Финансовая политика и управление государственными финансами в РФ

Белостоцкий Алексей Александрович,
кандидат экономических наук, доцент
Курского государственного университета
Политика, экономика и инновации
№2 2018

Аннотация: в статье проводится анализ управления государственными финансовыми ресурсами в условиях применения основных положений бюджетных правил и исправления экономических дисбалансов с целью преодоления недостаточной эффективности и несбалансированности параметров бюджетной системы.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

  1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.
  2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.
  3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.
  4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия -долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [3, С. 111-113].

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование - это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики и минимизация потерь при таком переходе [4].

В настоящее время основной проблемой формирования государственных финансовых планов (бюджетов) является их точное прогнозирование, особенно в долгосрочной перспективе как на федеральном, так и на местном уровнях. На это влияет множество факторов, главными из которых являются нестабильность глобальной экономики, мировой финансовой системы, геополитическая обстановка и международные экономические санкции.

В современных условия российский бюджет формируется в среднесрочной перспективе, основные характеристики которого представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг., млрд. рублей

Показатель 2017 2018 2019 2020
ДОХОДЫ 14 720 15 258 15 555 16 285
% ВВП 16,0 15,7 15,1 14,8
Нефтегазовые доходы 5 795 5 480 5 248 5 440
% ВВП 6,3 5,6 5,1 4,9
в % от общего объема 39,4 35,9 33,7 33,4
в т.ч. базовые нефтегазовые доходы 5 050 4 952 5 247 5 440
Ненефтегазовые доходы 8 925 9 778 10 307 10 845
% ВВП 9,7 10,0 10,0 9,8
в % от общего объема 60,6 64,1 66,3 66,6
РАСХОДЫ 16 728 16 529 16 374 17 155
% ВВП 18,1 17,0 15,9 15,6
БАЛАНС -2 008 -1 271 -819 -870
% ВВП 2,2 1,3 0,8 0,8
Первичный баланс (до уплаты расходов на обслуживание гос.долга) -1 278 -447 0 0
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП 8,5 6,9 5,9 5,7

Для решения этой проблемы необходимо более детально анализировать макроэкономические показатели применяемые при формировании доходов и расходов бюджета, а также минимизировать отклонения в стратегическом бюджетном планировании, используя статистические методы государственных и муниципальных финансов [1, С. 90-91].

А так как на полученные статистические данные опирается эконометрический анализ с дальнейшим построением экономико-математической модели, необходимо разрабатывать новые методы и подходы, а также новый инструментарий в практике органов управления государственными и муниципальными финансами

В качестве такого инструментария в процессе составления государственных финансовых планов предлагается использование статистико-эконометрических пакетов программ таких как EconometricViews, Gratl для расчета в долгосрочной перспективе показателей государственного бюджета, которые позволят сформировать имитационную экономико - математическую модель на основе множества переменных, способную учесть факторы воздействующие на макропоказатели, тем самым снизив их вариативность в длительный период времени.

Для этого на первом этапемы выделяем три последовательные модели реализации процесса бюджетного планирования и прогнозирования, позволяющие постепенно увеличивать временные рамки составления проекта бюджета:

  1. Перспективный финансовый план + бюджет;
  2. Перспективный финансовый план и бюджет;
  3. Многолетний бюджет.

Основным преимуществом первой модели является соответствие сложившейся процедуре составления и рассмотрения бюджетов, однако в этом случае разделение между текущим и среднесрочным планированием окажется недостаточно четким. Во второй модели появляется возможность раздельной проработки среднесрочных и текущих вопросов бюджетного планирования, в то же время могут возникнуть трудности в их увязке друг с другом. Третья модель позволяет планировать долгосрочные проектировки в соответствии со статистическим анализом рядов динамики макроэкономических показателей полученные в ходе выборочного наблюдения.

Получив в процессе статистического анализа данные выявляем возможные значения результативного показателя, при рассчитанных значениях факторов, которые для линейной модели регрессии. Затем, используя метод прогнозной экстраполяции, который заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому период мы получаем повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращаем сроки их выполнения.

В результате мы получаем тренд, оценка которого осуществляется параметрическим и непараметрическим методами. Параметрический метод заключается в подборе гладкой функции, которая описывала бы тенденцию ряда. Непараметрический метод используется, когда нельзя подобрать гладкую функцию и заключается в механическом сглаживании временных рядов методом скользящей средней.

При таком способе прогнозирования, даже в среднесрочной перспективе возникает высокая взаимная коррелированность объясняющих переменных, которая приводит к линейной зависимости нормальных уравнений, появлению больших ошибок и неточному прогнозу в более длительных периодах времени (более 5 лет).

Важнейшей задачей экономической политики на перспективу является преодоление структурной и технологической деградации на основе выработки и последовательной реализации стратегии модернизации и инновационного прорыва, преодоления энерго-сырьевой доминанты в структуре экономики и экспорта.

После этого, используя в качестве инструментария, эконометрические пакеты EconometricViews, Gratl и на основании расчетных статистических данных приступаем к построению экономико-математической модели с помощью которой оценивается эффективность изменения значений макроэкономических показателей при возможных изменениях входных характеристик в длительный временной период и способной заменить и имитировать исследуемый объект. Процесс управления с использованием модели можно рассматривать в этом случае как метод отыскания наилучших решений для анализа поведения государственных системы долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования без непосредственного экспериментирования с самой системой (рис.1).

Процесс управления государственной системой долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования на основе ЭММ

На рисунке наглядно продемонстрировано каким образом, экономико-математическая модель дает возможность оптимизировать параметры государственного бюджета. Моделируя воздействие множества экономических факторов на систему государственных финансов мы получим более точные количественные и качественные характеристики, уменьшив при этом сроки (учитывая, что долгосрочный бюджет планируется на 10 -15 лет и более) и значительно снизим материальные и трудовые затраты.

При разработке долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития России необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие радикальное улучшение структуры экономики и внешней торговли в направлении повышения доли потребительского и инноационно-инвестиционного секторов в структуре производства и экспорта на основе инновационного прорыва и существенного повышения конкурентоспособности отечественной готовой продукции [2, С. 298.]

Формирование бюджетной политики в соответствии с принципами, заложенными в новую конструкцию бюджетных правил позволит не только повысить устойчивость федерального бюджета и гарантировать исполнение всех обязательств государства независимо от подвижности цен на нефть, но также будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических и финансовых условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики и благоприятствовать проводимой Банком России политике таргетирования инфляции [5]. Постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета в течение 2018-2019 гг. создаст благоприятные условия для стабилизации инфляции на более низком уровне, откроет дополнительное пространство для снижения равновесных реальных процентных ставок в экономике и устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста. При этом программа постепенного сокращения структурного дефицита сфокусирована на структурных мерах, которые позволяют не только достичь устойчивого сокращения бюджетных дисбалансов, но и способствуют устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития.

Список источников:

1. Белостоцкий А.А. Роль бюджетной статистики в управлении государственными финансами / Статистика - главный информационный ресурс современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2011. - 275с.

2. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / 4-е изд. перераб. и доп. - М. Экономика - 2011. — 604 с.

3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы -Москва: Юнити-Дана. - 2015. - 559 с.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. URL:http://www.minfin.ru (дата обращения: 17.08.2017).

5. Официальный сайт Правительства РФ: официальный сайт. URL:http://www.government.ru (дата обращения: 25.08.2017).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ