Учетная политика как инструмент налогового планирования

Хананов Максим Ринатович
Студент 2-го курса КузГТУ,
г. Кемерово, РФ
Рытенкова Анастасия Владимировна
Студент 2-го курса КузГТУ,
г. Кемерово, РФ
Научный руководитель:
Овчинникова Ирина Васильевна
Кафедра управленческого учета и анализа, СПД
Символ науки
№11 2015

Аннотация. В данной статье рассмотрены различные инструменты, которые составляют учетную политику организации. Как с помощью различных вариантов учетной политики организация может по-разному влиять на составление налогооблагаемой базы.

В экономической литературе учетная политика трактуется как определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

  • сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным;
  • создать систему налогового учета;
  • предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
  • построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

С вступлением в силу 28 главы НК РФ «налог на прибыль организаций», организация должна составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Учетная политика для целей налогообложения является действенным средством предотвращения и предупреждения налоговых споров, она позволяет избежать рисковых ситуаций, которые могут повлечь доначисление налогов, начисление пеней и штрафов после проведения контрольных мероприятий. [3]

Статьей 60 Налогового кодекса РК установлены требования к налоговой учетной политике. Требование об ее обязательном наличии у налогоплательщика введено в целях сокращения налоговой отчетности, предоставления компаниям права самостоятельного выбора методов определения объектов, связанных с налогообложением на основании МСФО и положений Налогового кодекса.

Организация может снизить налоговую нагрузку, используя следующие инструменты:

  • "пробелы" в налоговом законодательстве;
  • налоговые льготы;
  • изменение вида деятельности организации;
  • варианты учета, отраженные в учетной политике;
  • оффшоры. [5]

"Пробелы" в налоговом законодательстве. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений; полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности; жесткость налоговых санкций; отсутствие законодательных процедур их применения.

Налоговые льготы. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими гражданами. Понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ. Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан перед отечеством; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан; охрана окружающей среды и пр.

Изменение деятельности организации и смена места регистрации организации. Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (оффшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей.

Оффшор — финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра.[1]В данном случае могут быть использованы:

  • Самая простая схема
  • Производственная схема
  • Агентская схема
  • Оказания услуг
  • Полная предоплата
  • Кредит.

Использование различных вариантов учета, для снижения налоговой нагрузки. Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику возможность выбора методов ведения налогового учёта, с помощью учётной политики. Определение влияния различных методов на суммы платежей и сроки их внесения в бюджет, их обобщение в виде методики, позволяющей провести анализ влияния методов формирования учётной политики на суммы и сроки уплаты налогов, представляется особо актуальной задачей для множества субъектов осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Общими методами формирования учётной политики называются методы, оказывающие одновременное влияние как на налог на прибыль и на налог на добавленную стоимость. [4] К ним относятся:

  • Определение момента возникновения налоговых обязательств;
  • Определение налогового периода;
  • Учет дебиторской задолженности;
  • Раздельный учет по налогу на добавленную стоимость
  • Технический аспект учётной политики;

Таким образом, целью налоговой учетной политики является отражение специфики способов ведения налогового учета в случаях, когда налоговое законодательство РК:

  1. содержит нормы, требующие или позволяющие сделать выбор из нескольких вариантов (методов), предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе в соответствии с нормами МСФО, а также требует отражения в налоговой учетной политике отдельных условий и положений;
  2. устанавливает общие нормы и (или) не содержит конкретных способов ведения налогового учета, порядка определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, порядка исчисления налогов;
  3. содержит нормы, не в полной мере соответствующие основополагающим принципам налогообложения, установленным Налоговым кодексом.

Указанные варианты формирования налоговой учетной политики позволяют организации снизить размер налоговых платежей и исключить случаи переплат. Величина налоговой экономики является эффективным показателем использования учетной политики в целях налоговой оптимизации. Формирование оптимальной учетной политики является наиболее востребованной и самым доступным направлением налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации.

Список использованной литературы:

1. Инструменты международного налогового планирования. Оффшоры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: art. thelib/business/audit/instrumenti_mezhdunarodnogo_nalogovogo_planirovaniya/;

2. Лебедева Е. Новые поправки в налоговый кодекс: плюсы и минусы / Е. Лебедева // Налоги финансовое право. - 2010. - №6. - С.24-31;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации 1я и 2я часть от 1.07.2010;

4. Налоговые льготы и другие инструменты налоговой политики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lawmix/comm/2280/;

5. Налоговое планирование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pnalog/ru/;

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ