Учет и контроль расходов на продажу

Корзун Лариса Николаевна,
старший преподаватель кафедры
бухгалтерского учета анализа и аудита
ФГБОУ ВО КГУ
Мозговая Юлия Сергеевна,
магистрант 2 курса
факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО КГУ
Политика, экономика и инновации
№5 (15) 2017

Аннотация: в публикации нашли отражение вопросы теории и практики организации системы финансового учета расходов на продажу в частности рекламных расходов

В научной литературе финансовому учету коммерческих расходов уделяется меньше внимания, нежели учету производственных расходов. Но все равно коммерческие расходы являются расходами по обычным видам деятельности и возникают у предприятий различных форм собственности, функционирующих во всех отраслях экономики [1]. Расходы производственного предприятия можно разделить на два вида: производственные и внепроизводственные. Производственные расходы это расходы, непосредственно связанные с производством готовой продукции, работ и услуг. Внепроизводственные расходы (расходы на продажу)- расходы, которые связаны с отгрузкой или реализацией продукции. Вместе с производственной себестоимостью они образуют полную себестоимость готовой продукции. Многие производственные предприятия занимаются не только изготовлением продукции, но также и ее реализацией. Для качественного сбыта продукции, необходимо эту продукцию упаковать, грамотно прорекламировать и доставить до потребителя. Все это требует дополнительных затрат [3].

Все расходы, связанные с продажей готовой продукции должны учитываться на счете 44. К таким расходам относятся следующие виды:

  • на затаривание и упаковку продукции на складах готовой продукции;
  • по доставке продукции покупателю или же до самой станции погрузки и страхование на время перевозки и хранения;
  • по содержанию складов и помещений готовой продукции с целью хранения продукции в местах ее продажи; различных мест реализации продукции, работ и услуг; погрузочной техники, прочих основных средств, используемых в процессе отгрузки, реализации и доставки продукции потребителям и т. д.;
  • на рекламу;
  • на осуществление приемки выполненных работ и оказанных услуг;
  • комиссионные вознаграждения, выплачиваемые посредническим организациям, с помощью которых осуществляется реализация продукции, работ и услуг;
  • представительские расходы, выполняемые с целью реализации продукции, работ и услуг;
  • на исследование конъюнктуры рынка, отбор покупателей, создание и совершенствование системы тарифов и цен, использованию баз данных и программных продуктов, связанных с управлением системой тарифов и цен;
  • на создание и приобретение документов, связанных с технологией продажи;
  • персонала организации;
  • иные затраты [1].

Деятельность торговых предприятий направлена на перепродажу приобретенного товара, поэтому производственный процесс в таких организациях как правило отсутствует. В таблице 1 отразим номенклатуру статей расходов на продажу в организации.

Таблица 1 - Номенклатура статей расходов на продажу Статьи расходов

Статьи расходов Характеристика расходов
1. Расходы на упаковку, транспортировку продукции Затраты на тару, упаковку и перевозку издательской продукции, экспедирование и пересылку периодических изданий и т.п.
2. Расходы на рекламу Затраты на рекламу всех видов, пропагандирующих продукцию издательства, расходы на объявления в прессе, по радио и телевидению, на создание и распространение листовок, буклетов, баннеров, затраты на осуществление выставок, ярмарок и т.д.
3. Расходы на маркетинговые исследования Затраты на текущее исследование конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, связанной с выпуском книгопечатной продукции и ее реализацией и т.п.
4. Коммерческие расходы Расходы на содержание фирменных магазинов и киосков; расходы на оплату труда с ЕСН, ОПС и ДС торгового персонала, предпродажную подготовку издательской продукции, на содержание складов, торговых залов и торгового оборудования, амортизационные отчисления по основным средствам и т.п.
5. Прочие расходы Расчетная (плановая) себестоимость обязательных бесплатных экземпляров и другие затраты по реализации продукции, не предусмотренные предыдущими статьями

Учет на счете 44 ведется на субсчетах: 44-1 «Коммерческие расходы» и 44-2 «Издержки обращения».

На субсчете 44-1 отражены все расходы, которые напрямую связаны с упаковкой, погрузкой и отправкой продукции по соответствующим договорам. Также на субсчете 44-1 учитываются расходы, связанные со сбытом товаров (затраты на содержание складов, затраты на анализ и экспертизу продукции, расходы на рекламу и пр.).

На субсчете 44-2 организации ООО «АЛЬФА» отражены затраты по заготовке и доставке произведенной продукции в организацию до включения в фактическую себестоимость заготовления ценностей.

Для признания расходов на рекламу в бухгалтерском учете в подтверждающих документах делают следующие записи:

  • Дт 44 Кт 60 (76) — отражены рекламные услуги;
  • Дт 44 Кт 10 — рекламная продукция, не являющаяся основным средством, списана в расходы;
  • Дт 44 Кт 02 — начислена амортизация по основному средству, используемому в рекламных целях.

В процессе рекламной деятельности возникает множество различных неожиданностей, поэтому необходим тщательный контроль за расходами на рекламу. Для этого на ООО «АЛЬФА» существует система маркетингового контроля, которая охватывает следующие типы:

  • контроль за выполнением годовых планов - сопоставление текущих показателей с контрольными цифрами годового плана. Ответственными за проведение такого контроля выступают Генеральный директор и Заместитель генерального директора;
  • контроль прибыльности - определение фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и торговых каналов. Ответственный - Заместитель генерального директора;
  • стратегический контроль - регулярная проверка соответствия исходных стратегических установок компании имеющимся рыночным возможностям. Ответственный - Заместитель генерального директора.

Таким образом, расходы на рекламу требуют большого внимания проверяющих и тщательной оценки при принятии бухгалтером тех или иных затрат как нормируемых или ненормируемых.

Список источников:

1. Новосельский С.О. Индикативный механизм оценки социально-экономической конкурентоспособности развития районов Курской области / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, Ю.Д. Ванин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. - №7. - С.26-30

2. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, Д.В. Зюкин, И.Н. Щедрина // Наука и практика регионов. - 2016. - №1.- С. 16-24

3. Новосельский С.О. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия пищевой промышленности / С.О. Новосельский, Л.В. Бычкова, В.А. Климов, Н.А. Коптева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - №8. - С.25-30

4. Новосельский С.О. Управление продовольственной безопасностью на региональном уровне: коллективная монография / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, О.В. Телегина, Н.В. Жахов, А.А. Золотарев. - Курск: Регион. откр. социальный ин-т, 2015. - 106 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ