Политика управления дебиторской задолженностью 

Политика управления дебиторской задолженностью - это составная часть общей политики управления оборотными активами, заключающаяся в оптимизации общего ее размера и обеспечении своевременной ее инкассации. Разработка на предприятии политики управления дебиторской задолженностью предполагает:

1. Анализ динамики и состава дебиторской задолженности, а также периода ее инкассации в предшествующем периоде. В процессе этого анализа используется обширная система показателей ее оценки.

2. Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления:

  • формирование приемлемых для предприятия сроков платежей;
  • формирование приемлемых форм расчета с контрагентами.

При формировании приемлемых сроков платежей с поставщиками продукции следует иметь в виду, что наиболее эффективной является ее оплата по факту поставки или с отсрочкой платежа, а с покупателями продукции - полная или частичная ее предоплата. Однако при этом должна быть учтена сложившаяся практика их осуществления в отношениях с коммерческими партнерами. При формировании приемлемых форм расчета следует иметь в виду, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции - расчеты посредством аккредитива (при предоплате форма расчетов может быть избрана любая).

3. Выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого)или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.

4. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы основывается на:

  • объеме закупки и продажи продукции;
  • сложившейся практики кредитования контрагентов;
  • сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств;
  • формировании необходимого минимального уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия;
  • правовых условиях обеспечения взыскания дебиторской задолженности и других.

При определении возможной суммы средств, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарным операциям, следует иметь в виду, что ограничение практики предоставления товарного кредита отрицательно влияет на рост объема деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как слишком либеральная политика его предоставления может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить платежеспособность предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном счете снизить рентабельность используемого капитала.

5. Определение состава и оценка предстоящих дебиторов по товарным операциям. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим пяти критериям:

  • репутация партнера в деловом мире;
  • объем хозяйственных операций с партнером, их стабильность;
  • платежеспособность партнера;
  • результативность его хозяйственной деятельности;
  • конъюнктурная стадия (подъем, спад и т.п.) в отрасли, в которой партнер осуществляет свою деятельность.

Состав предстоящих дебиторов по товарному кредиту формируется прежде всего из числа хозяйственных контрагентов, с которыми у предприятия сложились длительные коммерческие связи.

По потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которым предоставляется этот кредит. При этом следует исходить из:

  • состояния конъюнктуры товарного рынка, размеров и оборачиваемости товарных запасов;
  • уровня реальных денежных доходов покупателей соответствующих товаров;
  • практики предоставления потребительского кредита предприятиями-конкурентами и других условий.

Перечень товаров, по которому торговое предприятие предоставляет потребительский кредит, должен периодически обновляться с учетом изменений перечисленных условий на потребительском рынке. Результатом оценки является формирование состава оцениваемых дебиторов по следующим категориям:

  • партнеры, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме ("первоклассные заемщики");
  • партнеры, которым кредит предоставляется в ограниченном размере;
  • партнеры, которым кредит не предоставляется.

6. Лимитирование размеров предоставляемого кредита. Определение предельных размеров предоставляемого кредита должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности ("кредитный лимит") может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов.

7. Оценка размера финансовых потерь от отвлечения оборотных активов и возможностей их компенсации. Основу такой оценки составляют методы наращения или дисконтирования настоящей или будущей стоимости долга. Используемая для расчетов ставка процента должна учитывать инфляционную составляющую. Рассчитанная таким образом сумма возможных финансовых потерь от отвлечения оборотных активов должна быть предусмотрена к компенсации путем их включения в цену реализуемой продукции (в размер скидки по реализуемой продукции при осуществлении наличного платежа) или в сумму векселя.

8. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий определяется система мер, гарантирующих получение суммы долга. К таким мерам относятся:

  • оформление товарного кредита обеспеченным векселем;
  • требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.

9. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. При формировании системы штрафных санкций к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки, размеры которых должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Санкции по потребительскому кредиту могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.

10. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагентом о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

Далее:

Еще найдено про политика управления дебиторской задолженностью

  1. Анализ дебиторском задолженности коммерческой организации
    Особое внимание в статье уделяется анализу как первому этапу формирования политики управления дебиторской задолженностью Теоретический материал подкреплен практическими выкладками В балансовом отчете почти каждой организации
  2. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях дифференциации условий коммерческого кредита
    Эффективно разработанная кредитная политика применительно к разным группам покупателей и заказчиков позволит компании улучшить свое финансовое состояние за счет управления возникающей дебиторской задолженности и приведения ее к оптимальному для предприятия значению Политика управления дебиторской задолженностью заключается в определении направлений по расширению объема реализации продукции и оптимизации
  3. Управление кредитным портфелем организации
    При реализации политики управления дебиторской задолженностью необходимо определять кредитный лимит как по каждому отдельно взятому покупателю так
  4. Что поможет держать дебиторскую задолженность под контролем
    Неким критерием достаточности можно считать такой уровень детализации при котором группы клиентов внутри однородны с точки зрения соблюдения правил игры по поставкам и оплатам продукции сравнимые одноразовые объемы поставок периодичность заказов сравнимые отсрочки платежей требования к оформлению товаросопроводительных документов форма оплаты за поставленную продукцию особенности юридической организации компаний и т п и соответственно выстраивать кредитную политику и политику управления дебиторской задолженностью компании учитывающую особенности бизнеса тех или иных покупателей Таблица 1. Отчет
  5. Оценка влияния факторинга и лизинга на показатели финансового состояния транспортных компаний
    Современные методы управления дебиторской задолженностью позволяют ускорить ее оборачиваемость и улучшить финансовое состояние организации Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики
  6. Кредитная политика предприятия: переход к системному управлению
    Проблеме формирования кредитной политики управлению дебиторской задолженностью в современной экономической литературе уделяется достаточное внимание В частности можно отметить
  7. Просроченная задолженность
    Далее кредиторская задолженность дебиторская задолженность политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью безнадежная дебиторская задолженность Страница была полезной
  8. О систематизации мер по предотвращению просроченной дебиторской задолженности предприятия
    В Г Разработка политики управления дебиторской задолженностью Электронный ресурс Центр дистанционного образования Элитариум Режим доступа http www elitarium
  9. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия
    На величину кредиторской задолженности предприятия влияют следующие факторы общий объем покупок объем покупок на условиях последующей оплаты условия договоров с контрагентами условия расчетов с поставщиками и подрядчиками степень насыщенности рынка данной продукцией политика управления кредиторской задолженностью качество анализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов принятая
  10. Инструментарий управления дебиторской задолженностью предприятия
    Для достижения целей эффективного управления этой задолженностью целесообразно разработать и осуществлять особую финансовую политику управления дебиторской задолженностью 3 Все сказанное актуализирует выбранную тематику исследования Методы Методологической основой анализа
  11. Политика формирования собственных финансовых ресурсов
    Далее финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами политика управления прибылью
  12. Учетная политика
    Далее налоговая политика предприятия финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия инвестиционная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами политика управления прибылью политика управления
  13. Политика управления текущими затратами
    Далее финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами маркетинговая политика предприятия
  14. Политика привлечения банковского кредита
    Далее финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия инвестиционная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами политика управления прибылью политика привлечения
  15. Ценовая политика
    Далее ассортиментная политика политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами маркетинговая политика предприятия политика привлечения
  16. Ассортиментная политика
    Далее политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами маркетинговая политика предприятия
  17. Политика финансирования оборотных активов
    Далее финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами политика привлечения банковского
  18. Краткосрочная дебиторская задолженность
    Далее долгосрочная дебиторская задолженность политика управления дебиторской задолженностью период оборота дебиторской задолженности безнадежная дебиторская задолженность Страница была полезной
  19. Маркетинговая политика
    Далее ассортиментная политика политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами ценовая политика политика привлечения товарного
  20. Политика антикризисного финансового управления
    Далее налоговая политика предприятия финансовая политика предприятия кредитная политика предприятия политика управления дебиторской задолженностью политика управления кредиторской задолженностью политика управления оборотными активами политика управления прибылью
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ