Просроченная дебиторская задолженность страховых компаний: инструментарий и актуальные подходы реализации

А.В. Смирнов
генеральный директор группы компаний
«Центр долгового управления»,
кандидат юридических наук (г. Москва)
Имущественные отношения в Российской Федерации
№12 (123) 2011

Специфика и причины возникновения просроченной дебиторской задолженности

Зачастую просроченная дебиторская задолженность возникает у страховых компаний при реализации перешедших к страховщику после страховой выплаты по договорам имущественного страхования прав требования к лицу, ответственному за причинение убытков страхователю, долгов агентов по перечислению страховых взносов, задолженности страхователей при оплате страховых премий в рассрочку.

Не только небольшие, но и крупные страховые компании часто не уделяют надлежащего внимания проверке финансовой надежности и платежеспособности контрагентов при заключении новых договоров, а также обеспеченности долговых обязательств имуществом. Страховые компании, имеющие систему планового мониторинга, направленного на своевременное выявление признаков банкротства контрагентов по уже заключенным договорам, - редкое исключение.

На фоне ужесточения требований к финансовой надежности страховых компаний со стороны надзорных органов страховщики стали менять свое отношение к дебиторской задолженности, наличие которой даже для ТОП-50 становится непозволительной «роскошью». Просроченная дебиторская задолженность не может быть принята для покрытия страховых резервов, в отличие от «живых» денег она не способна приносить инвестиционный доход. В случае если агент страховой компании не передает полученные от страхователей взносы страховой компании, страховщик все равно вынужден нести обязательства по договорам страхования, заключенным этим агентом.

Объем и динамика роста просроченной задолженности

Не секрет, что бум потребительского кредитования дал мощный импульс росту просрочек платежей и полному невозврату займов. По данным аналитического центра компании «Центр долгового управления» (далее - ЦДУ), общий объем просроченной задолженности на рынке ежегодно увеличивается на 50-60 процентов и в настоящее время составляет 1,5-2,5 процента от общего объема выданных кредитов. Более точную цифру назвать достаточно сложно, поскольку, например, банки весьма неохотно афишируют данные о своих потерях и просчетах.

Общий объем просроченной задолженности на страховом рынке также трудно оценить, но уже по причине того, что законодательство не обязывает страховщиков учитывать и опубликовывать сведения о такой задолженности.

Согласно статистике крупных страховщиков суброгационные долги составляют примерно 15-20 процентов от страховых выплат по имущественным видами страхования. Доля задолженности страхователей по оплате страховых взносов в каждой компании разная и зависит от политики страховщика по предоставлению рассрочек в оплате премий.

Задолженность агентов - физических лиц невысока, поскольку при присвоении денег страховщика действия агентов можно квалифицировать как мошенничество, а это уже уголовные правоотношения. Доля задолженности агентов - юридических лиц также невысока, однако с такой задолженностью труднее всего бороться. Часто такие юридические лица заранее «подготавливаются» к выводу активов, но не в бюджет страховщика.

Виды долгов и методы работы с просроченной дебиторской задолженностью

Выделяют два вида массовых долгов - суброгация и дебиторская задолженность. Реализация права суброгации проводится комбинированными методами. Претензионная работа между страховщиками в рамках страхования каско и ОСАГО проводится, как правило, собственными силами страховщика, поскольку не требует высокой квалификации специалистов. Суброгационные долги могут реализовываться как собственными силами страховщика, так и с привлечением к этой работе коллекторов. К этой группе суброгационных долгов относятся спорные суммы, не выплаченные в претензионном порядке страховщиком ОСАГО, долги физических и юридических лиц с сомнительным финансовым положением, суброгационные дела по иным договорам страхования, кроме Автокаско, регрессы по ОСАГО в случаях, предусмотренных законом.

Методы работы зависят от специфики долга. Может проводиться как претензионная, так и судебная работа. Страховые коллекторы используют последовательно четыре метода:

  1. письменное уведомление должника с предложением добровольного погашения задолженности. Оно может быть представлено как на бумажном носителе, так и в виде СМС или пересылаться по электронной почте;
  2. устное уведомление должника осуществляется, если письменное уведомление не принесло желаемого результата. Как правило, устное уведомление представляет собой телефонный звонок должнику;
  3. выезд сотрудника страхового коллектора к месту жительства или работы должника с целью установления факта реального пребывания должника по известным адресам;
  4. так называемый «легал коллекшн» - возбуждение судебного процесса и проведение исполнительного производства.

Все четыре метода используются последовательно, как правило, только в отношении должников - физических лиц. Не секрет, что по сравнению со страховыми коллекторами страховые компании более ограничены в выборе методов работы с должниками. В связи с этим и эффективность этой работы, проводимой собственными силами страховщика по долгам физических лиц, гораздо меньше, чем у коллекторских агентств. Для компаний, осуществляющих работу по долгам физических лиц силами штатных сотрудников, эффективность не превышает 10 процентов, а часто и менее. Это значит, что из 100 рублей задолженности только от 2 до 6 рублей будет возвращено. А сколько еще затрат несет компания для получения этих денег?

С долгами страховщиков ОСАГО, необоснованно снизивших выплаты по суброгационным требованиям своих коллег-страховщиков, эффективность работы гораздо выше. В первую очередь мы связываем это со стабильно прочным финансовым положением страховых компаний и с гарантиями финансовой устойчивости страховщиков ОСАГО, предоставляемых Законом № 40-ФЗ [1] и реализуемым через компенсационные выплаты Российского союза автостраховщиков.

Второй массовый вид долгов на страховом рынке - дебиторская задолженность страхователей по оплате страховых премий и взносов. И хотя просроченная задолженность не может быть использована страховщиками для покрытия страховых резервов, работой с такими долгами страховщики предпочитают заниматься самостоятельно, поскольку должники в таких случаях являются страхователями, то есть действующими клиентами страховщиков.

Остальные виды долгов, с которыми коллекторам приходится иметь дело, не являются массовыми, скорее, это исключение. Хотя все больше страховщиков к массовым долгам уже относят задолженность страховых агентов и брокеров по перечислению страховщику собранной страховой премии.

Перспективы развития сотрудничества коллекторов и финансовых институтов

Сотрудничество страховщиков с коллекторскими агентствами началось недавно, если сравнивать с банковским сектором. Тем не менее страховой рынок уже сформировал свои неписанные требования к сотрудничеству с коллекторскими агентствами, а именно:

  1. эффективное построение суброгационной работы должно повышать рентабельность автострахования на 12-15 процентов с учетом средств, затраченных на оплату услуг коллектора;
  2. открытость коллектора должна позволить взыскать стоимость его услуг с недобросовестного должника, отказавшегося от погашения задолженности в добровольном порядке;
  3. оплата услуг коллектора должна осуществляться по реально возвращенным долгам и без предоплаты (страховщики платят коллектору не за саму работу, а только за ее результат).

Наибольшую заинтересованность в услугах коллекторов проявляют компании с иностранным капиталом. Опыт работы западных компаний подтвердил на практике целесообразность сокращения издержек страховщиков, связанных с обслуживанием непрофильного бизнеса.

Число коллекторских агентств ежегодно растет. Сегодня только на рынке Москвы работают свыше 50 компаний, оказывающих коллекторские услуги. О популярности этого вида предпринимательской деятельности свидетельствует тот факт, что многие юридические фирмы и адвокатские коллегии стали именовать себя коллекторскими агентствами. Несмотря на это, лишь отдельные компании, действующие на коллекторском рынке, имеют практический опыт работы в сфере страховых споров (все-таки приоритетным направлением развития большинство коллекторов избрали банковский сектор). Как результат, по итогам 2010 года большинство коллекторов не сумело отработать долговой портфель, полученный от страховщиков. Причина очевидна - некоторые коллекторы знают технологии работы с банковскими долгами, но не понимают специфику работы по задолженности страховщиков. Как уже упоминалось, банки обращаются к услугам коллекторов намного чаще, а значит, коллекторы работают с просроченной задолженностью на достаточно ранних сроках. В случае с банковскими долгами и работать проще - спор о наличии задолженности перед банком даже не возникает.

Отношение страховых компаний к проблемам просроченной задолженности совершенно противоположное, что является главной спецификой работы в этом сегменте и одновременно основной трудностью. Так, выбрав специализацией деятельности страховой рынок, ЦДУ сумела значительно повысить эффективность своей деятельности, нарастить необходимую инфраструктуру бизнеса. В 2010 году компания взыскала более 1,5 миллиарда рублей, что составляет около 60 процентов от многомиллиардного портфеля переданной в работу ЦДУ задолженности.

Литература

1. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 : в редакции федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ, от 20.11.1999 № 204-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 10.12.2003 № 172-ФЗ, от 20.07.2004 № 67-ФЗ, от 07.03.2005 № 12-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 21.07.2005 № 104-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 № 57-ФЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.

3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ.

4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) : Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ