличилась с 40,4 до 45,6%. Расходы же бюджета относительно ВВП, напротив, сократились на 1,2 п.п. В результате бюджет за первые шесть месяцев текущего года был исполнен с профицитом в 1,9% ВВП по сравнению с дефицитом в 1,0% ВВП годом ранее.

По оперативным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за первое полугодие 2018 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1506,6 млрд. руб., или на 1,8 п.п. ВВП. Это было обусловлено увеличением как нефтегазовых поступлений на 1046,4 млрд. руб. (на 1,6 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых доходов на 460,2 млрд. руб. (на 0,2 п.п. ВВП). Доля нефтегазовой компоненты в структуре доходов федерального бюджета повысилась с 40,4% годом ранее до 45,6% за счет ускоренного роста нефтегазовых доходов, объем которых составил 71,8% от прогнозируемых годовых значений (за первое полугодие 2017 г. -48,2%). Поступления по ненефтегазовым доходам достигли 48,0% от прогнозируемого годового объема против 46,4% за январь-июнь предыдущего года.

Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период относительно первого полугодия 2017 г. сократились на 1,2 п.п. ВВП при сопоставимых уровнях кассового исполнения бюджета (46,0% против 45,0%). В абсолютном выражении зафиксирован рост показателя на 166,1 млрд. руб., в том числе за счет непроцентных расходов - на 135,0 млрд. руб.

Профицит федерального бюджета по итогам первого полугодия 2018 г. составил 1,9% ВВП (902,6 млрд. руб.) по сравнению с дефицитом в 1,0% ВВП (437,9 млрд. руб.) за аналогичный период 2017 г. При этом ненефтегазовый дефицит сократился с 7,8 до 6,5% ВВП, или на 294,1 млрд. руб. (См. табл. 1.)

Таблица 1. Основные параметры исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2017 и 2018 гг.

Первое полугодие в 2017 г. Первое полугодие 2018 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП в % от фактического объема млрд. руб. %ВВП в % от планируемого объема млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 7122,0 16,7 47,2 8628,6 18,5 56,6 1506,6 1,8
В том числе:
Нефтегазовые 2888,6 6,8 48,2 3935,0 8,4 71,8 1046,4 1,6
Ненефтегазовые 4233,4 9,9 46,4 4693,6 10,1 48,0 460,2 0,2
7559,9 17,8 46,0 7726,0 16,6 45,0 166,1 -1,2
В том числе:
Процентные 327,6 0,8 46,1 358,7 0,8 43,4 31,1 0,0
Непроцентные 7232,3 17,0 44,9 7367,3 15,8 46,7 135,0 -1,2
Профицит (+) / Дефицит (-) -437,9 -1,0 902,6 1,9 1340,5 2,9
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3326,5 -7,8 -3032,4 -6,5 294,1 1,3
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 42585 46587* -

* - Источник: Минфин России, Росстат, Федеральное казначейство, расчеты автора

В целом за январь-июнь 2018 г. налоговые доходы выросли по сравнению с первым полугодием 2017 г. на 1528,8 млрд. руб., или на 2,0 п.п. ВВП. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП было отмечено по всем видам налоговых доходов, за исключением внутренних акцизов, объем которых сократился на 0,1 п.п. ВВП, или на 20,4 млрд. руб., и «импортных» акцизов, объем которых в долях ВВП не изменился и составил 0,1% ВВП при росте их в номинальном выражении на 9,7 млрд. руб. (См. табл. 2.)

Таблица 2. Поступления основных налогов в федеральный бюджет в первом полугодии 2017 и 2018 гг.

Первое полугодие в 2017 г. Первое Полугодие 2018 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП В % от фактического объема млрд. руб. % ВВП В % от прогнозируемого объема млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 6491,0 15,2 8019,8 17,2 1528,8 2,0
в том числе:
Налог на прибыль организаций 359,4 0,8 47,1 457,7 1,0 56,8 98,3 0,2
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1570,5 3,7 51,1 1752,6 3,8 52,6 182,1 0,1
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 910,8 2,1 44,1 1105,5 2,4 48,2 194,7 0,3
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 436,3 1,0 48,0 415,9 0,9 42,3 -20,4 -0,1
Акцизы на товары, ввозимые 31,9 0,1 40,8 41,6 0,1 45,2 9,7 0,0
НДПИ 1955,5 4,6 48,1 2679,2 5,8 74,9 723,7 1,2
Доходы от внешнеэкономической деятельности 1226,6 2,9 47,1 1567,3 3,4 62,6 340,7 0,5

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.

Этот рост объясняется преимущественно динамикой поступлений от НДПИ, которые выросли за исследуемый период относительно аналогичного временного интервала 2017 г. на 1,2 п.п. ВВП, или на 723,7 млрд. руб., при фактическом исполнении в 74,9% от прогнозируемого годового объема. Доходы от внешнеэкономической деятельности за первое полугодие 2018 г. увеличились по сравнению с январем-июнем предыдущего года на 0,5 п.п. ВВП, или на 340,7 млрд. руб., при кассовом исполнении в 62,6% от прогнозируемого годового объема. Ускоренная динамика была обусловлена здесь существенными разрывами в оценках основных макроэкономических параметров, заложенных при формировании проекта федерального бюджета на 2018 г. Так, прогнозируемый объем поступлений по НДПИ и вывозным пошлинам по углеводородному сырью был рассчитан исходя из уровня мировых цен на нефть марки Urals в 43,8 долл./ барр. при курсе рубля в 64,7 руб./долл. По факту же средняя цена нефти по итогам января-июня 2018 г. составила 68,83 долл./ барр. (в первом полугодии 2017 г. — 50,30 долл./барр.), а усредненное значение курса национальной валюты за первые шесть месяцев текущего года — 59,3 руб./долл.

Доходы федерального бюджета по НДС на импортируемые в Россию товары достигли в исследуемый период 2,4% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП, или на 194,7 млрд. руб., выше уровня января-июня 2017 г. Фактические поступления составили 48,2% от годовых прогнозных объемов — в основном за счет разницы прогнозируемого и фактического курса рубля и увеличения импорта в денежном выражении на 13,4%.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета в первом полугодии 2017 и 2018 гг.

Первое полугодие 2017 г. Первое полугодие 2018 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП В % от фактического объема млрд. руб. %ВВП В % от кассового исполне-ния млрд. руб. п.п.  ВВП
Расходы - всего 7559,9 17,8 46,0 7726,0 16,6 45,0 166,1 -1,2
В том числе:
Национальная оборона 1355,1 3,2 47,5 1483,3 3,2 49,5 128,2 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 808,0 1,9 42,1 859,8 1,8 41,4 51,8 -0,1
Национальная экономика 863,7 2,0 35,0 823,7 1,8 33,9 -40,0 -0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 61,9 0,1 51,8 76,9 0,2 50,6 15,0 0,0
Охрана окружающей среды 55,9 0,1 60,6 66,1 0,1 70,2 10,2 0,0
Образование 318,2 0,7 51,7 402,8 0,9 55,5 84,6 0,1
Культура и кинематография 37,3 0,1 41,6 42,0 0,1 39,2 4,7 0,0
Здравоохранение 174,2 0,4 39,6 225,4 0,5 40,8 51,2 0,1
Социальная политика 2633,7 6,2 52,7 2338,6 5,0 49,8 -295,1 -1,2
Физическая культура и спорт 28,7 0,1 29,9 24,6 0,1 36,9 -4,1 0,0
СМИ 31,6 0,1 38,0 35,6 0,1 42,7 4,0 0,0
Обслуживание государственного долга 327,6 0,8 46,1 358,7 0,8 43,5 31,1 0,0
Межбюджетные трансферты 374,2 0,9 47,3 444,0 1,0 48,1 69,8 0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

По налоговым доходам, связанным с внутренним производством и спросом, в первом полугодии 2018 г. относительно сопоставимого значения 2017 г. был отмечен рост поступлений по налогу на прибыль и НДС соответственно на 0,2 и 0,1 п.п. ВВП (или на 98,3 и 182,1 млрд. руб.) при кассовом исполнении 56,8 и 52,6% соответственно от прогнозируемых годовых объемов.

По оперативным данным Росстата, сальдированный финансовый результат по итогам первого полугодия 2018 г. вырос относительно соответствующего периода 2017 г. на 30,9% и составил 6371,7 млрд. руб. Наибольший прирост был зафиксирован по отраслям, связанным с предоставлением услуг в жилищно-коммунальной сфере, — более чем в 3 раза, а в совокупном объеме полученной прибыли около 35% пришлось на предприятия добычи полезных ископаемых и 24% — на предприятия обрабатывающей промышленности. Рост поступлений по внутреннему НДС объяснялся положительной динамикой промышленного производства, по итогам первого квартала 2018 г. составившей 102,8%, а по итогам первого полугодия 2018 г. - 103,2% к соответствующим периодам 2017 г. Таким образом, позитивная динамика в реальном секторе экономики сохраняется, и высока вероятность обеспечить по итогам года профицит федерального бюджета.

В разрезе функциональной классификации расходов федерального бюджета за первое полугодие 2018 г. относительно соответствующего периода 2017 г. были отмечены следующие изменения:

  • увеличение расходов в долях ВВП и в абсолютном выражении по четырем статьям: «Общегосударственные вопросы» (85,0 млрд. руб.), «Образование» (84,6 млрд. руб.), «Здравоохранение» (51,2 млрд. руб.), «Межбюджетные трансферты» (69,8 млрд. руб.);
  • снижение финансирования в долях ВВП по трем статьям: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-0,1 п.п. ВВП, или на 51,8 млрд. руб.), «Национальная экономика» (-0,3 п.п. ВВП, или на 40,0 млрд. руб.), «Социальная политика» (-1,2 п.п. ВВП, или на 295,1 млрд. руб.);
  • по остальным разделам расходы в долях ВВП не изменились. (См. табл. 3.)

Сравнительно низкий уровень кассового исполнения бюджета за первую половину как текущего, так и предыдущего года наблюдался по следующим разделам: «Национальная экономика» (33,9%), «Культура и кинематография» (39,2%), «Здравоохранение» (40,8%) и «Физическая культура и спорт» (36,9%).

На 1 июля 2018 г. государственный внутренний долг РФ составил 8898,6 млрд. руб., что на 209,0 млрд. руб. (на 0,45% ВВП) выше соответствующего показателя на начало года; государственный внешний долг вырос с начала года на 1132,9 млн. долл. - до 50 960,2 млн. долл.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте с начала года увеличился на 1086,3 млрд. руб. - до 4839,2 млрд. руб., в том числе за счет дополнительных нефтегазовых доходов - на 906,7 млрд. руб.

В целом динамика основных параметров федерального бюджета по итогам первого полугодия 2018 г. позитивна с точки зрения поддержания бюджетной устойчивости в среднесрочном периоде.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ