Системный подход к управлению дебиторской задолженностью

Н.Ф. Мормуль,
кандидат экономических наук,
доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ) МИЭТ
С.А. Еникеева
кандидат экономических наук,
доцент кафедры ЭиМ МИЭТ
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Экономические и социально-гуманитарные исследования
№2 (6) 2015

Рассматриваются основные подходы к определению терминов «дебиторская задолженность» и «управление дебиторской задолженностью», обосновывается системный подход к управлению дебиторской задолженностью как составной части управления оборотными активами предприятия через реализацию основных функций управления (планирования, контроля и оценки, регулирования и мотивации), взаимосвязь которых представлена как система с обратной связью. Кроме того, кратко излагается содержание каждой функции управления.

В современных экономических условиях большинство предприятий испытывают дефицит финансовых ресурсов, что актуализирует вопросы, связанные с их формированием, оптимальным размещением и эффективным использованием.

Современное состояние взаимных расчетов предприятий характеризуется высокой долей дебиторской задолженности в структуре их оборотных активов. Это может стать причиной снижения финансовой устойчивости и платежеспособности, увеличения затрат на взыскание долгов и, как следствие, уменьшения рентабельности используемого капитала. В связи с этим совершенствование управления дебиторской задолженностью становится одной из основных задач финансового менеджмента.

В отечественной и зарубежной литературе приняты разные определения сущности дебиторской задолженности. Одни авторы считают, что она представляет собой задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающую в ходе хозяйственной деятельности. Другие подразумевают под ней обязательства перед данным предприятием, возникающие у других организаций и (или) физических лиц в связи с предоставлением им продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Определение обязательства дано в статье 307 ГК РФ: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» [1].

В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимают имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав. Статья 128 ГК РФ гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» [1]. Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным, сама она входит в состав активов предприятия, а значит, как актив должна отвечать следующим условиям: приносить хозяйственную выгоду в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы беспрепятственно использовать ее по собственному усмотрению или продать; быть результатом ранее свершившихся сделок.

Ряд авторов рассматривают дебиторскую задолженность с позиций маркетинга: как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции предприятия стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставляя им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. При этом дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики предприятия. Однако оценка эффективности использования дебиторской задолженности как маркетингового рычага, увеличивающего спрос на продукцию (работы, услуги) и объем продаж, остается одной из нерешенных методических проблем.

В рамках другого подхода дебиторскую задолженность трактуют как товарный кредит, предоставляемый предприятием своим дебиторам. Величина дебиторской задолженности показывает объем средств, отвлеченных из оборота предприятия и находящихся в обороте у дебитора. В статье 823 ГК РФ записано: «Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом» [1].

Дебиторская задолженность, в соответствии с МСФО 32 «Финансовые инструменты: представление информации», является финансовым активом, который представляет собой финансовые требования, дающие их владельцу право на получение платежа, т. е. договорным правом требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании [2].

Известна также трактовка дебиторской задолженности как формы инвестирования: предприятия, предоставляя отсрочку (рассрочку) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), кредитуют своих контрагентов, рассчитывая на получение дополнительной выручки, и тем самым формируют рисковую среду невозвратных товарных кредитов при длительных сроках расчета.

Ряд отечественных и зарубежных экономистов относят дебиторскую задолженность к инструментам управления оборотным капиталом предприятия. С этих позиций она представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличить объем реализации. Данный подход скорее описывает свойства дебиторской задолженности, нежели раскрывает ее сущность.

Многообразие подходов к определению дебиторской задолженности свидетельствует об ее влиянии на различные аспекты деятельности предприятия.

В научной литературе нет и однозначной трактовки понятия «управление дебиторской задолженностью». Современные авторы сходятся в понимании цели этого процесса: таковой признается оптимизация уровня дебиторской задолженности. Однако ее рост не всегда представляет собой проблему для предприятия. Если оно расширяет деятельность, наращивает объем продаж, то увеличивается число покупателей и соответственно может возрастать дебиторская задолженность. В этом случае нежелательными будут наличие и рост лишь просроченной дебиторской задолженности, так как это повышает финансовые риски предприятия, связанные с непогашением основного долга, а также с отвлечением и замораживанием оборотного капитала. Представители американской экономической школы Ю. Бригхем и Л. Гапенски [3] считают, что оптимизация величины дебиторской задолженности должна обеспечивать достижение баланса между желанием предприятия максимизировать свои чистые денежные поступления за определенный период и минимизировать затраты, связанные с поддержанием величины дебиторской задолженности на некотором уровне. Они же предлагают механизмы, позволяющие влиять на ее величину через кредитную политику.

Несмотря на общее понимание цели управления дебиторской задолженностью, в научной литературе нет единства взглядов на способы ее достижения.

Так, Е.С. Стоянова [4] рассматривает управление дебиторской задолженностью как часть системы управления оборотным капиталом и предлагает два подхода к этому процессу:

  1. сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
  2. сравнение и оптимизация величины сроков дебиторской и кредиторской задолженностей.

По мнению П. Хитрова [5], к основным этапам управления дебиторской задолженностью относятся планирование ее размера, управление кредитными лимитами покупателей, контроль дебиторской задолженности и мотивация сотрудников.

Наиболее полный перечень управленческих мероприятий представлен Г.М. Колпаковой [6]: в него входят финансовый анализ деятельности предприятия-поставщика, выработка кредитной политики предприятия, принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности, контроль отгрузки продукции, контроль за финансовым состоянием дебиторов и меры по взысканию дебиторской задолженности.

Профессор В.В. Ковалев [7] делает акцент на такой составляющей процесса управления дебиторской задолженностью, как выработка кредитной политики предприятия.

Анализ рассмотренных выше подходов к управлению дебиторской задолженностью свидетельствует об отсутствии системности в их реализации. По нашему мнению, управление дебиторской задолженностью, как и любой процесс управления любым объектом, предполагает осуществление основных функций управления (планирование, контроль и оценка, регулирование и мотивация). Реализация каждой из них требует выполнения расчетно-аналитических процедур, т. е. функция анализа, можно сказать, пронизывает весь процесс управления.

Процесс управления дебиторской задолженностью может быть реализован как система с обратной связью. Такой подход основан на принципах теории автоматического регулирования, когда необходимо задать (сформулировать) требуемое состояние системы, затем обеспечить контроль за его соблюдением (мониторинг), проанализировать и оценить возникающие отклонения от заданного состояния и при необходимости осуществить регулирующие воздействия с целью своевременно устранить возникающие отклонения или скорректировать требуемый уровень состояния.

В этом случае основной задачей функции планирования будет определение требуемого состояния системы, т.е. расчет ожидаемой суммы дебиторской задолженности (ДЗ расч.):

ДЗрасч. = Nкредит.реал. * С/Ц * (tДЗоб. + tДЗПоб.) : 360,

где Nкредит.реал. - планируемый объем реализации продукции в кредит;
С/Ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены единицы продукции;
tДЗоб. - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
tДЗПоб. - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать в дебиторскую задолженность расчетную сумму средств, необходимо скорректировать условия кредитования или планируемый объем реализации продукции в кредит, поэтому расчету величины ожидаемой суммы дебиторской задолженности (ДЗрасч.) должен предшествовать комплекс работ, называемый формированием кредитной политики предприятия. В него входят:

  • разработка стандартов кредитоспособности дебиторов;
  • установление сроков предоставления кредитов;
  • определение условий и размеров предоставляемых скидок и взимаемых штрафов (наценок);
  • создание системы сбора платежей;
  • создание системы резервов по сомнительным долгам.

Кредитная политика может быть консервативной, умеренной или агрессивной, что зависит от условий функционирования предприятия, и требует периодической корректировки.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный тип отрицательно влияет на рост объемов продаж и формирование устойчивых коммерческих связей, тогда как агрессивный может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов из оборота предприятия, увеличить расходы по взысканию долгов и, как следствие, снизить рентабельность его активов.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета рентабельности активов и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Реализация функции контроля требует мониторинга и анализа состояния дебиторской задолженности на основе ведения платежного календаря и сопоставления его с графиком ожидаемых поступлений денежных средств от дебиторов с целью не допустить образования проблемной задолженности.

Сопоставление данных графика и платежного календаря позволяет оценить состояние параметров дебиторской задолженности и выбрать методы воздействия на них, т. е. реализовать функцию регулирования.

В большинстве случаев реализация функции мотивации связана со стимулированием сотрудников коммерческих подразделений предприятия-кредитора и основана на возможности перераспределения кредитных лимитов. Отделы, обеспечившие предприятию наибольшую сумму наценок при минимальной просрочке платежа и тем самым увеличившие объем продаж, получают вознаграждение в виде фиксированного процента от этого объема. Вместе с тем при превышении выделенных отделам кредитных лимитов на руководителей налагается штраф в размере произведения суммы превышения кредитного лимита на процент рентабельности предприятия. Однако так можно воздействовать лишь на мотивацию сотрудников предприятий-кредиторов, тогда как при реализации мотивационной функции необходимо учитывать и мотивацию дебиторов к выполнению договорных требований своевременной оплаты поставленной продукции.

Таким образом, предлагаемый подход обладает системностью, поскольку все функции управления взаимосвязаны, что обеспечивает целостный взгляд на вопросы управления дебиторской задолженностью.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // Кодексы и законы РФ: правовая навигационная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/gk/ (дата обращения: 02.04.2015).

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации» // МСФО ФМ [Электронный ресурс]. URL: http://msfofm.ru/ifrs?id=333 (дата обращения: 02.04.2015).

3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: в 2 т. СПб.: Экономическая школа; М.: Высшая школа экономики, 1997. Т. 1. 497 с.; Т. 2. 669 с. (Открытая книга - открытое сознание - открытое общество).

4. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. 6-е изд. М.: Перспектива, 2006. 656 с.

5. Хитров П. Управление дебиторской задолженностью // Финансовый директор. 2005. № 12. С. 22-30.

6. Колпакова Г.М. Управление дебиторской задолженностью. М.: МИЭТ, 2000. 72 с.

7. Ковалев В.В. Управление активами фирмы. М.: Проспект, 2007. 388 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ