Владимир Колотухин,
завсектором научно-технологического развития
отдела инновационной политики Института экономики НАН Беларуси
Наука и инновации
№2 (192) 2019
Аннотация. Статья содержит аналитический обзор результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, коммерциализации объектов промышленной собственности (ОПС). Приведены причины снижения патентной активности национальных заявителей и предложены меры по развитию данного рынка.
Наука становится одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными факторами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса обеспечивает конкурентоспособность как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий в частности. Во-вторых, наука превратилась в специфическую сферу товарного производства, поставляющую очень дорогостоящую продукцию - объекты промышленной собственности.
Рынок ОПС специфичен, он отличается неэластичностью (характеризуется слабым влиянием цены на объем спроса), а также нишевой специализацией, сегментацией. Ценовая конкуренция здесь практически неэффективна в силу того, что снижением стоимости невозможно предотвратить появление нового конкурента.
Как научно-техническая продукция объекты промышленной собственности не носят массового характера. Отсутствие традиционных каналов сбыта определяет значимость комплекса мероприятий по их продвижению на рынок и необходимость формирования соответствующей инфраструктуры. Процесс создания и коммерциализации результатов исследований связан с высокой степенью рисков.
Патентная монополия и монополия секретности на ноу-хау лежат в основе развития современного рынка научно-технической продукции. Владельцы новых технологий, защищенных патентом, оказываются в привилегированном положении по отношению к конкурентам, что позволяет им обеспечить себе сверхприбыль как от ее использования, так от реализации по лицензиям [1]. Проанализируем результаты патентной деятельности в нашей стране.
Как свидетельствуют данные табл. 1, в 2017 г. подано 524 заявки на выдачу патента на изобретение (из них 434 - от национальных заявителей), на промышленные образцы - 202 (112), полезные модели - 453 (400), однако это в 1,5-3 раза меньше, чем в 2011 г. [2].
Таблица 1. Динамика подачи заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в Республике Беларусь за 2011-2017 гг. Источник: [2]
Годы | Подано заявок на выдачу патентов на изобретения | Подано заявок на выдачу патентов на полезную модель | Подано заявок на выдачу патентов на промышленный образец |
2011 | 1871 | 1090 | 311 |
2012 | 1871 | 1188 | 320 |
2013 | 1634 | 1146 | 330 |
2014 | 757 | 485 | 329 |
2015 | 691 | 455 | 211 |
2016 | 521 | 416 | 262 |
2017 | 524 | 453 | 202 |
Основной причиной сокращения количества заявок и регистраций ОПС в 2014-2017 гг. стало увеличение в 6-7 раз патентных пошлин для резидентов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.12.2013 г. №96-3. Всего за год это привело к падению числа национальных патентозаявителей в 2,3 раза, такая же тенденция сохранилась и в последующие годы. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении патентования полезных моделей, промышленных образцов и изобретений (табл. 2).
Таблица 2. Динамика выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в Республике Беларусь за 1996-2017 гг. Источник: [2]
Период (годы) | Зарегистрировано патентов на изобретения | Зарегистрировано патентов на полезную модель | Зарегистрировано патентов на промышленный образец |
1996-2000 | 2635 | 259 | 343 |
2001-2005 | 4066 | 2358 | 608 |
2006-2010 | 6280 | 4526 | 1061 |
2011-2015 | 5764 | 3847 | 1468 |
2013 | 1117 | 952 | 294 |
2014 | 980 | 558 | 354 |
2015 | 902 | 379 | 230 |
2016 | 941 | 341 | 174 |
2017 | 850 | 306 | 217 |
В структуре патентов на объекты промышленной собственности в 2017 г. преобладают изобретения, они составляют 44%, а также полезные модели - 38%. Это свидетельствует о том, что в основе патентов лежат в большей степени результаты фундаментальных исследований [2].
Следует отметить, что в Республике Беларусь крайне мало международных заявок на изобретения. Национальными заявителями за годы существования патентной системы их подано только 268, или 0,8% от общего количества заявок (в 2012 г. - 7, в 2016 г. - 8, в 2017 г. - 23), недостаточно также и евразийских - 1498, или 4,6% (соответственно 100, 119 и 113) [3].
Активность национальных заявителей остается низкой по причине того, что недостаточный уровень финансирования науки, отсталая материально-техническая база отдельных научных учреждений не позволяют создавать научно-техническую продукцию с мировым уровнем новизны. К тому же коммерциализацию изобретений зачастую затрудняет технологический уровень и техническое оснащение отдельных предприятий.
В значительной степени неблагоприятная динамика торгового обмена отечественной наукоемкой продукцией обусловлена низким уровнем ее патентной защиты на зарубежных рынках. Немногие отечественные правообладатели технологий мирового уровня могут подать заявку на изобретение и обеспечить поддержание патентов в нескольких развитых странах ввиду их большой стоимости (десятки тысяч долларов). Получать патент на изобретение в одном государстве, не защищая нововведение одновременно в других, рискованно (конкуренты могут продублировать изобретение, запатентовать в соседних странах и организовать параллельное производство). Поэтому, не имея собственных ресурсов и государственной поддержки по патентованию изобретений за рубежом, научные организации и предприятия используют в качестве альтернативного способа сохранения интеллектуальной собственности ноу-хау, что ограничивает масштаб коммерциализации объектов промышленной собственности в пределах национальной экономики.
В последние десятилетия значительно сократился временной интервал между открытием новых знаний и их практическим использованием, поэтому главная роль в конкурентной борьбе на мировом рынке высокотехнологичных товаров отводится патентно-лицензионным структурам (их кадровому потенциалу), которые оформляют и закрепляют первенство. Поэтому в нашей стране необходимо активизировать патентно-лицензионную деятельность, а также увеличить затраты на ее проведение, связанные с правовой охраной, последующей защитой и коммерциализацией нововведений.
В нашей стране предпринимаются определенные меры в этом направлении. Так, в 2017 г. Национальный центр интеллектуальной собственности предложил внести изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь: установить льготы по уплате патентных пошлин для организаций, аккредитованных в качестве научных (25% от установленного размера), однако указанная инициатива пока не нашла отражения в Налоговом кодексе [3]. В 2009-2017 гг. принят ряд законодательных актов, стимулирующих субъекты хозяйствования и физических лиц к созданию и введению в хозяйственный оборот ОПС. Наиболее значимые льготы - освобождение от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с оборота по реализации на территории республики имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, права промышленной собственности (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг). В результате активизировалась коммерциализация ОПС. В 2017 г. было заключено 428 лицензионных договоров, что на 18% (или на 64 единицы) больше, чем в 2015-м [2]. Их доля в общем объеме зарегистрированных договоров выросла и составила 55,5% (в 2016 г. - 48,5%), как и доля комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) - 11% (в 2016 г. - 8,5%). В прошлые годы лицензиары в большей степени уступали права на объекты промышленной собственности и тем самым лишались возможности контролировать процесс коммерциализации своих новшеств [2].
Рост количества предложений о коммерческом использовании патентов на изобретения на Бирже интеллектуальной собственности (по состоянию на 15 июня 2017 г. их зарегистрировано 2194) говорит об активизации участия авторов патентов в коммерциализации своих разработок [2]. Объем экспорта ОПС Беларуси, хотя и незначительно, но также растет, и составил 32 млн долл. Однако в основном (79,6%) это были поступления по договорам, позволяющим распоряжаться имущественными правами на исследования и разработки, незащищенные патентами [4].
Объем и структура доходов от коммерциализации результатов научно-технической деятельности в разрезе объектов интеллектуальной собственности во многом определяется развитостью в научных организациях патентно-лицензионных служб. Там, где они эффективно функционируют, объектом продаж являются изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, а где недостаточно укомплектованы - научные отчеты, конструкторско-технологическая документация. Чем выше степень патентной защиты научной продукции, тем при прочих равных условиях она дороже. Поэтому первостепенной задачей исследовательских учреждений является укрепление патентно-лицензионных и маркетинговых подразделений, повышение уровня оплаты труда (к примеру, можно распространить условия оплаты научных сотрудников на патентоведов и маркетологов).
Рынок научно-технической продукции Беларуси характеризуется превышением предложения над спросом. С одной стороны, это связано с тем, что за многие годы накопилось большое число невостребованных разработок, с другой - сказывается недостаточно высокая инновационная активность предприятий, а также отсутствие адекватной оценки интеллектуальной собственности, неразвитые рыночные отношения и слабое функционирование фондового рынка в стране.
Наиболее эффективный способ коммерциализации ОПС - открытие малых инновационных предприятий на базе производства продукции, в основе которой лежат научные разработки. Для реализации данной инициативы предлагается создать специализированную коммерческую структуру, в функции которой входили бы проведение экспертной оценки коммерческого потенциала результата научных исследований; изучение конъюнктуры рынка; финансовая поддержка новых разработок; контроль за изготовлением конкурентоспособных изделий; продвижение ОПС на отечественные и иностранные рынки. Такая служба может быть образована на базе технопарка и состоять из управляющей компании, маркетинговой и патентной служб, таможенного брокера (аналогичные субъекты эффективно функционируют в США, странах ЕС и в России). Подобные подразделения будут позиционировать себя в качестве бизнес-партнера новаторов, решивших заняться коммерциализацией своих идей через малые инновационные предприятия. Вклад научного сотрудника определяется качеством, уровнем проработки нововведения, его перспективностью и составляет до 50% от стоимости вновь созданной фирмы, которая со временем выставляется на продажу. Первоначальным капиталом названной структуры, наряду с внебюджетными средствами, могут стать патентные пошлины за ряд лет, которые государство предоставляет в виде беспроцентного кредита.
Как было отмечено, большинство действующих белорусских производств работает на традиционных технологиях, что во многом сдерживает коммерциализацию изобретений. Не развито взаимодействие с ТНК, в большей степени оно ориентировано на создание товаропроводящей сети или приобретение лицензий, чем на совместное производство наукоемкой продукции.
О незначительном влиянии результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности на производство инновационных товаров и услуг в Республике Беларусь говорит тот факт, что из их общего объема в 2017 г. новыми для внутреннего рынка были 49,1%, для мирового - 0,6% [4].
Основная цель Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. - перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. В процессе ее реализации планируется создать сотни новых предприятий и производств. Для этого инновационная стратегия развития страны обязательно должна быть подкреплена глубокими исследованиями рынка. Нельзя рассчитывать на то, что если продукт будет современным и высокотехнологичным, то он автоматически будет востребованным, конкурентоспособным и высокорентабельным. Следует помнить, что мерилом качества является покупатель, а не число новейших технологий, использованных в производстве товара.
В последние годы Республика Беларусь активно создает за рубежом товаропроводящие сети, а этому процессу должны предшествовать серьезные маркетинговые исследования, которые определяют, какие отечественные товары и где могут иметь наибольший успех, каких результатов на тех или иных рынках можно достичь и что производители должны для этого сделать.
В Республике Беларусь в 2017 г. из 416 инновационно активных предприятий маркетинговые исследования проводили только 15,1%. Это объясняется тем, что в период создания новых продуктов и освоения рынков субъекты хозяйствования имеют значительные расходы на маркетинг и невысокие объемы продаж, ограничены в средствах для продвижения своих товаров [4].
При обосновании необходимости организации производства новой продукции в первую очередь следует определить объем возможного рынка, который как минимум в 50-100 раз должен превышать затраты на разработку, выпуск и реализацию нового продукта, а также показать преимущества изделия или технологии по сравнению с имеющимися аналогами [5].
Необходимо увязать инновационную политику предприятия с маркетинговой стратегией. Проблемным организациям вместо оказания прямой финансовой помощи следует выделить средства на маркетинговые исследования из централизованного инновационного фонда и разработать маркетинговую стратегию, определить перспективные ниши.
Результаты патентно-лицензионных и маркетинговых исследований научных разработок способны изменить (уточнить) приоритеты в развитии отечественной науки. Она в большей степени будет выражать потребности реального сектора экономики и социальной сферы, сформирует спрос на научную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, повысив тем самым восприимчивость предприятий к инновациям.
Список использованных источников
1. Кудашов В.И., Нечепуренко Ю.В. Интеллектуальная собственность: экономические и организационно-правовые механизмы управления. - Минск, 2013.
2. Аналитические доклады «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам с 1996 по 2017 годы». -Минск, 1997-2018 годы.
3. Годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь за 2017 год // ncip@belgospatent.by.
4. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году: статистический бюллетень. - Минск, 2018.
5. Кудашов В.И. Коммерциализация инноваций // Наука и инновации. 2013. № 9.С. 32-34.