всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Налоговое бремя предприятия

Отчет создан в программе ФинЭкАнализ. Скачать программу можно здесь
ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР)
на 01.01.2015 г.

Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне — валовой внутренний продукт, на уровне фирмы — добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовомувнутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

2) если полная ставка налогообложения 20-35%, то — пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

3) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов.

Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему за год
Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Структура, %
за 2013 за 2014 за 2013 за 2014
1. Начисленный НДС 1477394 1521241 81.18 81.46
2. НДС, подлежащий вычету 15495 25642 0.85 1.37
3. НДС к уплате 1461899 1503520 80.32 80.51
4. Отчисления в ВБФ 101020 102587 5.55 5.49
5. Налог на прибыль 141937 145236 7.8 7.78
6. Налог на имущество 25562 26541 1.4 1.42
7. Прочие налоги и сборы 3879 2689 0.21 0.14
8. Налог на доходы физических лиц 85700 86975 4.71 4.66
9. Итого платежи во внебюджетные фонды
10. Итого налоговые платежи 1718977 1764961 94.45 94.51
11. Всего взносов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548 100 100

В 2014 году предприятием в бюджетную систему уплачено 1867548 тыс. руб. налогов и сборов, из них 5.49 % приходится на платежи во внебюджетные фонды, а 94.51 % - на налоговые платежи. Наибольший удельный вес в общей сумме взносов занимает начисленный НДС, его доля составляет 81.46 %.

Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:

Расчет налоговой нагрузки по методике Минфина РФ.
Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7872330 9886058
7. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
8. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
9. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
10. НДС к уплате 1461899 1503520
11. Общая налоговая нагрузка, % 23.12 18.89
12. Налоговая нагрузка по платежам в бюджет, % 21.84 17.85
13. Налоговая нагрузка по платежам во внебюджетные фонды, % 1.28 1.04
14. Налоговая нагрузка по НДС, % 18.57 15.21

В 2014 году налоговая нагрузка на предприятие составила 18.89 %. При этом платежи в бюджет занимали 17.85 % валового дохода, а платежи во внебюджетные фонды - 1.04 %. Наблюдается снижение налоговой нагрузки предприятия на 4.23 % по сравнению с прошлым годом, когда бремя по налогам составляло 21.84 %, а по внебюджетным платежам 1.28%.

Однако, данный показатель, хотя и выявляет долю налогов в выручке от реализации, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

Расчет налоговой нагрузки по методике Кировой Е.А.
Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7677091 9704848
7. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
8. Амортизация 113911 123542
9. Вновь созданная стоимость 962080 3758095
10. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
11. Сумма начисленного НДФЛ 85700 86975
12. Абсолютная налоговая нагрузка 1734297 1780573
13. Относительная налоговая нагрузка, % 180.27 47.38

Согласно методике Кировой Е. А. абсолютная величина налоговых обязательств предприятия в 2014 году составила 1780573 тыс. руб., при этом налоговая нагрузка снизилась на -132.89 пункта и составила 47.38%.

Однако, данная методика не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции, доходность производства и требует проведения дополнительного анализа налоговой нагрузки.

Расчет налоговой нагрузки по методике Литвина М.Н.
Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
7. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
8. Абсолютная налоговая нагрузка 1819997 1867548
9. Относительная налоговая нагрузка, % 159.64 47.82

При расчете налоговой нагрузки согласно подхода М. И. Литвина видно, что в 2014 году 47.82% добавленной стоимости уходит в налоги и 1764961 тыс. руб. от прибыли расходуется на налоги. При этом в прошлом году налоги составляли 47.82% добавленной стоимости. Однако в данном случае в расчет налоговой нагрузки включается налог на доходы физических лиц, что не очень корректно.

Расчет налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости без учета НДФЛ
Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
7. Сумма начисленного НДФЛ 1734297 1780573
8. Сумма налоговых платежей 85700 86975
9. Относительная налоговая нагрузка, % 152.12 45.59

Если при расчете налогового бремени по отношению к добавленной стоимости исключить НДФЛ, то уровень налоговой нагрузки в 2014 году составит 45.59%. Это говорит об ухудшении состояния налогового менеджмента, менее рациональном использовании инструментов учетной и договорной политики.

Базовый вариант расчета налогового бремени.
Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Ставка налога на прибыль, % 20 20
2. Ставка НДС, % 18 18
3. Ставка взносов во внебюджетные фонды (ПФС, ФМС и ФСС, включая отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, % 0 0
4. Ставка налога на доходы физических лиц, % 13 13
5. Ставка налога на имущество, % 2 2
6. Ставка налога на дивиденды, % 9 13
7. Доля добавленной стоимости в валовой выручке, ед. 0.147 0.401
8. Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости, ед. 0.503 0.146
9. Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости, ед. 0.1 0.032
10. Удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости, ед. 0.094 0.025
11. Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет 8.4 9
12. Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет 20 20
13. Налоговое бремя по отношению к добавленной стоимости, % 32.645 38.333

В 2014 году фактический уровень налогового бремени выше чем при стандартном способе уплаты налогов. Это говорит о нерациональном использовании основных элементы налогового планирования, выборе налоговыми менеджерами таких способов и методов налогового учета, элементов учетной и договорной политики, которые увеличивают размер налоговой нагрузки на предприятие. Рекомендуется сменить стратегию налогового планирования на более эффективную, проводить активную налоговую политику, направленную на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед руководством предприятия целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Расчет налоговой нагрузки как функции типа производства, изменяющейся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию

По этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. В расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог и другие.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией составляет:

НН = ДС x (0,109Кот – 0,2Ка + 0,322)

ДС – добавленная стоимость;

Кот – доля заработной платы в добавленной стоимости;

Ка – удельный вес амортизации в добавленной стоимости.

Налоговое бремя в добавленной стоимости определяется по формуле:

НБдс = 0,109Кот – 0,2Ка + 0,322

Налоговое бремя в валовой выручке определяется по формуле:

НБвв = НБдс x Ко

Ко – удельный вес добавленной стоимости в выручке.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Сумма основных налогов 406807 1294819
2. Налоговое бремя в добавленной стоимости, ед. 0.357 0.332
3. Налоговое бремя в валовой выручке, ед. 0.052 0.133

Расчетная сумма основных налогов в 2014 году составила 1294819 тыс. руб., что на 888012 тыс. руб. больше, чем 2013 году. При этом уровень налогового бремени в добавленной стоимости уменьшился, а уровень налогового бремени в выручке увеличился. Таким образом, в рамках политики управления активами ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) налоговое планирование стало осуществляться менее эффективно, а в управлении затратами – более эффективно.

Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru