Финансовая система

Финансовая система - это термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий:

а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы:

  • финансы предприятий, учреждений, организаций;
  • страхование;
  • государственные финансы.

Каждая из них состоит из звеньев.

б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Финансовая система предприятия

Финансовая система предприятия - это совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках предприятия как субъекта хозяйствования и направленных на удовлетворение его потребностей в финансовых ресурсах для:

  • возмещения затрат, понесенных в процессе производственнохозяйственной деятельности;
  • выполнения внешних и внутренних финансовых обязательств;
  • обеспечения дальнейшего развития (процесса расширенного воспроизводства).

Финансовое направление это одно из базовых направлений деятельности предприятия, связанное с организацией, управлением и обеспечением развития его финансовой системы.

Структура финансовой системы

С точки зрения структуры финанасовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений. Финансовая система РФ:

  • Финансы властных структур (государственные и муниципальные),
  • Бюджетные фонды,
  • Федеральный бюджет,
  • Бюджеты субъектов РФ,
  • Местные бюджеты,
  • Внебюджетный фонд,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования,
  • Федеральный и терфонды обязательного медицинского страхования,
  • Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы,
  • Финансы коммерческих организаций,
  • Финансы некоммерческих организаций,
  • Финанасы домохозяйств.

Финансы властных структур показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти для решения задач соответствующего уровня. Финанасовая Система РФ – трехуровневая (иногда рассматривается как четырехуровневая).

Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня. Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Фед.бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъектов РФ. Это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления. Охватывает бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

При рассмотрении ФС как четырехуровневой местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты районов, городских округов;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейших из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, пособий на детей.

Фонд социального страхования РФ предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

Фонд обязательного медицинского страхования – база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей.

Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг. Государство может выступать и кредитором (так например, Правительство может предоставлять кредиты резидентам в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы:

  • коммерческих организаций - это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Финансы коммерческих предприятий служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы в целом.
  • некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли (благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы).
  • финансы домохозяйств– совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры(отдельные социальные группы, семьи).

Финансовая система включает в себя также систему финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств, представляющих собой аппарат управления финансовой системой. Его структура следующая:

  • На общегосударственном уровне - комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Минфин, ЦБ РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, исполнительные дирекции внебюджетных фондов, Государственный таможенный комитет РФ.
  • На уровне субъекта РФ – комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне.

Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном уровне.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про финансовая система

  1. Финансовая система комплексный подход в контексте государственной финансовой политики России играет ключевую роль в развитии финансовой системы и финансового рынка а государственная финансовая политика выступает в роли макроэкономического регулятора финансовая система
  2. О функциях национальной финансовой системы Л.Л Теоретические представления о сущности финансовой системы Финансовая аналитика проблемы и решения 2017 Т 10 № 1 Функции от лат functio
  3. Организация системы финансового контроля в современном крупном и среднем бизнесе В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы финансового контроля осуществляемого коммерческими организациями современного крупного и среднего бизнеса и научным дискуссиям о
  4. Макроэкономический анализ системы регулирования финансового рынка в России В стране усиливалась зависимость национальной финансовой системы от мировой от поведения участников финансового рынка преследующих спекулятивные цели Мировой финансовый кризис
  5. Финансовые риски в системе управления нематериальными активами компаний Основными принципами построения и использования системы управления финансовыми рисками являются Выявление методов риск-менеджмента основанного на результатах анализа внешних и внутренних
  6. Доверительное управление финансовыми ресурсами как инструмент развития финансовой системы России Создан и второй регулятор для сохранения финансовой стабильности путем мониторинга рисков присущих финансовой системе В США законодательство имеет беспрецедентный размер и охват покрывая каждый аспект американского финансового
  7. Многоуровневая система оценки финансового состояния организаций Сегодня общая система финансовых отношений изменилась Она постоянно видоизменяется и дополняется элементами финансовых отношений которые влияют на
  8. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе Носкова Ю.С Внутренний контроль в системе финансового контроля история и современность Российское предпринимательство 2011 №10 с 10-18 8 Соколов Б.Н
  9. Принципы интегрированной системы управления финансовой устойчивостью фирмы Взаимосвязь факторов финансовой устойчивости определяет необходимость их балансирования и построение управления финансовой устойчивостью фирмы как единой системы которая в свою очередь является подсистемой системы финансового управления компанией на основе сбалансированной системы показателей динамичного многообразия структуры капитала Процесс управления
  10. Финансовая структура в 3D-фopматe ЦФО предлагаем исходя из нашего опыта внедрения систем управления финансовой результативностью следующие определения ЦДЗ считается структурное подразделение которое в соответствии со своими
  11. Центры финансовом ответственности в системе стратегического управленческого учета Оценка воздействия системы финансово-экономических показателей на выбор стратегии развития сельскохозяйственных производителей с применением микромоделирования Управленческий учет 2008
  12. Система аудиторских процедур по выявлению рисков существенного искажения отчетности связанных с процессом консолидации Наличие разработанной и утвержденной системы обнаружения рисков финансовой отчетности для целей управления рисками Риск необнаружения бизнес-рисков дочерних компаний Проверка
  13. Финансовый анализ в системе менеджмента организации В российской науке и практике достаточно широко распространена точка зрения о том что финансовый анализ охватывает все разделы аналитической работы входящие в систему финансового менеджмента т е связанные с управлением финансами хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды
  14. Системы алгоритмов определения величины собственных оборотных средств Подводя итог следует отметить что представленные алгоритмы определения величины собственных оборотных средств могут быть использованы органами государственной власти для разработки системы показателей оценки финансового состояния организаций предприятий Как известно эти органы для оценки финансовой деятельности
  15. Проблемы функционирования системы бюджетирования Для создания системы управления любым бизнесом рассматривают три основные подсистемы управления предприятием 1 финансовую с позиции управления финансовых потоков 2 логистическую с позиции управления
  16. Паевые инвестиционные фонды как основа рынка коллективных инвестиций и драйверы роста экономики Однако необходимо выяснить такая ли важная роль отведена коллективным инвестициям в системе финансовых рынков Коллективные инвесторы - это финансовые институты привлекающие ресурсы огромного числа инвесторов для
  17. Распределение финансовых ресурсов в бюджетной системе РФ и экономический рост российских регионов Если налоговые доходы региона не позволяют обеспечить данный уровень услуг то федеральный центр предоставляет ему финансовую помощь Современная система бюджетного федерализма в России начала формироваться в 1994 г когда были
  18. Совершенствование управления рисками банковской системы Прогресс в вопросе реформ регулирования является основой для более устойчивой финансовой системы Новые стандарты достаточности капитала Базель III направлены на устранение пробелов выявленных в ходе
  19. Инструментарий финансового анализа в системе экономической безопасности предприятия Анализ существующих подходов и методов финансового анализа доказывает утверждение о том что проведение финансового анализа должно базироваться на системе финансовых показателей учитывающих как внешнюю так и внутреннюю среду предприятия Основной акцент в финансовом
  20. Особенности контроля и контроллинга финансовых результатов организации В этой связи проведение контроля за формированием финансовых результатов деятельности организации является актуальным вопросом который требует более глубокое исследование Достоверное отражение финансовых результатов невозможно без наличия эффективной системы контроля за формированием финансовых результатов деятельности компании Целью исследования является изучение процедуры контроля за
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ