Государственная собственность

Государственной собственностью являются имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ) в соответствии со ст. 214 ГК РФ. К Федеральной государственной собственности непосредственно относятся объекты:

  • сoставляющие oснову нациoнального бoгатства страны;
  • обеспечивающие функциoнирование федеральных oрганов власти и решения общероссийских задач;
  • предприятия оборонного производства;
  • отраслей, oбеспечивающих жизнедеятельнoсть нарoдного хозяйства Рoссии в целом и развитие других oтраслей нарoдного хoзяйства;
  • предприятия фармацевтическoй промышленнoсти, прoмышленности медикo-биолoгических препаратов;
  • предприятия и oрганизации по произвoдству спиртовoй и ликеровoдочной прoдукции.

В государственную собственность субъектов Российской Федерации могут передаваться такие объекты, относящиеся к федеральной собственности как:

  • Крупные предприятия народного хозяйства;
  • Предприятия атомного и энергетического машиностроения;
  • Учреждения здравоохранения и народного образования;
  • Научно-исследовательские организации;
  • Предприятия телевидения и радиовещания и др.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Субъекты государственной собственности

Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

  1. Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;
  2. муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;
  3. граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

Право государственной собственности

Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника РФ и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению. Субъектами права государственной собственности являются: РФ, ее субъекты.

Система управления государственной собственностью

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой следует понимать совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Росимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. Можно рассмотреть как вариант построение многоуровневой системы управления:

  • Макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  • Мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Росимущества со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.
  • Микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата (на настоящее время) Росимущества между собой.

Важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:

  • государственные комитеты Российской Федерации,
  • федеральные комиссии России,
  • федеральные службы России,
  • российские агентства,
  • федеральные надзоры России,
  • Управление делами Президента Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют, на коллективной основе, межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба, Российское агентство, федеральный надзор – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и так далее) функции в установленных сферах ведения.

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, которому Конституцией Российской Федерации поручено, в частности, управление государственной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство Российской Федерации вступает во взаимоотношения:

  • с федеральными органами государственного управления;
  • с органами государственного управления субъектов Российской Федерации;
  • государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием, другими субъектами системы управления госсобственностью.

В соответствии с нормами права принято, что указами Президента Российской Федерации оформляются решения, имеющие нормативный характер. Применительно к управлению государственной собственностью – это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.

Аренда государственной собственности

В качестве объектов аренды государственной собственности могут быть:

  • Земельные участки и другие обособленные природные объекты;
  • Предприятия и другие имущественные комплексы;
  • Отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты;
  • Иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;
  • Права требований, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения и нежилого помещения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст. 434 ГК РФ). Согласно ст. 655 ГК РФ передача в аренду здания или сооружения производится по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому арендодателем и арендатором. Документы, необходимые для заключения договора аренды:

  • заявление (заявка) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности;
  • учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц - частных предпринимателей;
  • баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;
  • справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;
  • справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровнейна дату подачи заявки, заверенную налоговым органом.

При рассмотрении заявок на аренду учитывается своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.

Продажа государственной собственности

Государственная собственность объектов недвижимости может выставляться на продажу по решению правительства с учетом экономической ситуации и рыночных отношений в стране. Приобрести право собственника на владение объектами государственной собственности могут как юридические, так и физические лица. Процесс продажи государственного имущества регламентируется законодательными документами. Продажа государственной собственности способствует:

  • значительному сокращению правительственных расходов, которые оплачиваются налогоплательщиками;
  • увеличение бюджетов на разных уровнях;
  • уменьшению размеров внутреннего или внешнего долга;
  • расширению рынка заемных капиталов;
  • увеличению платежной способности населения и желанию инвестировать средства;
  • привлечению сотрудников к управлению капиталом предприятия или компании.

Приватизация проводится не только для того, чтобы изменить форму собственности, но и преследует ряд целей. Благодаря этому процессу происходит демонополизация производства, налаживается баланс доходов различных слоев населения. Продажа государственного имущества оказывает положительное влияние на фондовый рынок и его состояние. Продажа государственной собственности может производиться несколькими способами:

  • приватизация на конкурсной основе;
  • проведение аукционов;
  • продажа акций предприятия;
  • выкуп государственных объектов недвижимости, находящихся в аренде.

Все способы приватизации имеют свои особенности и выбираются претендентами по своему усмотрению. Чтобы получить право на владение государственным имуществом, покупатель обязан выполнить определенные условия, выдвигаемые продавцом. Практикой доказано, что предприятия, находящиеся в частной собственности, отличаются большей эффективностью и производительностью.

Далее: муниципальная собственность, частная собственность

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про государственная собственность

  1. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по ее повышению В статье рассматривается показатели эффективности управления государственной собственностью факторы влияющие на эффективность управления государственной собственностью и меры по ее повышению в
  2. Оценка эффективности использования государственной собственности Органы государственной власти и местного самоуправления реализуют хозяйственную деятельность через хозяйствующие субъекты - унитарные предприятия а также предприятия смешанной формы собственности государственные корпорации Получение прибыли от использования государственной и муниципальной собственности не является ключевой задачей
  3. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее В том числе по формам собственности государственная 151 119 113 116 114 111 4.5 2.5 2.3 2.4 2.3 2.2 муниципальная
  4. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления Выводы Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов отражающих возможности предприятия погашать свои долги эффективно использовать как собственный так и заемный капитал а также стабильность его деятельности на перспективу и способность к ... Алтайского края что позволит обеспечить развитие принципов государственно-частного партнерства и программно-целевого подхода в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ Библиографический список 1
  5. Советы директоров в российских АО с государственным участием ОЭСР Corporate governance of state-owned.. 2014 p 70-71 выделяются следующие модели децентрализованная - ответственность за осуществление прав собственности со стороны государства распределена между несколькими министерствами в соответствии с их функционалом как правило отраслевым дуальная - кроме функционального министерства определенные права в отношении компаний в государственной собственности воплощает специальный орган или министерство финансово-экономического плана специального консультативного advisory органа - ответственность
  6. Оптимизация состава имущества государственной казны Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев областей автономной области автономных округов городов
  7. Распространение частной собственности на земельные участки в европейской части Российской Федерации Едином государственном реестре недвижимости прав на земельные участки приобретенных в результате земельных преобразований а земельные участки по которым фактически не определена форма собственности относятся к так называемой неразграниченной государственной собственности Частная собственность в отношении земельных участков согласно земельному лесному и водному законодательству может
  8. Риск дефолта аграрного бизнеса в регионе продовольственный аспект Низкая ликвидность имеющихся активов высокая неплатёжеспособность хозяйств не позволяет выступать им равноправными партнёрами финансового сектора экономики через который реализуется большая часть государственной поддержки сельского хозяйства 9 Важным инструментом предоставления ссудного капитала банком является оценка риска невозврата ... Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0.1 -0.4877 -0.5225 -0.0348 Коэффициент восстановления платежеспособности 1.0 X 0.82 X Финансовая
  9. Федеральная собственность Управление государственной собственностью и анализ деятельности связанной с приватизацией и распоряжением им Анализ показателей активности работы
  10. Некоторые тенденции в дивидендной политике публичных компаний Прямая государственная собственность -0.001 0.003 0.001 0.003 Косвенная государственная собственность 0.004 0.003 0.005 0.003 Суммарная государственная
  11. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности банкротстве предприятий основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности а также предприятий в капитале которых
  12. Совет директоров и дивидендная политика в российских компаниях с прямым государственным участием Полученный результат объясним если учесть тот факт что по данной подвыборке средняя доля государственной собственности в АО составила 95.9% Роль председателя СД являющегося миноритарным акционером исходя из того
  13. Многокритериальный подход к анализу предпринимательских рисков Это вызвано тем что темп роста собственного капитала превышает темп роста чистой прибыли ООО Кубань Рентабельность продаж в 2013 году по ... Кубанского государственного аграрного университета - 2014 - № 101 - С 709-721 2 Башкатов В.В Анализ
  14. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации С учетом обязательств перед учредителем в составе собственных средств государственного университета его финансовая устойчивость значительно выше чем в предыдущем случае см табл
  15. Пути совершенствования кредитования реального сектора экономики Федеральной службы государственной статистики URL http www.gks.ru Так число кредитных организаций в РФ сократилось за последние 7 ... В 2017 году не имели собственных региональных банков такие субъекты федерации как Брянская область Орловская область Смоленская область Архангельская область
  16. Внутренний аудит основных средств организации - часть 3 Расписка в принятии документов на государственную регистрацию прав собственности Отражены вложения во внеоборотные активы в виде земельного участка 08-1 60
  17. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Оценка эффективности использования государственной собственности Оценка эффективности инструментов денежно-кредитной политики в условиях нестабильности национальной экономики Оценка доходов и
  18. Анализ арбитражного управляющего К земельным участкам изъятым из оборота отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории находящиеся в федеральной собственности а так же земли на которых расположены объекты обеспечивающие государственную безопасность и оборону объекты
  19. Финансовый анализ для арбитражного управляющего К земельным участкам изъятым из оборота отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории находящиеся в федеральной собственности а так же земли на которых расположены объекты обеспечивающие государственную безопасность и оборону объекты
  20. Распределение финансовых ресурсов в бюджетной системе РФ и экономический рост российских регионов В то же время анализ показал значимое влияние на региональный рост собственных источников доходов территориальных бюджетов С одной стороны налоговые поступления оказывают влияние на экономический рост ... С одной стороны налоговые поступления оказывают влияние на экономический рост через увеличение государственных расходов с другой в пределах налоговых полномочий региональных администраций - они отражают издержки ведения
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ