Обеспечение приоритетных направлений инвестирования основного капитала промышленного комплекса

Азарова Валентина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
математических методов в экономике,
декан факультета физико-математического образования,
информатики и программирования,
Мурманский государственный гуманитарный университет,
Россия, Мурманск
Вестник Чувашского университета
№3 2014

Определены приоритетные направления развития экономических видов деятельности промышленного комплекса, сопровождаемого созданием механизма достижения планируемых экономических результатов и адекватных им объемов инвестиций, направляемых в основные фонды.

Сложившиеся в настоящее время опережающие темпы роста объемов инвестиций в такой экономический вид деятельности промышленного комплекса, как «Добыча полезных ископаемых», по сравнению с экономическим видом деятельности «Обрабатывающие производства» связаны с предпринимаемыми мерами разноуровневых органов перспективного и стратегического планирования социально-экономического развития по снижению степени физического износа основных фондов в отраслевой составляющей промышленного комплекса «Добыча полезных ископаемых», достигшей в 2012 г. 51,1% [3].

В то же время в избранном направлении интенсивного развития в долгосрочном периоде физический износ основных фондов в экономическом виде деятельности «Обрабатывающие производства» настолько велик (46,8% в 2012 г.), что не позволяет создать существенный задел в расширении конкурентных преимуществ данной отрасли промышленного комплекса, повышении конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг, занятии ведущего места среди промышленно развитых стран мирового хозяйства [3].

Сложившиеся экстраполяционные тенденции обновления и модернизации основных фондов в анализируемых видах экономической деятельности промышленного комплекса могут привести к современному техническому уровню основных фондов промышленно развитых стран через 40-50 лет.

Поэтому избрание направления приоритетного развития тех или иных отраслевых составляющих промышленного комплекса должно сопровождаться формированием механизма достижения планируемых экономических результатов в конкретно установленные сроки и при адекватных им объемах инвестиций, направляемых в основной капитал.

Так, например, для достижения в течение 10-15 лет технического и инновационного уровня промышленно развитых стран, на наш взгляд, необходимо удвоить темпы роста инвестирования в экономический вид деятельности «Обрабатывающие производства» при соблюдении ежегодных величин коэффициентов обновления и модернизации основного капитала, равных 10-12%.

Необходимость повышения государственного организационного уровня обеспечения избираемых направлений развития и эффективного использования ресурсного потенциала промышленного комплекса связана со значительным уровнем специализации производства регионов, высокой степенью их межотраслевых связей, существенной территориальной протяженностью и многообразием природно-климатических особенностей субъектов федерации.

Вместе с этим выбор тех или иных приоритетных направлений социально-экономического, финансово-инвестиционного, научно-инновационного развития субъектов хозяйствования связан с трудностями их реализации в условиях значительного и при этом преждевременного снижения государственного влияния на происходящие процессы развития рыночных отношений, медленного роста объемов инвестиций в экономических видах деятельности промышленного комплекса [4].

Приоритетность экономического, финансового и инновационного развития обрабатывающих производств промышленного комплекса отвечает в настоящее время провозглашенному государством курсу на модернизацию основных видов экономической деятельности народного хозяйства. При этом наибольший экономический результат в развитии ресурсного потенциала может быть достигнут при прорывных (кардинально новых) технологиях, ведущих к повышению технического уровня основных фондов.

Поддержание устойчивых темпов экономического роста промышленного производства, развития и интенсификации использования ресурсного потенциала в период смены одного технологического уклада другим должно реализовываться в каждой из стран, избирающей ориентацию на достижение статуса промышленно развитой страны. Смена технологического уклада в народном хозяйстве должна сопровождаться массовым выбытием физически изношенной и морально устаревшей техники [2].

Массовое техническое перевооружение в 1980-1985 гг. осуществлялось в таких промышленно развитых странах, как Япония, США, Германия, не только посредством обновления и модернизации основных фондов, но и ликвидации нерентабельных производств и предприятий, выпускающих продукцию с низким уровнем конкурентоспособности. При этом прекращали свою деятельность сотни предприятий текстильной, сталелитейной промышленности, существенно сокращался станочный парк в отраслях металлообработки.

В качестве основных направлений влияния на средне-, долгосрочное развитие промышленного производства, его ресурсного потенциала промыш-ленно развитые страны избирают в различных состояниях ресурсного потенциала промышленности и национальной экономики в целом форму государственного воздействия на повышение технического уровня основного капитала, качества трудовых ресурсов и материальных элементов оборотных фондов, сочетающуюся с децентрализованным влиянием на развитие промышленности и национальной экономики.

Основными мерами воздействия на повышение качества и объема ресурсного потенциала разноуровневыми органами перспективного и стратегического планирования промышленного комплекса и народного хозяйства, на наш взгляд, выступают:

  • непосредственное участие пользователей объектов инвестиционной деятельности в финансировании проектов и программ социально-экономической и научно-технической направленности;
  • дифференцированный подход к налогообложению при решении субъектами хозяйствования промышленного комплекса проблем обновления и модернизации основных фондов, повышения квалификации работников, вложений средств в создание и внедрение технологических, информационных, продуктовых, маркетинговых, организационных новшеств;
  • нормативно-правовое обеспечение инвестиционной и инновационной деятельности промышленных предприятий, сохраняющих высокий качественный уровень или повышающих качество ресурсного потенциала, его ресурсоспособность;
  • обеспечение доступа к информации, содействующей или влияющей на развитие и эффективное использование ресурсного потенциала.

В процессе комплексного воздействия на обновление и модернизацию основных фондов промышленности и народного хозяйства в целом в период 2010-2012 гг. наблюдался рост объемов инвестиций в основной капитал за счет региональных источников финансирования. Так, в 2012 г. вложения финансовых средств в основной капитал из региональных бюджетов составили 12 569 млрд руб., что превысило размеры инвестиций в основной капитал 2010 г. в 14 раз. Однако структура инвестиций из региональных бюджетов в 2012 г. по сравнению с таковой в 2010 г. была меньше на 0,3 процентного пункта, что было связано с ростом объема проектного инвестирования из федерального бюджета.

В этой связи следует отметить два фактора бюджетного инвестирования, влияющих на повышение технического уровня основных фондов. Во-первых, это недостаточный объем финансовых средств в обновление и модернизацию основных фондов из федерального бюджета. Бюджетные федеральные средства, направляемые на проектное инвестирование за период времени 2010-2012 гг., были существенно ниже размера региональных бюджетных инвестиций в основной капитал.

Во-вторых, наметилась тенденция положительного влияния инвестиций, направляемых в основной капитал из федерального бюджета, на изменение доли проектного инвестирования промышленного комплекса и народного хозяйства в общем объеме инвестиций, а также на уменьшающееся соотношение объемов инвестиций в основной капитал из региональных бюджетов и инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, источником которых является федеральный бюджет.

В этой связи отметим, что для каждого субъекта хозяйствования промышленного производства необходимо принимать альтернативное решение проблемы повышения технического уровня основных фондов, квалификации персонала и использования материалов-заменителей, по своим качествам не уступающим традиционным материалам, но более дешевым [1].

Альтернативность применения стратегии в использовании собственных и привлеченных средств для перспективного качественного и количественного роста всех составляющих ресурсного потенциала состоит в том, чтобы определить, какому из источников доминирующего финансирования проектного и фондового инвестирования следует отдавать предпочтение. При этом продолжение действия сложившихся тенденций в уменьшении структурной доли собственных средств и увеличении доли привлеченных средств для проектного инвестирования может привести к необратимым последствиям негативного характера, связанным с невозвратом кредитных средств, полученных в банках, с рисками низкой доходности вложенных бюджетных средств, средств сторонних инвесторов в обновление и модернизацию основных фондов, отсутствием доходности инвестиций, а также невозвратом части или полностью всего объема денежных средств инвестора.

Литература

1. Карлик А.Е., Рогова Е.М. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2008.

2. Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2014.

3. Рогова И.Н. Направления рационализации систем операционного и стратегического менеджмента промышленных предприятий. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.

4. Сажнева Л.П. Финансово-инвестиционная направленность развития отраслей сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 2(18). С. 76—79.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ