Налоговое администрирование

Налоговое администрирование - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление контроля, учета и сбора налоговых обязательств со стороны государства. В контексте российского налогового законодательства, это включает в себя процессы установления налоговой базы, расчета налоговых обязательств, подачи налоговых деклараций, а также контроля за соблюдением налогоплательщиками установленных сроков и правил.

Важными аспектами налогового администрирования являются также налоговый учет и аудит, направленные на проверку правильности расчетов, соответствия деклараций требованиям законодательства, а также выявление возможных налоговых рисков. Кроме того, в процессе налогового администрирования применяются различные методы контроля, в том числе исследование финансовой деятельности организаций, проведение налоговых проверок и расследований.

На каких принципах основано налоговое администрирование в РФ?

Налоговое администрирование в Российской Федерации основано на следующих основных принципах:

  1. Принцип законности. Этот принцип закреплен в статье 3 Налогового кодекса РФ. Согласно ему, при установлении, введении и взимании налогов обязательно соблюдение законодательства о налогах и сборах. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  2. Принцип неотвратимости ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 108 НК РФ, лицо, виновное в совершении налогового правонарушения, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Никто не может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате законно установленных налогов и сборов.
  3. Презумпция добросовестности налогоплательщиков. Статья 111 НК РФ устанавливает, что каждое лицо считается добросовестно исполняющим обязанность по уплате налогов, пока не доказано обратное. Налоговые органы не вправе считать лицо виновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
  4. Принцип единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип установлен в статье 5 НК РФ. Он означает, что налоговое законодательство РФ действует на всей территории Российской Федерации.
  5. Принцип обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов. Согласно статье 57 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  6. Принцип единства налоговой системы РФ, закрепленный в статье 6 НК РФ. В соответствии с ним налоговое законодательство РФ является единым на всей территории Российской Федерации.

Из каких основных элементов складывается система налогового администрирования?

Система налогового администрирования в Российской Федерации включает следующие основные элементы:

  1. Регистрация и учет налогоплательщиков. В соответствии со статьями 83-85 НК РФ налоговые органы осуществляют учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков, регистрируют их по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.
  2. Прием налоговых деклараций и иной отчетности от налогоплательщиков. Налоговые органы принимают налоговые декларации, расчеты, информационные сведения и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (статьи 80, 88, 89 НК РФ).
  3. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Это одна из основных форм налогового контроля, позволяющая проверить правильность исчисления налогов (главы 14 и 15 НК РФ).
  4. Принятие мер по взысканию недоимок, пеней и штрафов. Налоговые органы вправе принимать меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (главы 11, 12, 15 НК РФ).
  5. Налоговое консультирование и информирование налогоплательщиков. Налоговые органы разъясняют налоговое законодательство, порядок исчисления и уплаты налогов (статья 34 НК РФ).
  6. Ведение налогового учета, формирование и хранение данных об объектах налогообложения. Налоговые органы обеспечивают учет сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения (статьи 85, 93 НК РФ).

Какие методы используются в налоговом администрировании?

В системе налогового администрирования РФ используются следующие основные методы:

  1. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок (главы 14 и 15 НК РФ). Это основной метод проверки правильности исчисления и полноты уплаты налогов.
  2. Мониторинг своевременности подачи налоговых деклараций и полноты уплаты налогов налогоплательщиками. Налоговые органы отслеживают соблюдение налогоплательщиками сроков уплаты налогов и подачи отчетности (статья 88 НК РФ).
  3. Анализ и оценка налоговых рисков для выявления потенциально недобросовестных налогоплательщиков и определения объектов будущих проверок.
  4. Информационное взаимодействие налоговых органов с другими госорганами - таможней, казначейством, органами статистики и другими. Это позволяет получать и анализировать данные о налогоплательщиках из разных источников (статья 82 НК РФ).
  5. Проведение налогового мониторинга крупнейших налогоплательщиков. Это специальная форма налогового контроля на основе информационного взаимодействия и предварительной проверки отчетности (глава 14.5 НК РФ).
  6. Использование электронных сервисов ФНС России - личный кабинет налогоплательщика, автоматизированная АСК НДС и другие. Это повышает оперативность и точность администрирования.

Какова роль налогового администрирования в противодействии уклонению от уплаты налогов?

Налоговое администрирование играет важную роль в противодействии уклонению от уплаты налогов. Основные направления этой деятельности:

  1. Выявление и пресечение использования схем минимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов с помощью налоговых проверок, мониторинга, анализа рисков и иных методов. Пример: Выявление ФНС России в 2022 году масштабной схемы незаконного возмещения НДС на сумму более 40 млрд рублей с признаками фиктивности. По делу возбуждено уголовное дело.
  2. Привлечение к ответственности недобросовестных налогоплательщиков путем доначисления недоимок, пеней, взыскания штрафов. Это повышает риски от использования схем уклонения от налогов. Пример: Взыскание ФНС в 2021 году с ПАО "Газпром" рекордной суммы штрафов за использование схем трансфертного ценообразования - более 536 млрд рублей.
  3. Контроль трансфертного ценообразования - цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Это позволяет пресекать манипулирование ценами для снижения налоговой базы. Пример: Пример: Выявление ФНС в 2020 году схемы по занижению таможенной стоимости импортируемых товаров с участием взаимозависимых иностранных компаний. Начислено дополнительно таможенных платежей на 12 млрд рублей.
  4. Контроль операций, потенциально связанных с незаконным вывозом капитала за рубеж и уклонением от налогов. Пример: Возбуждение в 2019 году уголовного дела в отношении группы лиц, выводивших денежные средства за рубеж под видом оплаты услуг иностранных консультантов. Ущерб бюджету составил около 850 млн рублей.
  5. Совершенствование аналитической работы налоговых органов по выявлению схем уклонения от налогообложения на основе цифровых технологий и методов анализа данных. Пример: Создание в налоговых органах в 2017 году специальных аналитических подразделений по выявлению признаков налоговых правонарушений на основе автоматизированного анализа больших данных.
  6. Повышение квалификации налоговых органов в сфере выявления налоговых преступлений и правонарушений, раскрытия схем уклонения от налогов. Пример: Введение в 2022 году в программы повышения квалификации ФНС спецкурсов по расследованию налоговых преступлений и применению методов цифровой криминалистики.

Как взаимодействуют между собой налоговые и таможенные органы в сфере налогового администрирования?

Взаимодействие налоговых и таможенных органов в сфере налогового администрирования осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Обмен информацией и документами о деятельности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях контроля правильности исчисления и полноты уплаты налогов.
  2. Сопоставление данных таможенных деклараций и налоговой отчетности участников ВЭД для выявления несоответствий, могущих свидетельствовать о занижении налоговой базы.
  3. Совместное проведение таможенных и налоговых проверок участников ВЭД, в том числе в отношении правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров и ее соответствия ценам в договорах.
  4. Координация действий таможенных и налоговых органов при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов при экспортно-импортных операциях.
  5. Обмен опытом по выявлению схем уклонения от налогов при проведении таможенных и налоговых проверок участников ВЭД, совместное обучение кадров.
  6. Разработка совместных мероприятий по противодействию незаконному вывозу капитала и уклонению от налогов при проведении внешнеторговых операций.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про налоговое администрирование

  1. Налоговое планирование и некоторые аспекты налоговой учетной политики В статье уточнены понятия налоговое администрирование и налоговый контроль Задачей руководителя предприятия является не только соблюдение налогового законодательства но
  2. Управление потенциалом по налогу на прибыль организаций как фактор обеспечения налоговой безопасности региона Результатом явилась формулировка задач администрирования в диапазоне налоговых отношений реализации налоговой политики взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками контроле за реализацией налогового механизма и управлении налоговым потенциалом что позволило автору рассмотреть функции налогового администрирования Влияющие на реализацию функций налогового администрирования экономические геополитические отношения кризисные ситуации риски государства
  3. Налоговые проверки в системе налогового контроля Федерации и как следствие само налоговое администрирование В этом и есть самая главная проблема налоговой системы - ее недостаточно твердая
  4. Регулирование налоговой ставки как способ повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ Регулирование налоговой ставки как способ повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ Г.Р Зарипова магистрант 2 курса Финансовый университет при Правительстве РФ Уфимский
  5. Особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ в системе налогового администрирования НДФЛ в системе налогового администрирования Д.Д Сайдулаев канд экон наук доцент Ф.Ш Юнусова магистрант Чеченский государственный университет Россия
  6. Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов камеральные проверки Что же касается обозначенных выше направлений развития налогового администрирования деятельность налоговых органов в РС Я ориентирована в первую очередь на повышение собираемости
  7. Направления реформирования порядка взимания и возмещения НДС Важно отметить что в последние годы качество налогового администрирования НДС заметно улучшилось что повлекло за собой заметное пополнения бюджета Исходя из того
  8. Направления налоговой политики государства
  9. О критериях оценки эффективности и справедливости налоговой политики государства С точки зрения экономического подхода предлагается оценивать налоговую политику по величине искажающего воздействия налогов на распределение и использование экономических ресурсов по тому как налоговая политика влияет на устранение или минимизацию провалов рынка по уровню эффективности налогового администрирования взимаемых налогов и обеспечению максимизации налоговых поступлений при минимальных издержках налогообложения по уровню
  10. Современные тенденции в налогообложении прибыли корпораций перспективы налога на выведенный капитал Эстония внедряла параллельно с программой цифровой трансформации экономики страны что позволило за последние годы достичь существенных успехов в построении эффективного цифрового правительства и налогового администрирования 5 и вывести страну в цифровые лидеры Что касается Македонии то она также
  11. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля Мороз В.В Налоговый контроль в налоговом администрировании Пробелы в российском законодательстве 2013 № 6.С 296-298 7 Адигамова Ф.Ф Шацило Г.В
  12. Налоговая политика государства Социальные изменения изменение налоговой политики может быть обусловлено социальными изменениями такими как изменение демографической ситуации увеличение затрат на ... России связаны с усовершенствованием налоговой системы улучшением налогового администрирования применением цифровых технологий в налоговых процессах и соответствием международным требованиям в области налогообложения Для
  13. Управление задолженностью предприятия железнодорожного транспорта Таким образом при оптимизации кредитной политики организации к ней можно выставить следующие запросы 2.7 8 принятие решений связанных с администрированием доходной и расходной части бюджета При этом администрация может подсчитать сумму ожидаемой выручки а ... При этом администрация может подсчитать сумму ожидаемой выручки а значит и объем предстоящих платежей налогов для тех организаций которые в соответствии с учетной политикой учитывают финансовый результат кассовым методом
  14. Экономический анализ влияния изменений порядка исчисления налога на имущество и земельного налога на эффективность деятельности ВУЗов НКО Произведено сравнение условий налогового администрирования в России США Франции Ильина А.В Ильин А.С 10 Исследованы последствия введения кадастровой
  15. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета В качестве направлений развития эффективной региональной налоговой политики можно отнести создание эффективной системы налогового администрирования 12 Заключение В заключении можно сказать что региональные налоги признаются исходной базой по
  16. Камеральные налоговые проверки результативность и проблемные аспекты реализации Для определения роли камеральных налоговых проверок в рамках налогового администрирования направленного на стабилизацию отечественной экономики предлагается провести анализ эффективности камерального налогового контроля по
  17. Управление затратами по налогу на имущество организаций Для исчисления среднегодовой стоимости имущества необходимы данные бухгалтерского учета по остаточной стоимости основных средств которые являются объектами налога Налоговое администрирование в компании должно осуществляться по схеме приведенной на рисунке Рисунок Процесс определения налоговой
  18. Поиск резервов роста доходов федерального бюджета Принятие единых методик которые улучшили бы администрирование налогов могло бы стать подспорьем для четкого формирования доходной части федерального бюджета Можно обратиться
  19. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций актуальные вопросы оптимизации Необходимо усилить контроль за администрированием налоговых льгот включающий выявление количества спорных ситуаций по использованию налоговых льгот между налоговыми органами
  20. Инвестиционный климат взгляд бизнеса Кроме повышения предсказуемости и прозрачности в части движимого имущества бизнес часто сталкивается с тем что новые правила администрирования в частности налогового администрирования начинают применяться задним числом что также создает неопределенность Неналоговые платежи и неопределенность с
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ