Учетная документация предприятия

Учетная документация предприятия - это первичная регистрация фактов хозяйственной жизни в учетных документах в момент и на месте их свершения.

Учетная документация - один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета. Суть этого элемента – сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в первичных учетных документах с целью получения о них данных, необходимых для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» отмечено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Учетная документация должна отвечать предъявленным к ней требованиям:

  • быть достоверной, т.е. ее данные должны соответствовать фактически совершенным операциям по количественному и денежному выражению;
  • ясной и понятной не только работникам учета, но и пользователям;
  • своевременно оформленной и ориентированной на обработку ее в условиях автоматизации учетного процесса.

Бухгалтерская информация, отражаемая в учетных документах, должна быть качественной и эффективной. Учетная документация включает различные первичные документы, которые можно классифицировать по следующим признакам:

  • назначению - организационно-распорядительные, оправдательные (исполнительные), бухгалтерского оформления и комбинированные;
  • степени обобщения (порядку составления) - первичные и вторичные (сводные);
  • охвату фактов хозяйственной жизни - разовые и накопительные;
  • месту составления - внутренние и внешние;
  • количеству учетных записей - однострочные и многострочные;
  • характеру фактов хозяйственной жизни - кассовые, банковские, материальные, расчетные.

Важным в классификации является деление документов на стандартные (типовые) и нестандартные. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» применяемые организациями первичные учетные документы могут быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Эти альбомы разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ. Важность унификации первичных учетных документов значима для снижения трудоемкости их создания и обработки (особенно при автоматизации учета).

Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются на полноту и качество заполнения, содержания (законность совершенных хозяйствнных операций, логическая увязка отд. показателей). После окончания обработки первичные документы гасятся штампом или специальной отметкой, чтобы исключить возможность повторной обработки.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про учетная документация предприятия

  1. Внутренний аудит основных средств организации - часть 1 Однако с 1 января 2013 года формы первичных документов содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации не являются обязательными к применению Информация Минфина РФ № ПЗ-10 2012 Однако в связи ... Решение приказ об утверждении документов учета должно быть указано в документе организации Учетная политика с полным наименованием организации юридическим и фактическим адресом В документе Учетная политика должен ... Однако сумма амортизационных отчислений за какой-либо период признается не только в составе прибыли или убытка предприятия Если будущие экономические выгоды заключенные в активе переносятся в процессе производства на другие активы
  2. Инвентаризация и документация как элемент метода бухгалтерского учета Следует помнить что процесс документооборота регулируется специальным графиком который разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации в учетной политики организации Таблица 3 Технология документооборота 1 Создание документа 2 Проверка документа 3 Обработка ... Передача в архив Документооборот и его рациональная организация повышают контрольные функции учета которые будут рассмотрены далее в статье сокращают сроки формирования бухгалтерской отчетности и повышают его результативность что является набором неоспоримых достоинств для эффективного управления предприятием Из этого можно заключить что документация учета способна обеспечить использование документов для текущего контроля
  3. Проблемы проведения инвентаризации основных средств Инвентаризация является важным и ответственным процессом включающим в себя комплекс организационно-распорядительных исполнительных мероприятий и учетных процедур требующих внимательности и последовательности действий участников процесса Основанием для проведения инвентаризации является соответствующий ... На крупных предприятиях при большом объеме основных средств создаются рабочие инвентаризационные комиссии Инвентаризация проходит в несколько этапов ... При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах и технической документации необходимо до начала инвентаризации устранить ошибки и составить необходимые документы 2 10 с 90
  4. Совершенствование системы налогового планирования на примере ОАО Угольный разрез И Контроль за своевременностью и правильностью расчетов составления первичной документации ведения бухгалтерских регистров исполнения налоговых обязательств Р И И Помимо создания структуры налогового планирования ... Разработка оптимальной учетной политики в организации всего учетного процесса должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского и ... Разработка оптимальной учетной политики в организации всего учетного процесса должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета а прежде всего в целях оптимизации налогов и сборов уплачиваемых предприятием и снижения налогового давления Учетная политика организации содержит определенное количество способов оптимизации налогового портфеля
  5. Нормативное регулирование и учет затрат по элементам и статьям калькуляции в апстриме Основные черты комплексной косвенной статьи косвенная статья не имеет прямой пропорциональной связи с отдельными видами производимой продукции 18 затраты по комплексной статье одновременно связаны с несколькими производственными процессами или работой предприятия интенсивностью труда и др 18 4 4 Классификация затрат по статьям калькуляции Электронный ресурс ... Однако данный перечень является приблизительным и субъекты апстрима должны в учетной политике прописать какие именно статьи они выделяют для целей определения себестоимости ГРР В методических ... Затраты на проектирование конструирование разработку технологического процесса и составление технической документации на изучение нового месторождения оплата труда и отчисления на соц нужды конструкторов технологов чертежников
  6. Содержание инвентаризации и её значение при формировании отчетности предприятия N 88 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций по учету результатов инвентаризации в ред Постановлений Госкомстата РФ ... Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии Электронный документ Auditorium -2014 - Т.3 - № 3 3 URL http auditorium.kursksu.ru pdf
  7. Учет операций с денежными средствами и контроль правильности ведения кассовых операций Аннотация в статье отражаются такие моменты как бухгалтерский учет операций с денежными средствами контроль за правильностью ведения кассовых операций и первичной документацией Основная цель данного вида контроля заключается в проведении контроля за соблюдением кассовой дисциплины правильности ... Таким образом основными задачами ведения и учета кассовых операций являются своевременное и правильное проведение необходимых расчетов как путем безналичных перечислений так и наличными деньгами соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами фондами и счетами полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличие и движение денежных средств и расчетных операций правильное и своевременное документальное оформление ... Таким образом основными задачами ведения и учета кассовых операций являются своевременное и правильное проведение необходимых расчетов как путем безналичных перечислений так и наличными деньгами соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами фондами и счетами полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличие и движение денежных средств и расчетных операций правильное и своевременное документальное оформление операций с денежными средствами контроль за наличностью и сохранностью денежных средств в кассе на расчетном и других счетах в банке - организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и составление расчетов возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности - контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины своевременности перечисления сумм за материальные ценности а также средств полученных в порядке кредитования бесперебойное удовлетворение денежной наличности потребности предприятия рациональное вложение свободных денежных средств с целью получения дополнительного дохода от инвестиций В установленные
  8. Совершенствование методики бухгалтерского учета по договору доверительного управления имуществом в условиях банкротства В такой ситуации вся первичная документация будет требовать особенного внимания и контроля с целью оценки их оперативности Формирование и исполнение ... НДС 91 3 68 - отражается списание остаточной стоимости основных средств 79 3 1 76 5 нематериальных активов учетной стоимости материалов 91 2 01.04.10 - отражается прибыль убыток от реализации 91 9 99 ... К.В Банкротство предприятий и система критериев их неплатежеспособности Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2015 № 6.С
  9. Особенности бухгалтерского учета оборудования требующего монтажа в строительных организациях Если же предприятие приобретает оборудование требующее монтажа для использования в непроизводственных целях то суммы НДС уплаченные поставщикам ... По мнению автора при ведении учета операций с оборудованием требующим монтажа особое внимание следует уделить такому учетному аспекту как порядок организации аналитического учета данного объекта В Инструкции по применению Плана счетов ... Варпаевой что затраты на приобретение оборудования требующего монтажа но предназначенного для постоянного запаса а также инструмента и инвентаря предусмотрены в проектно-сметной документации и являются составной частью технологической структуры капитальных вложений осуществляемых в форме строительства объектов основных
  10. Аудит резерва под снижение стоимости материальных ценностей Организационно-распорядительная документация Приказ об учетной политике Сплошная проверка инспектирование Должностные инструкции Договоры с МОЛ Приказ об ... ПБУ 4 99 Бухгалтерская отчетность организации в соответствии с которым бухгалтерский баланс предприятия должен включать числовые показатели в нетто-оценке т.е за вычетом регулирующих величин которые должны раскрываться
  11. Налоговые проверки виды порядок проведения и оформления результатов НК РФ выездная налоговая проверка - это проверка проводимая на территории налогоплательщика предприятия организации на основании решения руководителя налогового органа Этот вид налогового контроля включает комплекс действий ... Первичной учетной и бухгалтерской документации Налоговых деклараций Хозяйственных соглашений Актов выполненных работ Внутренних распоряжений Также сотрудники
  12. Учет и контроль резервов по сомнительным долгам Цель исследования оценить опыт учета сомнительной задолженности отечественными предприятиями в процессе аудита и рекомендовать векторы развития контрольных мероприятий в отношении указанного учетного участка
  13. Аудит первичной документации расчетов с поставщиками и подрядчиками Как видно из таблицы не всегда на предприятии на поставку товаров работ услуг присутствует первичная документация Выборочная проверка наличия первичных учетных документов
  14. Выявление аудитором корпоративных схем мошенничества с оборотными активами Постоянное движение и существенность сумм могут привести к ошибкам и неточностям в учетной документации предприятия а также побудить руководителей и финансовых сотрудников к совершению различных махинаций Для
  15. Учет инвестиций в капитальное строительство Основные функции заказчика состоят в следующем предоставление исходной информации для создания необходимой проектно-сметной документации поиск проектной и подрядной строительной организации заключение договоров подряда на осуществление проектных строительных и ... Возврат заемных средств происходит с использованием собственных и приравненных к ним средств предприятия в установленные согласно договору сроки Достаточно часто финансирование капитального строительства осуществляется несколькими инвесторами в ... Начнем с первичного учета который формирует основу учетно-аналитического обеспечения бизнес-процессов строительных организаций Для документального подтверждения операций связанных с осуществлением капитального строительства необходимо
  16. Инструменты управления незавершенным производством предприятия Производственное предприятие должно выбрать способ оценки незавершенного производства и закрепить его в учетной политике 1 Рассмотрим ... Работники принимают участие в разработке целей 2 Документация 2.1 Документация ведется не регулярно 2.2 Документы не соответствуют принятым нормам и стандартам т.е
  17. Основные различия отражения основных средств в РСБУ и МСФО Положениях по бухгалтерскому учету Учетная политика предприятия ПБУ 1 2008 и Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4 99 и в ... При изучении предоставленной документации необходимо на первом этапе проанализировать учетную политику для российской отчетности и по МСФО Представлено
  18. Аудит нематериальных активов Однако на практике зачастую предприятия имея в своем распоряжении и пользовании различные объекты нематериальных активов не всегда могут квалифицированно ... К основным задачам аудита нематериальных активов можно отнести следующие оценку правомерности отнесения объектов к нематериальным активам проверку документального оформления операций с нематериальными активами проверку организации бухгалтерского и налогового учета операций с этими активами оценку последовательности применения элементов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета по нематериальным активам проверку правильности отражения показателей ... Первичная документация по нематериальным активам Первичные учетные документы Акт приемки-передачи нематериального актива Акт ввода в эксплуатацию
  19. Учет нематериальных активов проблемы идентификации и классификации Помимо отсутствия точной трактовки не существует единой и универсальной классификации данной учетной категории Перечисленные проблемы не позволяют в полной мере определить стоимостную оценку нематериальных активов и ... Н.А 4 НМА - средства не имеющие физической субстанции используемые длительное время более 1 года в производстве или для управления предприятием с целью получения дохода На наш взгляд предлагаемые авторами трактовки достаточно полно и четко ... Р Швайс 6 предлагают классифицировать по элементам деятельности куда входят 10 типов нематериальных активов нематериальные активы связанные с маркетингом товарные знаки слоганы фирменные наименования бренды логотипы нематериальные активы связанные с технологиями техническая документация и расчеты патенты на технологические процессы патентные заявки техническое ноу-хау нематериальные активы связанные с
  20. Проблемные аспекты косвенного метода анализа движения денежных средств При использовании прямого метода составления отчета раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных расходов которые получают из учетной документации предприятия Косвенный метод составления отчета предполагает выполнение корректировки чистой прибыли или убытка на
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ