Анализ состава, движения и эффективности использования основных средств

Калпакчи Н.В.
Департамент учета, анализа и аудита,
3 курс
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
Научный руководитель:
Петрусевич Татьяна Викторовна
старший преподаватель Департамента учета,
анализа и аудита Финансовый университет
при Правительстве РФ
Развитие общественных наук
российскими студентами
2017

В статье рассматривается один из постоянно обсуждаемых и дискутируемых вопросов среди аналитиков и экономистов: основных средства, сложность их оценки и роль основных средств в экономике в целом.

Текущий кризис в российской экономике - это сложность, адаптироваться к которой для большинства российских компаний в настоящий момент чрезвычайно проблематично. Именно в такие моменты вопрос понимания эффективности бизнеса компании встаёт особенно остро, и как было выявлено раннее, на эту эффективность непосредственно оказывают влияние и использование основных средств в организации, чем и обусловлена актуальность выбранной темы для исследования. Наиболее характерные примеры компаний, прочувствовавших на себе негативные факторы кризиса - компании-импортёры. Одна из них - российская торговая сеть «М.Видео», основной деятельностью которой является розничная продажа бытовой техники и электроники (преимущественно, импортированной), она является единственной в России непродовольственной сетью в форме публичного общества.

Сеть основана в марте 1993 года, акции компании котируются на ведущих российских биржевых площадках - РТС и ММВБ с ноября 2007 года. В настоящий момент компания представлена более чем 370 магазинами в 161 городе России, использующих унифицированный формат торгового зала площадью 1 500 - 1 800 квадратных метров, а также интернет-магазином. Чистая выручка (без учета НДС) «М.Видео» по итогам 2015 года составила 161,691 млрд руб., что на 6,4% меньше, чем было годом ранее, следует из отчета компании, подготовленного в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом, учитывая то, что с 2007 года, когда компания стала публичной, она ни разу не показывала падение продаж по году, и даже в кризисном 2009 году ритейлер показал небольшой рост выручки - 1,4 процента, стало интересным проанализировать деятельность именно данной компании.

Данные о наличии и движении основных средств организации в 2016 году отражаются в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности. По данных той формы можно определить изменение суммы основных средств в целом и отдельно по группам на конец года по сравнению с началом.

В анализируемой организации основные средства в отчетности выделены в 6 групп: здания, вложения в арендованные основные средства, незавершенное строительство и оборудование к установке, торговое оборудование, охранное оборудование и прочие. При этом наибольший удельный вес в общей совокупности объектов основных средств замечен по торговому оборудованию и равен он 26,05%, здания составляют 25,9%. Наименьшая стоимость по группе «незавершенное строительство и оборудование к установке» - всего 1,13%. Что может свидетельствовать о маленьких затратах организации на приобретение новых внеоборотных активов.

Видно, что темп увеличения стоимости основных средств организации в 2016 году составил 6,67%, в абсолютном выражении составил 1,4 млрд.руб., на это существенное влияние оказало поступление основных средств по группе - прочие в сумме 499 млн.руб. Также, в организации увеличение стоимости основных средств по всем группам, в том числе увеличение по группе торговое оборудование на 399 млн.руб.. По группе «незавершенное строительство и оборудования к установке» прирост был замечен на 30%, хотя в абсолютном значении увеличение составило всего 71 млн.руб. Таким образом, в целом можно отметить положительные сдвиги в составе основных средств предприятия.

Доля активной части основных средств в «М.Видео» составляет порядка 40%, это довольно низкий показатель, при этом положительно то, что по сравнению с 2015 годом, произошло их увеличение. Такой результат связан с отраслевой принадлежностью организации, поскольку для осуществления торговли организации нужны здания, сооружения, а их стоимость по сравнению с другими активами на сегодняшний день велика.

Проведя, анализ движения и состояния (см. Приложение 4), было выявлено, что 2016 год был активным по части приобретения основных средств, это сказалось на относительных показателях движения, например на темпах роста коэффициентов поступления (на 1,35), расширения (на 25,15). Повышение коэффициента поступления означает увеличение в общем объеме поступивших, зачастую новых основных средств, более эффективных, что создает условия для увеличения продаж в АО «М.Видео» и его конкурентоспособности на рынке.

На конец 2014 года 13,91% основных средств в общей сумме были новыми, в 2015 - в 2 раза меньше (6,53%).

Коэффициент годности в рассматриваемый период с 2014-2016 гг. имеет тенденцию к снижению, это свидетельствует об ухудшении технического состояния основных фондов организации. Обратный данному, коэффициент износа, соответственно увеличивается: на конец 2016 г. он составил 63,11%, т.е.больше половины имеющихся основных средств организации амортизированы. Учитывая то, что метод начисления амортизации в организации линейный по всем видам основных средств, такой высокий износ говорит о реально плохом состоянии данного вида активов.

Если рассмотреть коэффициент износа по группам основных средств (см. Приложение 4), то видно что в 2016 году самый высокий коэффициент износа по охранному оборудованию - 85,9%, на втором месте -капитальные вложения в арендованные ОС (76,53%), наименьший износ был у зданий и равен он 41,16%. Коэффициенты износа с каждым годом возрастали по всем группам.

В 2014 и 2016 году коэффициент выбытия - 4,49% и 1,65% соответственно меньше коэффициента поступления 13,91 и 7,88 соответственно, а значит имеет место суженное воспроизводство основных средств. Превышение величины коэффициента поступления над коэффициентом выбытия основных фондов свидетельствует о том, что в организации идет процесс обновления и физического износа основных средств только слишком медленными темпами.

Таким образом, анализ состава и движения основных средств выявил следующие особенности:

  • в АО «М.Видео» слишком высокий износ основных средств;
  • структура основных средств не слишком изменилась в 2016 году по сравнению с предыдущим годом;
  • срок обновления в 2016 году немного уменьшился по сравнению с 2015 годом, при этом по сравнению с 2014 годом увеличился в 2 раза.

Таким образом, в работе был проведен анализ состава, движения и эффективности использования основных средств в торговой организации «М.Видео». В целом можно отметить, что рассматриваемая организация обеспечена основными средствами в необходимом количестве и ассортименте. Увеличение основных средств по всем группам свидетельствует о правильной политике, проводимой в организации, направленной на перевооружение.

Список использованных источников:

1. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - Москва: Экономика, 2011. - 479 с.

2. Информационный веб-портал медиа холдинга «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru

3. Официальный сайт компании «М.Видео» » [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mvideo.ru

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ