А.Г. Гузнов
Кандидат юридических наук, Заслуженный юрист РФ,
директор Юридического департамента Банка России;
Вестник Саратовской государственной юридической академии
№1 2016
В статье рассматриваются современные подходы к вопросам предотвращения банкротства кредитных организаций в России с участием Агентства по страхованию вкладов, сформировавшиеся под влиянием глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.
Мировой финансовый кризис заставил пересмотреть подходы к предотвращению банкротства кредитных организаций в России. Предоставление Агентству по страхованию вкладов (далее — АСВ) полномочий участвовать в процессах финансового оздоровления банков впервые было осуществлено в 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»1. Практика применения механизмов, предусмотренных указанным Законом, показала, что с помощью контролируемых или управляемых со стороны публичных органов мероприятий можно добиться сохранения инфраструктуры банка, обеспечить более высокую стоимость его активов и в конечном итоге снизить нагрузку на фонд страхования вкладов, который формируется за счет взносов банков-участников системы страхования вкладов и за счет средств которого осуществляются выплаты вкладчикам банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Именно необходимость уменьшения расходов стала весомой причиной предоставления АСВ полномочий по участию в урегулировании несостоятельности банков на постоянной основе.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 42, ст. 4698.
С учетом того, что цель привлечения АСВ к мероприятиям по урегулированию несостоятельности банка состояла в уменьшении финансовой нагрузки на фонд страхования вкладов, его полномочия распространяются только на банки-участники системы страхования вкладов. В ст. 187.9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее — Закон о банкротстве) прямо выделяются специальные меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, которые осуществляются с участием Агентства.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.
Агентство участвует в урегулировании несостоятельности банка в двух формах, отличающихся системами процедур:
В соответствии со ст. 189.47 Закона о банкротстве Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы. Закон определил признаки неустойчивого финансового положения банка, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков). К ним, в частности, относятся отражение банком в отчетности и (или) установление Банком России, Агентством или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению банком обязательных нормативов, и (или) сроков исполнения банком обязательств, и (или) условий участия в системе обязательного страхования вкладов и (или) возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банка, и (или) наличие иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).
До направления предложения об участии Агентства в осуществлении соответствующих мер Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и представителей Агентства в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка.
По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и представители Агентства направляют в Банк России и Агентство совместный отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка. Указанное решение принимается Комитетом банковского надзора Банка России.
Важными, с точки зрения обеспечения устойчивой деятельности банка, в отношении которого предполагается осуществить меры по предупреждению его банкротства, являются ограничения на принятие решений о применении мер принуждения. Так, со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
Закон определил принципы и сроки принятия Агентством решения об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Решение Агентства по вопросу о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается им исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходования средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства. При этом Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка уведомляет Банк России о принятии решения о своем участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка либо об отказе от такого участия.
Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом Банк России вправе отказать в утверждении плана участия Агентства.
При осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Агентство вправе оказывать финансовую помощь:
Финансовая помощь может быть двух видов:
Финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств Агентства оказывается Агентством при одновременном соблюдении следующих условий:
Приобретение акций (долей) санируемого банка осуществляется двумя способами:
Процедура принудительного уменьшения уставного капитал осуществляется при назначении в санируемый банк временной администрации на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом в отличие от общего порядка функционирования временной администрации функции временной администрации по управлению банком могут быть возложены приказом Банка России на Агентство. Агентство осуществляет функции и полномочия временной администрации по управлению банком через представителя, назначенного им из числа своих работников и действующего на основании доверенности.
Временная администрация по управлению банком, функции которой возложены на Агентство, осуществляет те же функции и обладает теми же полномочиями, которые предоставлены временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии со ст. 189.31 Закона о банкротстве, т.е. при приостановлении полномочий органов управления банка. Вместе с тем полномочия временной администрации в период реализации плана мер по предупреждению банкротства банка имеют и ряд особенностей. Так, в период деятельности временной администрации при реализации плана мер по предупреждению банкротства банка приостанавливаются:
Кроме того, временная администрация по управлению банком вправе:
Временная администрация не принимает решение, а именно осуществляет действия, направленные на уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение — до одного рубля, принимает Банк России (Комитет банковского надзора). При этом величина собственных средств (капитала) банка не принимается, исходя из отчетных данных, сформированных бывшим руководством банка и могущих быть фальсифицированными, а рассчитывается временной администрацией в соответствии с порядком, установленным Банком России в Положении Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")»3.
3 См.: Вестник Банка России. 2013. № 11. 27 февр.
На основании указанного решения временная администрация по управлению кредитной организацией обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов банка в соответствие с принятым решением. Для банков, действующих в форме акционерного общества, временная администрация по управлению кредитной организацией принимает также решение о размещении акций, подготавливает и утверждает решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
Закон о банкротстве определил, что на процедуру уменьшения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения ряда федеральных законов, в частности:
После уменьшения уставного капитала временной администрацией по управлению кредитной организацией может быть принято решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка. Дополнительный выпуск акций банка может быть полностью или частично приобретен Агентством. Оно также может внести вклад в уставной капитал банка, действующего в форме ООО. По завершении данной процедуры Агентство получает права и возможности лица, контролирующего санируемый банк, и в дальнейшем осуществляет меры по предупреждению банкротства банка в рамках отношений «основной владелец акций (долей) — подконтрольное (дочернее) общество».
Кроме Агентства, приобретателем акций (долей) может быть инвестор (инвесторы). Закон о банкротстве четко оговаривает, что участниками размещения дополнительного выпуска акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал) банка не могут являться акционеры (участники) банка, владевшие более 1% его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в предупреждении банкротства банка, и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка.
Доля участия Агентства и (или) инвестора в уставном капитале банка по итогам его увеличения должна составлять не менее 75% обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, предоставляющих не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).
На процедуры увеличения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
Закон о банкротстве ввел требование, обязывающее Агентство осуществить продажу акций (долей) санируемого банка, которыми оно владеет, в случае получения оферты о продаже данных акций (долей). Данное требование введено в Закон для того, чтобы не ограничивалась конкуренция на рынке банковских услуг и не происходила концентрация капитала в руках Агентства и косвенно в руках государства. Продажа осуществляется путем выставления на публичные торги.
При этом, если в санации банка участвуют инвесторы, то Агентство и инвесторы вправе предусмотреть в заключаемом между ними соглашении (договоре) обязательство инвестора (инвесторов) приобрести в будущем все принадлежащие Агентству акции (доли) соответствующего банка.
Закон ограничивает круг лиц, которые могут выступать в качестве приобретателей акций (долей) санируемого банка. В частности, таковыми не могут быть акционеры (участники) банка, владевшие более чем 1% его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
Таким образом, после событий глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. подход к вопросу несостоятельности банков был скорректирован: основной задачей стало задействовать механизмы предотвращения банкротства на возможно более ранней стадии и попытаться сохранить те институты, которые жизненно необходимы для функционирования экономики.