Аудит первичной документации расчетов с поставщиками и подрядчиками

Мандрусов Михаил Сергеевич
магистрант КубГАУ
г. Краснодар, РФ
Добровольский Александр Григорьевич
канд. экон. наук, доцент КубГАУ
г. Краснодар, РФ
Символ науки
№3 2017

Аннотация. В статье рассматривается проверка по оформлению первичной документации расчетов с поставщиками и подрядчиками. На примере организации проводим проверку оформления первичных документов, в которых могут быть допущены ошибки. Так же указываем последствия этих ошибок на деятельность организации.

Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете. Аудитор придает особое значение при проверке первичных документов, будь то внутренний или внешний аудит. Как правило любой аудит начинается с проверки первичного учета, потому что информация полученная входе этого процесса является основанием для дальнейшей проверки и заключении каких-либо выводов о состоянии исследуемой организации. Связано это с тем, что практически все документы приходят в организации со стороны, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риск при проведении аудита данного раздела.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки контрагентами товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг. Весь этот процесс должен сопровождаться соответствующими документами, а в заключении всего поставщики и подрядчики должны передавать необходимые документы своим покупателям или заказчикам.

Документальный учёт всех взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками необходим:

  • для получения полной и достоверной информации о состоянии взаиморасчётов с контрагентами;
  • для предоставления полученной информации финансовым контролирующим органам;
  • для постоянного контроля над имеющейся задолженностью;
  • для проведения своевременных сверок, исключающих появление просроченной задолженности;
  • для обеспечения использования единых форм во взаиморасчётах.

Проверка документооборота организации в части аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с анализа договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В договоре указывается сроки и условия поставки продукции или оказания услуг, порядок и сроки оплаты, а также последствия при не выполнении договора. Вся эта процедура нужна для выявления слабых мест в сущности договора, что может значительно повлиять для несоответствующего исполнения обязательств контрагентами [2, с. 417].

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура. Ее выдает поставщик на реализуемые товарно-материальные ценности. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, дата, КПП и ИНН организаций, и др. В нем указывают наименование отгруженных товаров по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, номер таможенной декларации, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности.

Счет-фактура играет очень большую роль в первичной документации организации. Именно счет-фактура отвечает за правильное составление расчетов с бюджетом по НДС. Допускаемое изменение внешней формы счета-фактуры не должно нарушать последовательности расположения и количества реквизитов, утвержденных этим постановлением: «Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом».

На основании аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками проведем проверку первичной учетной документации на предмет правильности оформления первичных учетных документов, наличия необходимых реквизитов и их содержания таблица 1.

Таблица 1. Проверка первичной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками

Первичный документ Нарушения при оформлении документов Рекомендации по устранению нарушений
1 Счет-фактура № 55 Отсутствует адрес грузополучателя, его ИНН/КПП Возврат счет - фактуры
2 Счет-фактура № 554 Вместо собственноручной подписи руководителя и главного бухгалтера стоят оттиски факсимильной подписи, у данного документа нет юридической силы Переделать счет-фактуру у поставщика

При предоставлении поставщиками товаросопроводительных документов было замечено, что внекоторых счетах-фактурах не заполнены все необходимые реквизиты, такие как ИНН/КПП продавца или его адрес, таким образом, данный счет-фактура не может служить основанием для предоставления налогового вычета по НДС, так как налоговое законодательство требует для получения вычета по НДС заполнения всех обязательных реквизитов в счете-фактуре.

Материалы должны передаваться подрядчику по приемо-сдаточному акту или накладной, которые подписываются специально уполномоченным представителем подрядчика, имеющим специальную доверенность.

Для отражения в учете рассматриваемых операций основными документами будут служить:

  • приемо-сдаточный акт или накладная на передачу материалов организации - подрядчику;
  • акт на выполненные организацией - подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий сам факт проведения ремонта;
  • счет - фактура;
  • платежное поручение, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации.

В ОАО «Агрообьединение «Кубань» была проведена проверка достоверности и полноты фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг. Цель - проверка наличия необходимой документации. Результаты проверки отражены в таблице 2.

Таблица 2. Наличию оправдательных документов на приобретение ТМЦ, выполнение работ в ОАО «Агрообьединение «Кубань»

№ п/п Наименование поставщика Приходный ордер (акт выполненных работ), №, дата Договор, №, дата, срок действия Счет-фактура, №, дата
1 ООО «Центр по контролю качества кормов «Кубань» Акт № 43 от 15.08.13 Договор № 43/Д от 12.08.13 № 55 от 15.04.13
2 ООО «ЮгАгроБизнес» Прих № 215 от 16.09.13 Нет данных Нет данных
3 ОАО Конный завод «Восход» Прих № 216 от 16.10.13 Договор № 1859 от 16.10.13 Нет данных
4 ОАО «Усть-Лабинский комбинат хлебопродуктов» Прих. № 217 от 17.11.13 Договор № 145 от 17.11.13 № 149 от 23.10.13

Как видно из таблицы, не всегда на предприятии на поставку товаров (работ, услуг) присутствует первичная документация. Выборочная проверка наличия первичных учетных документов на каждую хозяйственную операцию показала, что не все хозяйственные операции отражены своевременно и в полном объеме, не каждую операцию имеется первичный документ, также в процессе проверки была получена достаточная уверенность в том, что на предприятии не вся первичная документация защищена от несанкционированного доступа.

Аудиторская проверка первичной документации расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в составлении вывода о полноте и достоверности информации по расчетам с контрагентами, которая поступает в систему бухгалтерского учета. Нарушение этого грозит неправильному формированию книги покупок, составление которой является одной из главных задач, что в дальнейшем приведет к неправильному составлению Бухгалтерского баланса.

Список использованной литературы:

1. Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса, Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р.П. Булыги. М.: Юнити-Дана, 2013.-263с.

2. Ерофеева, В.А., Аудит [Текст]: 2-е издание / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова; перераб. и доп. - М.: 2010. - 638 с.

3. Подольский, В.И., Аудит [Текст]: 5-е издание / В.И. Подольский; ред. В.И. Подольский. - М.: 2011. - 607 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ