Ноу-хау

Ноу-хау - это совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных.

Ноу-хау является одним из элементов нематериальных активов предприятия.

Объекты ноу-хау

1. Технические (конструкторские, технологические, математические, производственные и др.):

  • неопубликованные заявки на выдачу патента;
  • научные отчеты;
  • конструкторские чертежи;
  • лабораторные макеты объектов новой техники;
  • методики расчетов, проведения экспериментов;
  • протоколы испытаний;
  • перечни проведенных научно-исследовательских работ;
  • статистические расчеты;
  • рецептуры и данне о составе и характеристиках материалов;
  • спецификации;
  • инструкции по применению технических средств, технологий;
  • документация к компьютерным программам, в том числе руководство пользователя и т.п.

2. Экономические (финансовые, коммерческие, рекламные, сбытовые) – сведения, связанные, как правило, с определенными знаниями конъюнктуры рынка, опытом ведения коммерческих операций, сведениями о наиболее выгодных формах использования денежных средств, операциях с ценными бумагами, структурами цен на производимые товары и т.п. Источниками такой информации являются:

  • договоры с контрагентами;
  • картотеки клиентов и поставщиков;
  • данные финансово-бухгалтерской отчетности (баланс);
  • данные об экономической стороне организации производства;
  • схемы финансовых операций;
  • информация о рынках сбыта;
  • сведения о тактике выхода на рынок;
  • сведения о размерах скидок, об условиях платежей, ценах;
  • данные по методам рекламы;
  • методики обучения персонала;
  • бизнес-планы инвестиционных и коммерческих проектов;
  • аналитические прогнозные отчеты по развитию бизнеса и т.п.

3. Управленческие – сведения о структуре и методах управления, позволяющих наладить эффективное взаимодействие различных производственных и управленческих структур организации, в решении кадровых вопросов. Управленческое «ноу-хау» представляют:

  • схемы управления производством,
  • картотеки штатных сотрудников,
  • сведения о наличии свободных мест, заработной плате,
  • соотношении штатных сотрудников и совместителей.

4. Правовые – сведения, связанные с применением организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, налогами, кадрами и т.д.

Договор ноу-хау

Договор о передаче ноу-хау может заключаться по инициативе как обладателя ноу-хау, так и его покупателя. Поскольку законом условия, необходимые для договора о передаче ноу-хау, практически не регламентированы, как существенные для этого договора выступают прежде всего условия о предмете договора, порядке и сроке передачи ноу-хау, о вознаграждении за передаваемое ноу-хау, о территории и сроке действия договора.

Передавая ноу-хау, его обладатель может сохранить за собой право использования данного ноу-хау и передачи его третьим лицам. Напротив, в договоре может быть предусмотрено, что ноу-хау вправе использовать и даже передавать по договору третьим лицам только покупатель ноу-хау. В зависимости от вида договора устанавливается и его цена, т.е. форма и размер вознаграждения, уплачиваемого покупателем за ноу-хау.

Обычно в связи с этим говорят о передаче ноу-хау на исключительной и неисключительной основе, а также о "сублицензиях" (по аналогии с патентно-лицензионными и авторскими договорами). Наиболее популярным является договор о передаче ноу-хау на исключительных условиях.

Предметом договора служит передача не права использования, поскольку такового нет, а самого ноу-хау как совокупности разнородной неохраняемой информации.

Право на ноу-хау

Исключительное право на секрет производства имеет только его обладатель, которые получил его любым способом, не противоречащим закону. В том числе, под этим подразумевается и изготовление изделий и реализация экономических и организационных решений. Если лицо независимо и добросовестно становиться обладателем сведений, формирующих секрет производства, то приобретает исключительное право на данное ноу-хау (ст. 1466 ГК).

Передача ноу-хау

Ноу-хау может передаваться как по договору о его передаче, так и в рамках патентно-лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). Следует отметить, что договор о передаче ноу-хау не подлежит регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте). Однако если ноу-хау передается в рамках патентно-лицензионного договора или договора коммерческой концессии, то указанный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если это требование не соблюдено, то договор считается недействительным.

Кроме того, передача ноу-хау может оформляться договором строительного подряда (§ 3 гл. 37 ГК РФ) или договором на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4 гл. 37 ГК РФ) в тех случаях, когда выполнение работ по этим договорам предполагает обладание соответствующей конфиденциальной информацией.

изобретения ноу хау216

Синонимы

Секрет производства

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про ноу-хау

  1. Ноу-хау как особый вид нематериальных активов коммерческой организации Ноу-хау как особый вид нематериальных активов коммерческой организации М.В Кондратов преподаватель ОУ ВО Южно-Уральский институт
  2. Ноу-хау Ч Ш Э Ю A E M S Ноу-хау Ноу-хау - это совокупность технических технологических управленческих коммерческих и других знаний оформленных в виде
  3. Ноу-хау оценка справедливой стоимости и учета Ноу-хау оценка справедливой стоимости и учет К.Л Евсеева магистрант Алтайский государственный университет Россия г Барнаул
  4. Инновационная технология в инвестиционном проекте как оценить ноу-хау Инновационная технология в инвестиционном проекте как оценить ноу-хау Анна Владиленовна Вершинина кандидат экономических наук старший научный сотрудник Федеральный исследовательский центр Информатика и
  5. Нематериальные активы К этой группе активов предприятия относят гудвилл приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами программными продуктами товарными знаками патентами ноу-хау и другими аналогичными видами имущественных ценностей определенными соответствующим законодательством и отражаемыми в балансе предприятия
  6. Актуальные вопросы учета расходов будущих периодов Отражение в бухгалтерском учете создания секретов производства ноу-хау собственными силами организации 1 Списаны материалы израсходованные при создании секрета производства ноу-хау Дебет счета
  7. Идентификация и измерение стоимости нематериальных активов оценочный и бухгалтерский подход Существенный сдвиг был сделан и относительно признания ряда невидимых до этого активов ноу-хау секретов фирмы интернет-сайтов комплекса исключительных прав баз данных Тем не менее это не устранило
  8. Политика управления инновационными инвестициями Суть этого типа инновационной стратегии заключается в том что предприятие наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки научно-технической продукции в форме инжиниринга и частично за счет приобретения ноу-хау Отставание с минимальными затратами Этот тип инновационной стратегии заключается в том что предприятие сознательно
  9. Банковское кредитование под залог прав интеллектуальной собственности Беларуси Права интеллектуальной собственности охватывают такие объекты как патенты на изобретения промышленные образцы товарные знаки производственные секреты ноу-хау компьютерные программы и базы данных авторские права на литературные и иные художественные произведения Продуктами
  10. Расчет стоимости нематериальных активов созданных на базе объектов интеллектуальной собственности Это могут быть идеи различные типы знаний инновации ноу-хау знания которыми владеют сотрудники организации база знаний организации электронная сеть и база данных на
  11. Развитие рынка объектов промышленной собственности Беларуси Патентная монополия и монополия секретности на ноу-хау лежат в основе развития современного рынка научно-технической продукции Владельцы новых технологий защищенных патентом оказываются
  12. Совершенствование внутреннего контроля за нематериальными активами в условиях инновационной экономики Э Брукингом который выделяет четыре вида рыночные активы торговая марка репутация постоянные клиенты каналы распределения человеческие активы знания профессиональные навыки мотивация и стимулы самоорганизация обучения интеллектуальная собственность патент авторское право товарный знак ноу-хау знак обслуживания инфраструктурные активы философия управления корпоративная культура управленческие процессы информационные технологии сетевые системы
  13. Нематериальные активы в составе предприятия как имущественного комплекса понятие признаки и значение При этом вместе со зданиями сооружениями и оборудованиями перешло право на владение ноу-хау секретной формулой или процессом информацией в отношении промышленного коммерческого или научного опыта что реально
  14. Формирование и учет интеллектуальной собственности ЭВМ базы данных исполнения фонограммы сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач вещание организаций эфирного или кабельного вещания изобретения полезные модели промышленные образцы селекционные достижения топологии интегральных микросхем секреты производства ноу-хау фирменные наименования товарные знаки и знаки обслуживания наименования мест происхождения товаров коммерческие обозначения Наличие
  15. Учет нематериальных активов при оценке имущественных комплексов для целей залога Технологически сложные производства включают ряд технологических нематериальных активов сформированных патентами ноу-хау различной технической документацией Также необходимо отметить что при анализе таких отраслей как фармацевтика автомобилестроение
  16. Учет нематериальных активов проблемы идентификации и классификации ЭВМ · базы данных · исполнения · фонограммы · сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач вещание организаций эфирного или кабельного вещания · изобретения · полезные модели · промышленные образцы · селекционные достижения · топологии интегральных микросхем · секреты производства ноу-хау · фирменные наименования · товарные знаки и знаки обслуживания наименования мест происхождения товаров коммерческие
  17. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств нематериальных активов и амортизационных отчислений в целях развития и совершенствования подходов к оценке имущества компании Наряду с материальными средствами и нематериальные активы в частности товарные знаки знаки обслуживания изобретения внедрения полезные модели разработки ноу-хау вносят огромный вклад в развитие и функционирование организации конкурентные преимущества которой обеспечиваются наличием у
  18. Корпоративная финансовая политика особенности разработки и реализации Кроме того корпорации присущи следующие характеристики коммерческая направленность деятельности -максимизация прибыли в краткосрочном периоде и стоимости - в долгосрочном возможность неограниченного роста вследствие привлечения средств на финансовых рынках путем эмиссии акций и облигаций постоянное существование бессрочность независимость корпорации от состава ее участников свободное отчуждение акций участниками корпорации наличие существенных нематериальных активов в виде деловой репутации товарных знаков ноу-хау и др составление консолидированной или комбинированной финансовой отчетности открытость консолидированной финансовой отчетности для внешних
  19. Интеллектуальная собственность Защита против недобросовестной конкуренции осуществляется исходя из прав на коммерческую или служебную тайну регулирующую отношения связанные с использованием конфиденциальной информации коммерческого характера секретов производства ноу-хау сведений относительно организационно-управленческой деятельности предприятия Авторское право регулирует отношения связанные с правами на произведения
  20. Как определить ценность нематериального В результате в активах соответствующих компаний постоянно растет доля торговых секретов и ноу-хау которые вместе с патентами на отдельные узлы или процессы часто рассматриваются вместе как единый
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ