Актуальные проблемы в системе местных бюджетов РФ

Коновалова Светлана Андреевна,
студентка факультета
«Государственное управление и финансовый контроль»
по направлению «Государственный финансовый контроль»,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
Россия, Москва
Багратуни Каринэ Юрьевна,
научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве РФ,
Россия, Москва
E-Scio
№7 (34), 2019

Аннотация: В данной статье проанализированы некоторые аспекты существующих проблемы формирования местных бюджетов, выявлены факторы негативно влияющие на формирование местных бюджетов, предложены пути повышения бюджетной самодостаточности муниципальных образований.

Муниципальные (местные) финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Система муниципальных финансов меняется, и это, в основном, связано с принятием в 2003 году Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения, возникшие в следствии принятия данного закона повлияли не только на систему управления местного самоуправления, но и на систему государственного управления в целом.

Закон № 131-ФЗ регламентируют основополагающие принципы организации местного самоуправления, выделяя двухуровневую организационную структуру муниципальных образований, что несомненно повлияло на доходные источники и расходные обязательства данных территориальных образований.

Статья 56 ФЗ 131 закладывает содержание специфичного дохода местных бюджетов как самообложение, нашедшего проявление в бюджетном законодательстве.

Динамика и структура местных бюджетов свидетельствует о том, что тренд на дефицит бюджета муниципального образования является устойчивой константой.

Необходимость обеспечения устойчивых темпов экономического роста обуславливает задачу выявления влияния бюджетной политики на темпы экономического роста. При этом необходимо акцентировать внимание не только на оценке влияния бюджетной политики на экономический рост, но и влияние экономического роста на бюджетную политику. [5]

Для рассмотрения возьмем данные по основным параметрам местных бюджетов Российской Федерации за период времени с 2015 по 2018 гг.

Таблица 1. Основные параметры местных бюджетов за 2015-2018гг. (млрд. руб. )[6] Составлено автором на основе: Официальный сайт Министерства финансов: https://w.minfm.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Доходы 3035,3 3146,5 3845,7 4245,7
Расходы 2987,7 3068,9 3882,2 4226,9
Дефицит/профицит 47,6 77,6 -36,5 -147,1

До 2016 года наблюдается устойчивая динамика роста совокупного дефицита бюджетов муниципальных образований. Однако с 2017г ситуация диаметрально противоположная.

Повышение самодостаточности местных бюджетов, расширение доходного потенциала, повышение эффективности использования бюджетных средств является базовыми компонентами бюджетной политики не только на уровне муниципальных образований, но и вышестоящих уровней бюджетной системы.

Все эти аспекты нашли свое отражение в государственной программе «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». По данным Министерства Финансов и Росстата, в настоящее время местные бюджеты оставляют примерно 16% в структуре консолидированного бюджета РФ [6].

Оценка динамики и структуры доходов бюджетов муниципальных образований свидетельствует о достаточно высоком удельном весе дотаций в структуре собственных доходов, что, несомненно, свидетельствует о наличии существующих проблем в бюджетном планировании на местном уровне. Природа дотационности местных бюджетов разными учеными трактуется по-разному. Плюрализм мнений варьирует от нерационального распределения доходов между уровнями бюджетной системы, и расходными обязательствами, до низкой персонифицированной ответственности руководства муниципальными образованиями за результат финансово-хозяйственной деятельности местных администраций.

Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков) в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 15,5% (или на 172,5 млрд. рублей) и составил 1 283,1 млрд. рублей.

В объеме поступивших в 2018 году в местные бюджеты межбюджетных трансфертов (без учета возвратов остатков) субвенции составили 1 454,5 млрд. рублей (53,1%), субсидии - 688,6 млрд. рублей (25,2%), дотации - 390,8 млрд. рублей (14,3%) и иные межбюджетные трансферты 203,7 млрд. рублей - (7,4%).

Динамика межбюджетных трансфертов и их структура свидетельствует, что наибольший вес в структуре составляют субвенции, а доля дотаций не значительна. Однако необходимо проанализировать долю дотации в структуре собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Удельный вес дотаций в структуре межбюджетных трансфертов составляет 30%.

Основными мероприятиями по повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов являются [4]:

  1. Повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности.
  2. Упорядочение софинансирования расходов муниципальных образований из бюджета (повышение эффективности, расширение бюджетной самостоятельности, достижение результатов), сокращение числа действующих субсидий, за исключением субсидий капитального характера и на поддержку приоритетных направлений расходов.
  3. Закрепление показателей результативности предоставления субвенций при передаче отдельных государственных полномочий на исполнение органам местного самоуправления и установление мер ответственности за их невыполнение.
  4. Постоянная актуализация контроля за реализацией муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и создание стимулирующих механизмов с учетом оценки их результативности.
  5. Корректировка государственных программ с учетом оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 года No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017г.)// СПС Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 No 376-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 o 445 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»// СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/.

4. Багратуни К.Ю., Прокофьев М.Н. Оценка эффективности межбюджетных трансфертов при формировании местных бюджетов / Багратуни К.Ю, Прокофьев М.Н.// Муниципальная академия. 2017. № 4. С. 9096.

5. Багратуни К.Ю акценты бюджетной политики в системе мер по обеспечению темпов экономического роста./ Багратуни К.Ю, //Экономика и предпринимательство. 2017. № 31 (80). С. 109-111.

6. Данные об исполнении местных бюджетов РФ 2015-2018 гг. - https://www.minfin.ru.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ