Зарубежный опыт финансового управления акционерными обществами с государственным участием

Шуляк Павел Николаевич,
профессор кафедры общественных финансов,
бухгалтерского учета и аудита
Заслуженный деятель науки РФ,
Доктор экономических наук, профессор
Московский городской университет
Правительства Москвы
Смирнова Анастасия Владимировна,
аспирантка Московского городского университета
Правительства Москвы.
ведущий специалист.
Департамент имущества города Москвы.
Бизнес в законе
№1 2013

Аннотация: в научной статье рассматриваются международные принципы корпоративного управления акционерными обществами с государственным участием, в разрезе финансового механизма. Характеризуется подход, применяемый городом Москвой в отношении дивидендной политики. Обосновывается взаимосвязь между выбором стратегии развития общества с условиями развития московской агломерации.

Финансовый механизм управления, является составной частью корпоративного управления обществами с долей государства, для него характерен «политический» оттенок. В связи, с допущением более низких показателей финансовой устойчивости и рентабельности в сравнении со среднеотраслевыми.

Мировым ориентиром корпоративного управления обществами с долей государства в капитале являются принципы корпоративного управления принятые в 2004 году Организацией экономического сотрудничества и развития.

Одним из принципов является способность системы корпоративного управления к развитию прозрачных и эффективных рынков, при условии непротиворечивости принципу законности и четкому разделению обязанностей между различными надзорными, регулирующими и правоохранительными органами.

Следует отметить, что система корпоративного управления должна защищать права акционеров и способствовать их реализации.

Кроме того, акционеры имеют право на участие в принятии решений и получение достаточной информации о принимаемых решениях, касающихся основных корпоративных изменений, в том числе крупных сделок, включая передачу всех или значительной части активов, которые ведут, в конечном итоге, к продаже общества.

Структура капитала, а также возможности приобретения определенными акционерами степени контроля, несоразмерной их участию в капитале общества, подлежат раскрытию. Сделки должны проводиться по прозрачным ценам и на справедливых условиях, обеспечивающих защиту прав всех акционеров в соответствии с типом акций, которыми они владеют.

В разрезе обществ с долей города Москвы в уставном капитале следует отметить, что выполнение рекомендованных принципов выполняется не всегда. Так, акционерные общества нарушают процедуру согласования крупных сделок, зачастую представляют информацию по данному виду сделок после их совершения. Данный вид нарушения, преимущество встречается, в обществах с долей государства в уставном капитале не более 25%.

Несмотря на наличие общих принципов корпоративного управления, вопрос об оценки эффективности работы общества остается наиболее актуальным и открытым. Одним из вариантов оценки эффективности акционерных обществ с государственным участием может служить показатель полученных дивидендных выплат.

Относительно распределения дивидендов в 2005 году Организацией экономического сотрудничества и развития была разработана Директива корпоративного управления обществами с государственным участием.

Директива базируется на общих принципах корпоративного управления, акцентируя, что присутствие государства в уставном капитале акционерного общества является фактором риска, который реализуется в случае неопределенности его действий как крупного акционера.

Для минимизации риска государство должно выбрать стратегию своего управления и следовать ей, также следует отметить, что дивидендная политика государства является одним из инструментов финансового механизма управления акционерными обществами.

Таблица 1. Сравнительная характеристика подходов дивидендной политики

Подход Централизованный Смешанный Децентрализованный
Общества с государственным участием Коммерчески ориентированные - стержень экономики Стержневые, Социально-ориентированные Социально-ориентированные, выполняют функции регулятора области
Приоритетность дивидендных выплат Приоритет, при условии сохранения уровня финансовой устойчивости Приоритет в период высоких финансовых показателей, возможно изъятие «сверхдивидендов» Приоритет, при условии выполнения социально-регулирующих функций
Минимальный коэффициент дивидендных выплат Установлен Устанавливается на уровне министерства курирующего общества Не установлен
Величина дивидендных выплат Более 60% от чистой прибыли 50-60% от чистой прибыли 30-50% от чистой прибыли

Экономисты выделяют 3 подхода относительно дивидендной политики государства: централизованный, смешанный и децентрализованный.

Представителями применения централизованного подхода являются такие страны как Австралия и Новая Зеландия.

Дивидендная политика обществ с государственным участием проводится министерством финансов при сотрудничестве с профильным отраслевым министерством (например: министерство здравоохранения, инфраструктуры и транспорта).

Используются принципы приоритета дивидендных отчислений перед наращиванием собственного капитала при условии сохранения финансовой устойчивости.

Для обществ с государственным участием установлен минимальный коэффициент выплаты дивидендов для Австралии - более 60% чистой прибыли, для Новой Зеландии - более 50%. Повышение эффективности дивидендной политики связано с пересмотром структуры капитала общества, а также с поддержанием механизмов «льготного финансирования» его деятельности, в случае ухудшении финансового положения. Критерием оптимальности структуры капитала является приближенность соотношения заемного капитала к собственному, к среднему его значению по группе аналогичных акционерных обществ негосударственного сектора.

Представителями применения децентрализованного подхода являются такие страны как Финляндия и Норвегия, для обществ в данных странах не устанавливается минимальное значение коэффициента дивидендных выплат. Вопросы дивидендов решаются индивидуально на уровне отраслевого министерства (например: здравоохранения, промышленности). В отдельных случаях возможна унификация подходов к дивидендной политике у обществ одного министерства. Среднесрочная программа утверждается на уровне общества, а позиция государства отражается через его уполномоченных представителей в совете директоров. Данный подход отличается индивидуальным и гибким учетом интересов каждого общества. При этом величина и порядок расчета дивидендов ежегодно разнятся в отраслях, в зависимости от ситуации (от 40% до 80%, и при условии убыточной деятельности).

Дивидендную политику Российской Федерации и города Москвы можно отнести к смешанному подходу дивидендной политики.

Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации предписывается руководствоваться минимальным уровнем выплаты дивидендов не менее 25% чистой прибыли акционерного общества, если иное не установлено актами правительства РФ.

Корпоративное управление активами города Москвы осуществляет Департамент имущества города Москвы, отраслевые органы также принимают участие в управлении, выполняя функции по координации и контролю над деятельностью хозяйствующих субъектов. На основании Постановления Правительства Москвы от 02.05.2006 № 304-ПП «Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города и утверждении корпоративных стандартов корпоративного поведения города как акционера» следует, что средства для начисления и выплаты дивидендов на акции акционерного общества формируются из его чистой прибыли за отчетный период при ее достаточности. Для выплаты дивидендов может быть направлена нераспределенная прибыль прошлых периодов.

Распределение чистой прибыли акционерного общества осуществляется в зависимости от выбранной акционерным обществом стратегии развития (утверждается Советом директоров, членами которого в том числе выступают представители города), которая может быть ориентирована на постановку следующих целей:

Стратегические цели:

  • повышение эффективности деятельности акционерного общества за счет осуществления его модернизации и реконструкции;
  • сохранение активной маркетинговой политики и завоевание новых сегментов рынка для своей продукции/услуг (приобретение и освоение новых технологий, осуществление, обеспечение выхода акционерного общества на мировые рынки);
  • разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на увеличение рыночных преимуществ акционерного общества (улучшение качества товаров и услуг);
  • внедрение эффективных методов управления акционерным обществом;
  • повышение финансовой устойчивости деятельности акционерного общества.

Тактические цели:

  • рост курсовой стоимости акций акционерного общества;
  • получение прибыли от торговли собственными акциями;
  • расширение круга существующих инвесторов;
  • углубление и укрепление контроля над акционерным обществом.

В зависимости от выбранной стратегии акционерного общества и сформулированных целей осуществляется распределение чистой прибыли акционерного общества, которое рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

  • реинвестирование доли чистой прибыли акционерного общества - до 35%;
  • обязательные отчисления в резервный фонд акционерного общества - до 5%;
  • отчисления в фонд потребления и другие фонды, предусмотренные уставом акционерного общества, - до 10%;
  • дивидендные выплаты акционерам - не менее 50%.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в мировой практике корпоративного управления не сформированы единые показатели оценки эффективности работы обществ с долей государства в капитале, более того данные показатели не приняты и для независимых обществ.

В условиях переживаемого мировой экономикой структурного кризиса, в течение ближайших десятилетий велика вероятность труднопредсказуемых событий, которые могут стать причиной кардинальных изменений и параметрического сдвига в развитии мировой и российской экономики.

Наиболее опасными являются следующие экономические риски развития крупнейших мегаполисов:

  • ухудшение макроэкономической ситуации (включая рост процентных ставок по кредитам, банкротства стратегически важных предприятий и пр.);
  • уменьшение основных источников финансирования городского бюджета (уменьшение налоговых и неналоговых поступлений);
  • неверная/неточная оценка необходимых для реализации стратегии ресурсов (финансовых, временных и пр.).

При учете вышеуказанных рисков, определяющее значение имеет оптимальный выбор стратегии развития для акционерных обществ с долей государства, которые находятся в собственности города Москвы. В связи с чем, актуальным остается вопрос развития государственно-частного партнерства, снижение административных барьеров реализации инвестиционных проектов и повышение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов в разрезе средств, предоставляемых акционерным обществам.

Неотъемлемой частью формирования финансовой стратегии развития в корпоративном управлении обществами города Москвы должен стать выбор ориентира на повышение дивидендных поступлений, либо на выполнение стратегически значимых социально-экономических целей, а также получение максимизации прибыли по итогам долгосрочных проектов.

Список литературы:

1. Организация экономического сотрудничества и развития: сайт.- URL: http://www.oecd.org/redirect/home/ (дата обращения: 09.01.2013);

2. OECD Guidelines on Corporate Governance of State-Owned Enterprises. - Organization for Economic Co-operation and Development, 2005 OECD Guidelines on Corporate Governance of State-Owned Enterprises. - Organization for Economic Co-operation and Development, 2005: сайт.- URL: http://www.oecd.org.com (дата обращения: 09.01.2013);

3. Служба мониторинга Австралии: сайт.- URL: http://www.finance.gov.au (дата обращения:11.01.2013);

4. Служба мониторинга Новой Зеландии: сайт.- URL: http://www.comu.govt.nz (дата обращения:10.01.2013);

5. Информационное агенство РИА НОВОСТИ: Минимум отчисления дивидендов для госкомпаний установлен в 25% прибыли http://ria.ru/economy (дата обращения: 16.11.2012);

6. Постановление Правительства Москвы «Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера» от 02.05.2006 № 304-ПП (ред. от 27.07.2010) - Консультант+ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://konsultant.ru (дата обращения 22.01.2013);

7. Ивашковская И.В., Пономарева М.О., Сеттлз А. Деятельность советов директоров и стратегическая эффективность. // Проблемы теории и практики управления, 2007, №8;

8. Корпоративное управление в США и Европе, где мы сейчас: аналит. обзор, дек. 2005 / Owen Kirchmaier Grant - 19 c.;

9. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя. Часть II. Российские фирмы. / Под редакцией д.э.н. проф. Р.М. Нуреева. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 212, часть II. Москва, Московский общественный научный фонд, 2010, 156 стр.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ