Естественная монополия

Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (эксклюзивное владение ресурсами, крайне высокая стоимость или исключительность материально-технической базы).

Чаще всего, естественные монополии - фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: водоснабжение, электроснабжение, железные дороги).

Субъект естественной монополии

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Субъекты естественной монополии созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет группы субъектов естественной монополии:

1.Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:

  • транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ),
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
  • услуги по передаче электрической энергии.

2.Субъекты естественной монополии на транспорте:

  • железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию),
  • предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.

3.Субъекты естественной монополии в области связи:

  • услуги почтовой связи,
  • услуги электрической связи.

Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.

Реестр естественных монополий

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:

  • реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК,
  • реестр по субъектам естественных монополий на транспорте,
  • реестр по субъектам естественных монополий в области связи.

Регулирование естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.

Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) есть злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Эти факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.

Органы регулирования естественных монополий применяют методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, через определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня,
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про естественная монополия

  1. Модели финансирования естественных монополий бюджетное корпоративное и проектное финансирование Для естественных монополий особое значение приобретает оценка и выбор наиболее эффективных источников финансирования своей инвестиционной деятельности
  2. Концепция системы мониторинга инвестиционной деятельности естественных монополий Рассмотрены вопросы построения системы мониторинга инвестиционной деятельности естественных монополий Отмечено что компании данного типа играют ключевую роль в региональном развитии и следовательно
  3. Системные проблемы банкротства в России Общий перечень направлений этого анализа достаточно широк - 23 актуальных для российской экономики вида и направления деятельности в том числе энергетика и естественные монополии противодействие коррупции развитие малого и среднего бизнеса и многие другие В конечном итоге
  4. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее К сожалению планирование и прогнозирование налогов остаются нерешенной проблемой а решения в области налоговой политики порой имеют лоббистскую окраску в пользу естественных монополий Постулат двенадцатый Государство создает условия для интеграции в мировую финансово-экономическую систему Важно с
  5. Премия за риск отменяет амортизацию и умножает цены Рост тарифов естественных монополий съедает источники самофинансирования российских предприятий прибыль и амортизацию годность основных производственных фондов продолжает снижаться в том числе и в самих естественных монополиях риски возрастают дальше.. В отечественных СМИ вокруг продукции и услуг широкого потребления периодически
  6. Антимонопольная политика в России О естественных монополиях Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ О концессионных соглашениях и др Направления структурных
  7. Вариативное изменение стоимости основных производственных фондов и качественные оценки на основе модифицированного метода анализа иерархий Выделять конкурентов как заинтересованную группу не имеет смысла ввиду того что предприятие на определенной территории является естественным монополистом Смежные сетевые организации не несут никакой конкурентной нагрузки наоборот их взаимодействие может выражаться
  8. Управление капиталом - Статьи по финансовому анализу Модели финансирования естественных монополий бюджетное корпоративное и проектное финансирование Мировой валютный рынок Мировой рынок внебиржевых деривативов реформы
  9. Функции ограниченной юридической ответственности Равным образом в социальном ключе сформулирована гражданско-правовая ответственность естественных монополий принадлежащих государству в сфере энергетики транспорта сельского хозяйства как стратегических основ жизни современного
  10. Правовой режим требований об оплате труда в деле о банкротстве Об особенностях несостоятельности банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса 14 п 4 ст 1 а также в ныне действующем Законе
  11. Особенности частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения Российской Федерации характерны следующие особенности частная собственность на землю длительное время искусственно ограничивалась что привело к утрате в значительной мере естественного экономического интереса не одного поколения советских граждан этап перехода от монополии государственной собственности на
  12. Внутренняя цена Введение прямого контроля и установление предельных индексов повышения цен и тарифов для естественных монополий электроэнергетика ж д транспорт коммунальные услуги Развитие конкуренции через снижение административных барьеров для
  13. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности Область научных интересов стратегия и управление развитием кампании инновации предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики динамика и развитие электронного бизнеса опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий Линдер Н.В кандидат экон наук доцент кафедры Стратегический и антикризисный менеджмент заместитель декана
  14. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации Об особенностях несостоятельности банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса распоряжением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству от 20.12.2000 №26-р
  15. Проектное финансирование с использованием инфраструктурных облигаций К специфике этой области в России можно также отнести то что крупнейшие объекты инфраструктуры принадлежат естественным монополиям К их числу можно отнести железные дороги систему водоснабжения и водоотведения городов аэропорты
  16. Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятий Объектами мониторинга должны являться только наиболее крупные экономически или социаль-нозначимые градообразующие предприятия и естественные монополии Вместе с тем территориальным органам и агентствам ФСДН России предоставлено право проводить мониторинг
  17. Концепция финансово-экономического мониторинга В-четвертых объектами мониторинга должны служить только наиболее крупные экономически или социально значимые градообразующие предприятия и естественные монополии т.е пока сфера мониторинга ограничена В-пятых предоставляется право территориальным органам и агентствам ФСД- ... Основными целями финансово-экономического мониторинга должны являться оценка существующего потенциала предприятий групп предприятий районов городов субъектов Федерации укрупненная стоимостная инвентаризация активов и обязательств повышение финансовой устойчивости предприятий выявление резервов имеющихся на предприятиях или отсутствия резервов а также определение возможности восстановления или утраты платежеспособности на предприятиях создание финансовых историй предприятий в регионе совершенствование нормативной базы финансово-экономического анализа проведение работ по реструктуризации задолженности упорядочение распределения средств федеральной и региональной поддержки предприятий повышение финансовой устойчивости регионов развитие конкурентной среды снижение уровня монополизма В ходе мониторинга должны решаться следующие задачи выявление основных тенденций социально-экономического развития субъектов рынка
  18. Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью А это значит что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль подпав таким образом под двойное налогообложение прибыли уровень производительности труда - чем выше значение этого фактора тем больше продукции производит предприятие в единицу времени т е по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с другими рыночную нишу качество менеджмента - пожалуй самый важный фактор поскольку от качества управления производственным предприятием от квалификации топ-менеджеров от их понимания текущих задач и стратегии развития предприятия зависит не только разовое получение прибыли но и рентабельность компании на различных этапах ее развития учетная политика предприятия - документ который определяет и формализует учетные процедуры в одних случаях сближая их а в других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и прибыли для целей налогообложения Ко второй группе факторов влияющих на формирование прибыли но не зависящих от предприятия традиционно относят следующие 3 природные географические транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными рамочными их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства сменой масштабов деятельности и как следствие выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий -если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками разовым
  19. Конкурсное производство в процедуре несостоятельности банкротства В отношении определенных организаций-должников российским законодательством о банкротстве установлены более длительные сроки для проведения процедуры внешнего управления а именно для крестьянских фермерских хозяйств сельскохозяйственных градообразующих организаций субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса При этом на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный
  20. Результативность применения кейс-метода в оценке риска банкротства организации В соответствии с данной методикой при проведении анализа финансового состояния заинтересованного лица определяются степень платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 3 месяцам 6 месяцам - для стратегических организаций и субъектов естественных монополий и или коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1 то в отношении заинтересованного
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ